Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе проведения дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить внимание дошкольников с нарушениями зрения, а также подобрать дидактические игры, способствующие развитию внимания детей данной категории.
Объектом изучения в работе выступает процесс внимания в старшем дошкольном возрасте детей с нарушениями зрения.
Предметом исследования мы выделили особенности проявлений внимания у старших дошкольников с нарушениями зрения и использование дидактических игр как средства развития внимания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава1. Теоретические аспекты изучения процессов внимания у дошкольников с нарушением зрения.
1.1. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников с нарушением зрения ……………………………………………………………....5
1.2. Дидактическая игра и ее роль в развитии внимания дошкольников в норме и с нарушениями зрения…………………………………………………14
Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей старшего возраста с нарушениями зрения в процессе проведения дидактических игр
2.1. Цель, задачи и организация эксперимента………………………………...23
2.2. Методики экспериментального исследования……………………………26
2.3. Результаты эксперимента…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

Кусовая работа 2.doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

Дидактическая игра оказывает  большое влияние на умственное развитие ребенка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, а также систематизирует и углубляет знания. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленными задачами.

В дошкольной педагогике все  дидактические игры можно разделить  на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные  игры.

 

Игры  с предметами

В играх с  предметами используются игрушки и  реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать  сходство и различие предметов. Ценность этих игр: с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Настольно - печатные игры

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Театр картинок по парам. Самое простое задание  в такой игре - нахождение среди  разных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и  с предметами.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях  играющих. В этих играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления  о предметах, углублять знания о  них, использовать их в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы; находят признаки сходства и различия и др. Игры направлены на развитие речи, формирование логического мышления и мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Такие игры способствуют подготовке ребенка к обучению в школе. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для проблемного ребенка эмоциональная сторона организации игры - важное условие. Дефектолог своим поведением, эмоциональным настроем, должен вызывать у него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата. Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой - исполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Дидактические игры развивают сенсорные способности  детей, память и внимание, речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны». Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить для развития внимания. Игры развивают слуховое, зрительное, моторно - двигательное внимание. В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребенка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте, а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания у ребенка еще очень низкая. К 6 -7 годам она значительно увеличивается, но всё же остается еще слабо развитой. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной деятельности. Но в то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность прилагать волевые усилия и развивать устойчивость его внимания, т.к. это необходимые качества для обучения в школе. Дидактические игры способствуют развитию основных характеристик внимания: переключаемости, устойчивости и концентрации, объема. (Петлякова, Подгорная). Возникая в игре ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей. Организация педагогом дидактических игр, основанных на разных формах мыслительной активности, формирует особую черту личности - внимательность.

Дидактическая игра может использоваться как средство всестороннего развития и воспитания детей с нарушениями зрения. (Е.Н. Подколзина, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Хорош и др.) Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям ребенка, имеющего нарушения зрения. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов и врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет. Педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. Одна из важнейших задач руководителя игры слепых и слабовидящих детей - дозирование нагрузки. Ее можно регулировать различными способами: сокращением длительности игры, введением перерывов для отдыха, изменением количества играющих, правил, сменой ролей играющих, переключением на другую игру. У ребенка со зрительной патологией познавательная деятельность нарушена, поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать следующие факторы:

- состояние  остроты зрения ребенка, его  предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового  восприятия, наличие остаточного  зрения,

- возрастные  и индивидуальные возможности  ребенка,

- место и  время проведения игры,

- интересы всех  играющих детей, а иногда и  их настроение.

Следовательно, дидактическая игра может являться стимулом активизировать развитие внимания у дошкольников с нарушениями  зрения.

 

 

 

 

2. Экспериментальное  изучение характеристик внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

2.1 Цель, задачи и организация экспериментального  исследования характеристик внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Цель - исследовать характеристики внимания (объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключение) детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Задачи исследования:

- изучить объем  внимания детей старшего дошкольного  возраста;

- определить  продуктивность и устойчивость  внимания;

- оценить переключаемость и распределяемость внимания;

- оценить степень  произвольной регуляции поведения;

- изучить уровень  волевой готовности (принятие инструкции  и форма, в которой она принимается).

В исследовании приняли участие 6 детей в возрасте 6-7 лет, имеющие нарушения зрения:

Катя Е. - врожденная частичная катаракта (VIS )

Маша Н. - анизометропия  слабой степени обоих глаз, гиперметропия

Соня М. - гиперметропия  высокой степени, амблиопия левого глаза

Артем С. - гиперметропия, астигматизм, амблиопия

Сергей С. - оперированное сходящееся косоглазие

Юля Т. - содружественное  сходящееся косоглазие

У всех детей  имеются сопутствующие заболевания, и речевой диагноз - ФФН.

Для детей с  нарушениями зрения, мы использовали имеющиеся методики Осиповой А.А.

Дифференцированно ( в связи с остротой зрения) предлагался стимульный материал разного размера, процедуры проведения исследования в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей и последствиями влияния недостатков зрения на весь ход психического развития.

Адаптация стимульного  материала при исследовании детей  с нарушениями зрения вызывалась необходимостью его четкого и  точного восприятия детьми и требует  от экспериментатора знания диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и др.

В связи с этим необходимо подбирать материал для обследования и учитывать индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым ребенком. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60 - 100%. Отрицательный контраст предпочтительнее, дети лучше различают чёрные объекты на белом фоне, чем белые на чёрном. Дети также лучше воспринимают заполненные фигуры по сравнению с контурными. Величина предъявляемых объектов была определена в зависимости от двух факторов - возраста и зрительных возможностей. Предъявление стимульного материала должно осуществляться с расстояния не более чем 30 - 33 см от глаз ребёнка, расстояние от глаз определяется для каждого ребёнка индивидуально (20 - 30 см). В цветовой гамме желательно использовать жёлто-красно-оранжевые и зелёные тона.

2.2. Методики  экспериментального исследования

Для исследования характеристик внимания были использованы следующие методики:

Методика 1 «Запомни и расставь точки»

Цель: изучить объем внимания детей

Стимульный  материал: восемь квадратов с точками от двух до девяти, которые складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Детям даются восемь пустых квадратов.

Процедура проведения:

Перед началом  эксперимента ребенок получает следующую  инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку  последовательно, на 1-2 сек. показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

 

Оценка  результатов теста:

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок  смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

Результаты  эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов - ребенок  правильно за отведенное время  воспроизвел на карточке 6 и более  точек.

8-9 баллов - ребенок  безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6 -7 баллов - ребенок  правильно восстановил по памяти  от 3 до 4 точек.

4-5 баллов - ребенок  правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла - ребенок  правильно смог воспроизвести  на карточке не более 1 точки.

Выводы  об уровне объема внимания:

10 баллов - очень  высокий

8-9 баллов - высокий

6-7 баллов - средний

4-5 баллов - низкий

0-3 балла - очень  низкий

 

 

Методика 2 « Найди и вычеркни»

Цель: определить продуктивность и устойчивость внимания детей

Стимульный  материал: таблица, на которой в случайном порядке нарисованы: круг, прямоугольник, треугольник, флажок, звездочка, полукруг, квадрат.

Процедура проведения:

Ребенок перед  началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

"Сейчас мы  с тобой поиграем в такую  игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать вертикальной чертой круг, а флажок перечеркивать крестом. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец".

На этом выполнение задания завершится".

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова "стоп" и "начинай".

 

 

Оценка  результатов теста:

При обработке  и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных  ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все  время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

S=(0.5N-2.8n)/t;

S - показатель  продуктивности и устойчивости  внимания обследованного ребенка;

N - количество  изображений предметов на рисунках, просмотренных ребенком за время  работы;

t - время работы;

n - количество  ошибок, допущенных за время работы. (ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.)

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле  шесть показателей, один - для всего  времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные - для каждого 30-секундного интервала.

Соответственно, переменная t в методике будет принимать  значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа  которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов - показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла

6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов - показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла. 2-3 балла - показатель S находится  в пределах от 0,24 до 0,50 балла. 0-1 балл - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Выводы  об уровне развития продуктивности и  устойчивости внимания

10 баллов - продуктивность  внимания очень высокая, устойчивость  внимания очень высокая.

8-9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов - продуктивность  внимания средняя, устойчивость  внимания средняя.

2-3 балла - продуктивность  внимания низкая, устойчивость внимания  низкая.

0-1 балл - продуктивность  внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая

 

 

 

Методика 3 «Проставь значки»

Цель: оценить концентрацию, переключаемость и распределяемость внимания детей

Стимульный  материал: рисунок с изображением геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, ромб. Вверху рисунка образец с проставленными знаками: квадрат - галочка, треугольник - черта, круг - плюс, ромб - точка.

Информация о работе Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе проведения дидактических игр