Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 05:40, курсовая работа

Описание

В настоящее время данная проблема остается актуальной, в связи с тем что у детей с ОНР отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Речь детей непонятна и неразборчива окружающими, у них скудный словарный запас, отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры слова, у таких детей нарушено фонематическое восприятие, из-за чего наблюдается неправильное произношение некоторых звуков

Содержание

Введение
Глава I:Теоретические аспекты изучения особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.
Развитие звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в норме.
Звукопроизносительная сторона речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Глава 2: Эксперимнтальное исследование звукопризносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Анализ диагностических методик звукопроизносительной стороны реи у детей дошкольного возраста.
Диагностика звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 68.75 Кб (Скачать документ)

 

5)Артикуляционно - близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например, мягкий звук [ш] вместо [ш];

По  данным Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, у  некоторых детей наблюдаются нечеткое произнесение звука ы (среднее между ы —и), недостаточное озвончение согласных б, д, г в словах и предложениях, а также замены и смешения звуков к—г—х—т—д—дь—йот, которые у дошкольников, с нормальным развитием речи формируются достаточно рано (моля любка — моя юбка, тота тидит на атоте — кошка сидит на окошке, даль лябико — дай яблоко).

Фонематическое  недоразвитие у описываемой категории  детей проявляется, в основном, в  несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки.

Отмечаются  ошибки в передаче слоговой структуры  слов. Правильно повторяя вслед за логопедом 3—4 сложных слова, дети нередко  в самостоятельной речи их искажают, сокращая обычно количество слогов (вместо дети слепили снеговика — дети сипили новика). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановке и замене звуков и слогов, сокращении при стечении согласных в слове (товотик вместо животик, коловода вместо сковорода, саф вместо шкаф, татика вместо ткачиха, кет вместо ткет) и т. д.

Типичными для детей являются персеверации слогов (хахист— хоккеист, ваваяпотик —водопроводчик), антиципации (астобус — автобус, лилисидист — велосипедист); добавление лишних звуков и слогов (лимокт — лимон).

Таким образом количество неправильно произносимых звуков может достигать большого числа (до 16-20). Чаше всего оказываются несформированными свистящие и шипящие звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [ч, [щ]), звуки [т], [д], звуки [л], [р]. [рь].

Среди данных нарушений для  детей с ОНР отмечаются и просодические  нарушения: недостаточность интонации, напряжённость и аритмичность речи. 

Несформированность звуковопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи в дальнейшем отрицательно сказывается на обучении грамоте и успеваемости в школе. Отклонения отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствует гармоническому развертыванию творческих сил личности ребенка, устраняют препятствия  для реализации ее общественной направленности, приобретения знаний.

 

 

 

Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. 
Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.

Логопедия: Учебник  для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием  речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для  студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных  учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет