Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 05:40, курсовая работа

Описание

В настоящее время данная проблема остается актуальной, в связи с тем что у детей с ОНР отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Речь детей непонятна и неразборчива окружающими, у них скудный словарный запас, отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры слова, у таких детей нарушено фонематическое восприятие, из-за чего наблюдается неправильное произношение некоторых звуков

Содержание

Введение
Глава I:Теоретические аспекты изучения особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.
Развитие звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в норме.
Звукопроизносительная сторона речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Глава 2: Эксперимнтальное исследование звукопризносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Анализ диагностических методик звукопроизносительной стороны реи у детей дошкольного возраста.
Диагностика звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 68.75 Кб (Скачать документ)

Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.

Содержание:

Введение

Глава I:Теоретические аспекты изучения особенностей  звукопроизносительной стороны речи  у детей дошкольного возраста.

  1. Развитие звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в норме.
  2. Звукопроизносительная сторона речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Глава 2: Эксперимнтальное исследование звукопризносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.

  1. Анализ диагностических методик звукопроизносительной стороны реи у детей дошкольного возраста.
  2. Диагностика звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

Приложение.

Введение

В настоящее время данная проблема остается актуальной, в связи  с тем что у детей с ОНР отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Речь детей непонятна и неразборчива окружающими, у них скудный словарный запас, отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры слова, у таких детей нарушено фонематическое восприятие, из-за чего наблюдается неправильное произношение некоторых звуков

У детей старшего дошкольного  возраста с ОНР самым распространенным недостатком речи является нарушение  звукопроизношения, которое может  встречаться на любом уровне общего недоразвития речи. Данные нарушения  создают препятствия для общения  ребенка с окружающими. Кроме  того, воспитание правильного звукопроизношения  имеет очень большое значение для дальнейшего развития дошкольника, т. к. ранняя коррекция дефекта является наиболее продуктивной и предупреждает  трудности обучения в школе.

Объектом нашего изучения стала звукопроизносительная сторона речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является звукопроизносительная сторона речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.

Задачи исследования:

1.определить  становление звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

2.рассмотреть различные  точки зрения на изучаемый  нами вопрос и определить основные  понятия: общее недоразвитие речи, уровни и причины ОНР; звукопроизносительная сторона речи.

3. изучить особенности  звукопроизносительной стороны речи у детей.

4. Отобрать диагностический  инструментарий для изучения  состояния звукопроизносительной стороны речи  у дошкольников с речевым недоразвитием третьего уровня.

 

Методологическую  базу исследования составляют труды отечественных ученых психологов и дефектологов, таких как Волкова Л.С. Лалаева Р.И.,  Фомичева М.Ф., Летуновская С.В., Гвоздев А.Н, Ляпидевский С.С, Жукова Н.С, Левина Р.Е, Правдина О.В, Селивестров В.И, Филичева Т.Б. и Чевелева Н.А.

Работа включает в себя две главы, в которых  раскрываются основные вопросы, касающиеся особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей с ОНР третьего уровня. Первая глава представляет теоретико-методологические основы особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Вторая глава раскрывает экспериментальное изучение уровня сформированности звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Глава I:Теоретические аспекты изучения особенностей  звукопроизносительной стороны речи  у детей.

1.Развитие звукопроизносительной стороны речи у детей в норме.

Данной проблемой занимались многие авторы, например такие как А.Н.Гвоздев, Н.Х.Швачкин, М. Е.Хватяцев, Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина Е. И. Радина, М. Ф. Фомичева, Г. М. Лямина, А. И. Максаков, М. М.Алексеева и др.

Овладение детьми звуками  речи имеет свои закономерности. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б.Эльконина, начинается с того момента, когда язык становится средством общения, т. е когда дети начинают понимать слова взрослых, обращенные к ним, и произносить первые самостоятельные слова.

Раннее понимание ребенком слов связано с восприятием ритмико-мелодической структуры слова или фразы.

Н.Х. Швачкин. Установил, что ребенок оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: сначала интонацию ( 4-6мес), затем ритм (6-12мес) и звуковой состав слова (после одного года). Основными компонентами произносительной стороны речи является ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).

 

Под интонацией понимается совокупность произносительных средств, которыми выражается смысловые отношения  и эмоциональные оттенки речи. Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства. Еще не понимая ни одного слова, ребенок безошибочно различает в речи взрослого интонации ласки, одобрения, порицания, гнева. Ко 2-3-му месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. В период гуления, помимо сигналов неудовольствия, выраженных криком, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия ребенка, которая время от времени начинает носить выражение радости. В 9-10 месяцев он способен копировать интонации. Детям не нужно объяснять особенности просодем, составляющих ту или иную законченную интонацию. Им просто предлагают послушать эту интонацию и запомнить. Дети усваивают ее бессознательно. В разных возрастных группах работа по усвоению законченной интонации усложняется: в средней группе дети работают над произнесением простых предложений, сначала менее, а потом более распространенных. В возрасте шести лет переходят к

усвоению повествовательных  и вопросительных интонаций сложных

предложений. Повествовательной  интонацией дети овладевают спонтанно, без специального обучения. Еще не умея произносить отдельные слова, малыш «умеет произносить» повествовательное предложение, т.е. его интонацию. Это происходит к концу второго – началу третьего года жизни. К этому же времени ребенок начинает задавать вопросы: «что это?», «кто это?». Значит и вопросительная интонация доступна детям третьего года жизни. Но для полного ее усвоения детей надо тренировать в модуляции тона по высоте тона.

Интонация включает следующие элементы: ритм, темп, тембр и мелодику речи.

Мелодика речи в учебнике М.Ф Фомичевой «Воспитание у детей  правильного произношения» понимается как повышение и понижение голоса. Так же ритм – это равномерное чередование ударных и безударных слогов. У нормально развивающихся детей не наблюдается резких нарушений в ритме речи, данной структурой слова ребенок овладевает постепенно. Темп – это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным. Ребенок, особенно младшего возраста, склонен к быстрой речи, делает короткие и неуместные паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Только к 4летнему возрасту речевое дыхание удлиняется, голос приобретает нужный тембр, ребёнок может регулировать его громкость. Темп речи вначале медленный, а затем ускоряется по мере овладения беглой речью.

Тембр – эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивление, грусти, радости и т.д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигается путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста. Опыт свидетельствует, что дети без усилий усваивают все просодемы

Логическое ударение в учебнике А.М Бородич «методика развития речи детей» характеризуется как смысловое выделение слова во фразе усилением голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения. У детей дошкольного возраста наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения. Но степень развития слухового сосредоточения у детей старшего возраста достаточна, чтобы привить им чуткость к слоговой структуре слова, сформировать навыки в правильной постановке ударения в слове. Обычно словесное и фразовое ударение дошкольник усваивает путем подражания, так же как и интонацию.

 

Таким образом мы видим, что в ритмико-мелодической структуре слова или фразы у нормально развивающихся детей значимых проблем нет. Особенно легко им даются модуляции тембра голоса (вспомним, что они еще в младенческом возрасте различают в интонациях голоса взрослого ласку, угрозу, и т.д.). Даже некоторые просодемы многие дети перенимают почти без обучения.

 

Так же для формирования у детей ритмико-мелодической стороны  речи, развитие речевого дыхания так  же необходимо. У дошкольников отмечается также несовершенство речевого дыхания которое призвано  обеспечивать нормальное голосообразование, способность изменять силу звучания, верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять ее громкость. У детей наблюдается слабость дыхательной мускулатуры, малый объем легких, вдох с резким поднятием плеч, неустойчивость направления и слабость силы выдувной струи воздуха. Все это затрудняет правильное голосообразование.

Развитие речевого дыхания  у ребенка начинается параллельно  развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной  системы к реализации голосовых  реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка  координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи. В возрасте 3-х лет механизм речевого дыхания находится в фазе начального становления. В этом возрасте ребенок может произносить отдельные слова и фразы в любую фазу дыхания, как во время вдоха, так и во время выдоха, а также в период паузы между ними. Это может внешне выражаться в «захлебывании» речью. У здоровых детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, речевое дыхание находится в стадии интенсивного формирования. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех-, четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания. Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде четырех, пяти, шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания. Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и в лексико-грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание прерывается и, соответственно, не имеет интонационной завершенности.

Речевое дыхание играет большое значение в формировании у детей

ритми-мелодической стороны речи. Но его развитие проходит с некоторыми несовершенствами, поэтому по сравнению с ритмом, темпом, тембром требуется больше усилий для его правильного формирования.

Крик ребенка в первые недели и месяцы жизни уже характеризует состояние тех врожденных нервных механизмов, которые будут использованы при становлении речи. Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом. К концу первого месяца крик и плач младенца приобретает модуляции и некоторую интонационную выразительность. Уже в крике ребенка наблюдаются гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Они сопровождаются неопределенными шумами, близкими к согласным звукам придыхательного типа, особенно в момент сближения у младенцев губ. Однако все эти звуки носят рефлекторный характер и не рассматриваются исследователями детской речи как предшественники фонем.

Рефлекторный крик, представляющий собой некие малооформленные гласные. А. Н. Гвоздев  описывал крики новорожденных как выдыхание при суженной голосовой щели при более или менее раскрытой полости рта, вследствие чего получается звук гласного типа разной степени открытости. К концу второго месяца издаваемые младенцем звуки приобретают различную эмоциональную окраску, связанную с его самочувствием. В это время в криках, выражающих недовольство появляется твердая голосовая атака. начинается качественное изменение крика, и на смену крикам приходит гуление. Гуление входит в комплекс оживления – рефлекторную эмоциональную реакцию на ситуацию эмоционально - положительного общения. На стадии гуления появляются предшественники фонем.

А. Н. Гвоздев характеризовал гуление в отличие от криков как согласные, возникающие на фоне скользящего гласного и фонетически мало определенные с точки зрения их места образования.

Первоначально появляются гласноподобные звуки. По мнению

Р.О Якобсона, освоение совокупности гласных звуков или вокализма обычно начинается с широкого гласного, затем узкий гласный начинает противополагаться широкому гласному, а спустя еще некоторое время возникает система из трех гласных, что и составляет вокалический минимум в живых языках мира: а, и, у.

Согласно – подобные компоненты гуления имеют гортанно-глоточно-заднеязычное происхождение, они палатализованы, т. е. звучат мягко. Наблюдается обилие шумов типа аффрикат, бывают хрюкающие и всхрапывающие звуки, звуки, обусловленные дрожанием нёбной занавески. Язычных звуков практически нет. Губные звуки представлены только в губно-губном варианте: по большей части они носовые и часто смягчены.

Звуки гуления еще не вполне четки и с неустойчивыми артикуляциями и не имеют социального значения.

Таким образом, на стадии гуления происходит выделение двух типов звуков – вокалей (гласноподобные) и консонантов (согласноподобные).

.

На 5 – 6-м месяце ребёнок  вступает в стадию лепета. Лепет, по Бельтюкову В. И. является врожденным процессом, т.е. результатом известных исторически накопленных речедвигательных реакций человека, переданных ребенку по наследству, состоит из трех этапов:

- 1 этап – переданная  по наследству программа артикуляционных  движений реализуется независимо  от слуха ребенка;

- 2 этап – в лепет  включаются механизмы аутоэхолалии;

- 3 этап – в лепет  включаются механизмы эхолалии.

В период лепета претерпевают качественные изменения уже имеющиеся  у ребёнка вокалические элементы. Постепенно происходит освобождение гласноподобных от шумовых компонентов, их более дифференцированная артикуляция, что дает возможность утверждать, что к концу доречевой стадии происходит переход вокалических элементов в гласные звуки, а у ребёнка формируется первая оппозиция: гласный – согласный.

Информация о работе Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет