Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 05:40, курсовая работа
В настоящее время данная проблема остается актуальной, в связи с тем что у детей с ОНР отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Речь детей непонятна и неразборчива окружающими, у них скудный словарный запас, отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры слова, у таких детей нарушено фонематическое восприятие, из-за чего наблюдается неправильное произношение некоторых звуков
Введение
Глава I:Теоретические аспекты изучения особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.
Развитие звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в норме.
Звукопроизносительная сторона речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Глава 2: Эксперимнтальное исследование звукопризносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Анализ диагностических методик звукопроизносительной стороны реи у детей дошкольного возраста.
Диагностика звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Дальнейшее развитие получают и согласноподобные звуки, которые утрачивают назализованный призвук уже в начальной стадии лепета. Происходит дифференциация звуков по типу носовой - ротовой ([т] - [р]). Помимо смычных звуков появляются щелевые [ф, с], затем ребенок начинает произносить звуки разного места образования, реализуя их в максимально контрастных слогах. В этот же период начинается формирование артикуляторных противопоставлений по признакам щелевые - смычные, глухие - звонкие и к концу лепета - твердые - мягкие.
В период лепета у ребенка появляется тенденция к удвоению однородных слогов, что приводит к развитию лепетной цепи. Длина такой цепи в 7 - 8 мес. (период расцвета лепета) составляет от 3 до 5 слогов. Характерной чертой организации лепетных цепочек является открытость слога: та-та.
По наблюдениям М. М. Кольцовой,
звуковые проявления ребенка в период
лепета, совпадающие по звукопроизношению
со словами взрослого, закрепляются.
Если же они не находят аналогов
в окружающем речевом материале
- гаснут и исчезают. Речевые реакции,
которые связываются с
У ребенка грудной резонатор мал по объему (емкость детских легких небольшая) и слаб, поэтому дыхание ребенка неглубокое. Оно еще близко по своим механизмам к физиологическому дыханию. Таким образом, у ребенка преобладает верхний резонатор, голос имеет головное звучание. Гортань маленького ребенка в 2-2, 5 раза меньше гортани взрослого, а голосовые связки колеблются лишь своими краями, так как мышцы голосовых связок еще мало развиты. Такое колебание голосовых связок характерно для фальцета и для твердой голосовой атаки, что мы и наблюдаем в крике младенца в первые месяцы его жизни. Поэтому физиологическое развитие всех дыхательных путей и голосового аппарата, напрямую зависит от того как будет звучать голос. Правдина О. В. , Хватцев М. Е. , Ляпидевский С. С. отмечают следующие особенности голоса маленького ребенка: голос обычно высокий, звонкий, в нем мало обертонов, поэтому тембр бледный; диапазон голоса мал у детей 2-3 лет он не превышает трех тонов. Сила голоса небольшая. Голос ребенка звучит неровно: то крикливо, то тихо; при форсировании голоса низкие звуки получаются напряженными, крикливыми, а более высокие– визгливыми; интонация речи и модуляция однообразны и подчас резки. В дальнейшем, по мере развития ребенка, развивается и его голос. Интонация и модуляция становятся богаче; диапазон у детей 4-5 лет достигает уже 4 тонов, а к концу дошкольного периода, как правило, 6 тонов.
По Г. Р. Шашкиной [4] к году, в словесной речи:
- ребенок хорошо произносит гласные – [а], [у], [и],
- твердые губные [м], [б], [п],
- зубно-язычный [в],
- заднеязычные звуки [к], [г],
- из мягких звуков появляется среднеязычный [й].
На втором году жизни:
- дети начинают активно произносить звуки [э], [ы], [и], [о], т. е. все гласные,
- твердые согласные у них звучат как мягкие - [т'], [д'], [с'], [з'].
На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми. Например, звук [ц] заменяется звуком [т'] или [с'], звуки [ч] и [щ] - звуками [т'] и [с'] соответственно, звуки [л] и [р] - звуком ль («столь») или й, шипящие – [т'], [д']. Так же большинство малишей не произнося шипящие звуки заменяют их соответствующими свистящими («сяпка», «зюк», «сётка»). В многосложных словах дети нередко пропускают или переставляют отдельные звуки, слоги («Тематура» вместо температура»; «пигин» вместо «пингВин»). Часто дети сокращают слова за счет пропуска труднопроизносимых звуков или целых слогов («сковода» вместо «сковорода»), делают в слове перестановку звуков и целых слогов («чедоман» вместо «чемодан»; «аптесин» вместо «апельсин»). Звонкие звуки заменяются глухими («шук»-«жук»)К трём годам чётко оформляется артикуляция губно-зубных: [ф], [в], [ф'], [в'].
Таким образом, у детей младшего дошкольного возраста речь недостаточно ясна и чиста по звучанию. Для многих характерна общая смягченность речи. Темп не всегда выдержан в нужном темпе, продолжительность выдоха 2-5 сек.
В среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. Полностью исчезает смягчение согласных. У большинства детей в речи появляются шипящие звуки: сначала они произносятся нечисто, но постепенно вполне овладевают ими. Характерна неустойчивость произношения одного и того же слова: то правильное, то неправильное, дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных: например, свистящие и одновременно шипящие звуки «л» и «р». Так фразу «женщина сушила шубу на солнышке» они могут произнести «женщина шушила шубу шолнышке» или «зенсина сусила субу на соныске». Большинство детей уже произносят звук <р», однако они еще не владеют им прочно. до- школьники уже могут вслушиваться в слова, пытаются найти сходство звучания некоторых слов. В этот период в меньшей степени встречаются перестановки и уподобления звуков и слогов и почти исчезают сокращения слов. Дети способны повышать и понижать громкость голоса, ускорять и замедлять темп речи, выдох удлиняется до 7 секунд.
На пятом году жизни
у детей увеличивается
К шести годам дети способны
правильно произносить все
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения.
Овладение детьми звуками речи предполагает совместную деятельность слухового и речедвигательного анализаторов. Вначале дошкольники усваивают не те звуки, которые они хорошо слышат, а те, которые им легче произнести. Из гласных звуков, как правило, «а», затем в такой последовательности: сначала дети усваивают звуки «и» и «о». Наибольшую трудность из гласных вызывает «ы».
Порядок овладения согласных у большинства детей следующий: губные звуки появляются раньше язычных, твердые губные-раньше мягких губных, мягкие зубные-раньше твердых, смычные-раньше щелевы, свистящие-раньше шипящих.
Характерной особенностью усвоения звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу. А постепенно, через промежуточные, переходные звуки ( напрмер, зв. «с» переходит в «ш» через стадии «с»-«сь»-«ш»). Процесс замещения звуков (субституция) сложен и своеобразен. А.Н Гвоздев считает, что отсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. Система замены одних звуков другими базируется главным образом на их артикуляционном родстве.
Иногда в ходе усвоения новых звуков встречается явление, называемое гиперкоррекцией, когда вновь усвоенный звук начинает употребляться не только там, где это требуется, но и не по назначению. Например овладев проихношением звука «ш», ребенок говорт: «шобака», «волоши». М. Е Хватцев объясняет это явление тем, что вновь приобретенный звук на некоторое время становится сильным раздражителем и вследствие еще недостаточной дифференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимаемых им мест. Большинство формирующихся слов проходит длительный период развития, иногда в несколько недель или месяцев, прежде чем установится правильное произношение.
Активность ребенка по
отношению к звуковой действительности
проявляется в специфичных
А.Н.Гвоздев, Н.Х.Швачкин, М. Е.Хватяцен, Е. И. Радина, М. Ф. Фомичева, Г. М. Лямина, А. И. Максаков, М. М.Алексеева и др выделяют характерные особенности произносительной стороны речи на разных возрастных этапах:
Старший дошкольный возраст.
В этот возрастной период обычно заканчивается
процесс овладения звуками
Для формирования у детей ритмико-мелодической
стороны речи необходимо развивать:
речевой слух — восприятие соответствующих ситуации темпа и ритма речи; а так же звуковысотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение); основные качества голоса - силу и высоту; речевое дыхание (его длительность и интенсивность). Таким образом для функционирования данных систем существует речедвигательный аппарат. Так например:
-дыхательный аппарат обеспечивает силу звучания го лоса;
- гортань и голосовые складки — его высоту и тембр;
-органы артикуляции — образование гласных и соглас ных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции.
Усвоение звуковой стороны речи
(по А.Н.Гвоздеву)
а) звуки «раннего онтогенеза» (онтогенез—значит
индивидуальное развитие организма ребенка):
гласные [а], [о], [у], [и]; согласные [м], [б],
[г], [к], [дь], [ть] [пь],[ль),(хь] [сь];(1год, 8 мес),
[д], [н], [т] (1г10мес-2 года), [с], [п], [в] (2 г –
2г. 8.мес)
б) звуки «среднего онтогенеза»: гласный [ы];
дифференциация по мягкости и твердости
усвоенных согласных; [л']; озвончение всех
согласных;
в) звуки «позднего онтогенеза»: [р], [ш], [ж], [щ]
(которые требуют поднятия передней части
языка), [л], [ц].
Речь не является вражденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Поэтому правильное звукопроизношение формируется у ребенка к 3-5 годам. В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка-дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.
Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников
Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: "Просвещение", 1973. - с. 272 с ил.
Фомичева М.Ф. Воспитание
у детей правильного
Российская Е.Н., Гаранина Л.А.Произносительная сторона речи: Практический курс. М.: АРКТ 2003г.
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
А.М. Бородич «методика развития речи детей» учебное пособие для студентов. 1981г.
2. Звукопроизносительная сторона речи у детей с ОНР 3 уровня.
В первые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Г. И. Жаренкова и др. в 50-60 годах 20 века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
У детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
Р.Е.
Левина с сотрудниками разработала
периодизацию проявлений ОНР: от полного
отсутствия речевых средств общения
(первый уровень) до развернутых форм
связной речи с элементами фонетико-фонематического
и лексико-грамматического
Информация о работе Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет