Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:56, курсовая работа
Цель исследования: изучить внимание дошкольников с нарушениями зрения, а также подобрать дидактические игры, способствующие развитию внимания детей данной категории.
Объектом изучения в работе выступает процесс внимания в старшем дошкольном возрасте детей с нарушениями зрения.
Предметом исследования мы выделили особенности проявлений внимания у старших дошкольников с нарушениями зрения и использование дидактических игр как средства развития внимания.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава1. Теоретические аспекты изучения процессов внимания у дошкольников с нарушением зрения.
1.1. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников с нарушением зрения ……………………………………………………………....5
1.2. Дидактическая игра и ее роль в развитии внимания дошкольников в норме и с нарушениями зрения…………………………………………………14
Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей старшего возраста с нарушениями зрения в процессе проведения дидактических игр
2.1. Цель, задачи и организация эксперимента………………………………...23
2.2. Методики экспериментального исследования……………………………26
2.3. Результаты эксперимента…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………………...40
Процедура проведения: Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Выводы об уровне
развития переключаемости и
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
N = n1- n2 - n3 *100%
N - общее количество фигур
n1 - количество правильно проставленных фигур
n2- количество пропущенных фигур
n3 - количество ошибочно проставленных фигур
Оценка результатов:
0 -20% - очень низкий уровень
21 - 40% - низкий уровень
41 - 60% - средний уровень
61 - 80% - высокий уровень
81 - 100% - очень высокий уровень
Примечание: стимульный материал мы адаптировали для детей с нарушениями зрения. В данной гр. детского сада дети разделены на 3 гр. по степени остроты зрения, поэтому стимульный материал был выполнен в трех вариантах - очень крупный шрифт, крупный и средний. Для детей с низким зрением контур фигур был выделен более ярко.
2.3 Результаты констатирующего эксперимента
Результаты методики 1 «Запомни и расставь точки»
К процедуре обследования дети отнеслись с интересом - расспрашивали о том, чем они сейчас будут заниматься, с удовольствием приняли предложение поиграть. При выполнении задания девочки были сосредоточены, старались. Артем во время задания отвлекался, смотрел по сторонам, разговаривал. Сережа не мог сосредоточиться на задании, даже не пытался запомнить расположение точек, расставлял наугад, несколько карточек оставил пустыми.
Обработав результаты методики, мы видим, что показатели объема внимания у детей различны - от высокого уровня до очень низкого.
В таблице 2.1 отражены результаты выполнения детьми данной методики.
Таблица 2.1. Показатели выполнения методики 1 по выявлению объема внимания
Список детей |
Кол-во отмеченных точек |
Кол-во баллов |
Выводы об уровне объема внимания |
|
Катя Е. |
3 |
6 |
средний |
|
Маша Н. |
3 |
6 |
средний |
|
Соня М. |
5 |
8 |
высокий |
|
Артем С. |
2 |
4 |
низкий |
|
Сергей С. |
1 |
3 |
очень низкий |
|
Юля Т. |
5 |
8 |
высокий |
Результаты методики 2 «Найди и вычеркни»
При выполнении данной методики Юля рассказывала о покупке ей нового платья, Артем выполнял задание с неохотой, для него потребовалось повторное объяснение задания. Остальные дети не отвлекались, выполняли задание с интересом.
При обработке данных учитывалось сколько фигур просмотрел ребенок за каждые 30 сек., и за все количество времени, затем по каждому времени вычислялся показатель продуктивности и устойчивости внимания и на каждого ребенка строился график, где наглядно было видно в каких зонах он располагается и как колеблется внимание у ребенка. На основе всех полученных данных делался вывод о продуктивности и устойчивости внимания детей. Под продуктивностью внимания в данной методике понимается объем просмотренных фигур и количество допущенных ошибок.
Например, Катя просмотрела все фигуры не за 2,5 мин, а всего за 2 мин., но при этом допустила 2 ошибки. Маша За отпущенное время просмотрела все фигуры, не допустив при этом ни одной ошибки. Артем за отведенное время просмотрел только половину фигур, допустив при этом 3 ошибки.
Результаты выполнения детьми данной методики отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Результаты методики 2 по выявлению продуктивности внимания
Список детей |
Кол-во фигур просмотренных за время работы |
Кол-во допущенных ошибок |
Кол-во баллов |
Выводы о продуктивности и устойчивости внимания |
|
Катя Е. |
t1- 28; t2- 28; t3- 32; t4 - 34 |
2 |
6 |
среднепродуктивное устойчивое |
|
Маша Н. |
t1-14; t2-17; t3-28; t4-26; t5-41 |
0 |
9 |
Высокопродуктивное устойчивое |
|
Соня М. |
t1- 28; t2-31; t3-14; t4- 34; t5-19 |
2 |
5 |
среднепродуктивное неустойчивое |
|
Артем С. |
t1-13; t2-7; t3- 17; t4-23; t5-11 |
3 |
2 |
низкопродуктивное неустойчивое |
|
Сергей С. |
t1-20; t2-25; t3-26; t4-36; t5-19 |
1 |
6 |
Среднепродуктивное неустойчивое |
|
Юля Т. |
t1-15; t2-19; t3- 25; t4-26; t5-41 |
4 |
3 |
Низкопродуктивное неустойчивое |
|
Результаты методики 3 «Проставь значки»
Дети с интересом приняли задание. В процессе выполнения Юля пропустила строку, Маша не доходя до конца строки перескакивала на следующую, Артем во время выполнения задания разговаривал, Катя на бланке просматривала не построчно как было сказано в инструкции, а отмечала значки только в кругах и ромбах. В данной методике уровень концентрации внимания - это количество ошибок за время выполнения задания. У детей 6-7 лет нормой считают 1-2 ошибки за 2 минуты работы.
По результатам задания выявлено, что у детей данной группы преобладает низкий уровень концентрации, переключаемости и распределяемости внимания.
Таблица 2.3. Результаты методики 3 по определению уровня развития концентрации и переключаемости внимания
Список детей |
Кол-во помеченных фигур |
Кол-во ошибок |
% |
Выводы об уровне развития концентрации, переключаемости и распределяемости внимания |
|
Катя Е. |
44 |
6 |
36% |
Низкий |
|
Маша Н. |
50 |
25 |
25% |
Низкий |
|
Соня М. |
63 |
0 |
63% |
Высокий |
|
Артем С. |
35 |
0 |
35% |
Низкий |
|
Сергей С. |
50 |
0 |
50% |
Средний |
|
Юля Т. |
31 |
10 |
21% |
Низкий |
|
Заключение
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение. Внимание играет очень важную роль в познании окружающей действительности и в практической деятельности человека. Из всей совокупности действующих в данный момент на человека раздражителей наиболее полно и отчетливо воспринимаются, а также и запоминаются те, которые привлекают его внимание. Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, объема, устойчивости, распределения и переключения.
В дошкольном возрасте происходит активное развитие внимания, изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством педагогу определенную работу, пусть даже неинтересную. Непроизвольное внимание достигает у детей дошкольного возраста высокой ступени развития, а произвольное внимание только начинает формироваться.
Внимание у детей с нарушениями зрения развивается по закономерностям, общим с детьми с нормальным зрением. Но в силу ограниченности или отсутствия зрительного восприятия оно имеет свои специфические особенности. Это несколько более позднее его формирование, неустойчивость, меньшая концентрация и интенсивность, большая утомляемость.
Дидактические
игры -- одно из средств воспитания и
обучения детей дошкольного возраста.
Характерные особенности
Проведенный констатирующий эксперимент показал, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения преобладает низкий уровень концентрации, переключаемости и распределяемости внимания. Внимание неустойчивое, во время выполнения заданий дети отвлекались, допускали ошибки, пропуски. Некоторые дети не дослушав задание приступали к его выполнению, поэтому приходилось повторять инструкцию дважды. Показатели объема внимания колеблются от высоких до низких. Отношение детей к заданию тоже было различно - одни дети выполняли с видимым интересом, старательно, другие не могли сосредоточиться на задании, часто отвлекались на посторонние разговоры.
Итак, показатели группы достаточно неоднородны. По результатам эксперимента нельзя сказать, что у детей преобладает только низкий уровень развития характеристик внимания, но все же уровень развития внимания не соответствует возрастной норме.
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем -то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы, поэтому развивать внимание детей целесообразно в процессе игры, но в дальнейшем, обучаясь в школе, детям придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
Список литературы
1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре» [текст].-М., 1983.
2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» [текст].-М., 1991.
3. Волчкова В.Н. Конспекты занятий, [текст] Воронеж, 2009.
4. Гаврина С.Е.»
Школа для дошколят» (
5. Давидчук А.Н. «Обучение и игра» [текст].-М. 2006.
6. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. «Чего на свете не бывает?». - М. 1991.
7. Земцова О.Н. «Найди отличия» (развиваем внимание 4-5 лет), - М, 2007.
8. Карпухина Н.А. конспекты занятий. - Воронеж, 2007.
9. Колесникова Е.В. математика для детей 4-5 лет, - М., 2008.
10. Крутецкий В.А. Психология[текст].-М., 1986.
11. Маклаков А.Г. Общая психология. - с.п., 2001
12. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. [текст].-М., 1982.
13. Немов Р.С. Психология 2 том. [текст] - М., 1998.
14. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. [текст].-М., 1985
15. Поддьякова
С.Н. «Умственное воспитание
16. Петерс В.А. Психология и педагогика[текст] - М., Велби, проспект, 2005.
17. Панова Е.Н. дидактические игры младший возраст (выпуск 2) - Воронеж, 2007.
18. Панова Е.Н.
дидактические игры младший
19. Удальцова
Е.И. «Дидактические игры в
воспитании и обучении
20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1997.
21. Чутко Н.Я. развитие внимания дошкольника. - М., 1992.
22. Ядэшко В.И.
Сохина Ф.А, Дошкольная
23. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. 2000
24. Лурия А.Р. Внимание и память: Материалы к курсу лекций по общей психологии / А.Р. Лурия .- 3-е изд.- М., 1975
25. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш.пед.заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995
26. Обучение
и коррекция развития
27. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения.- М., 1999.
28. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям