Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 05:40, курсовая работа

Описание

В настоящее время данная проблема остается актуальной, в связи с тем что у детей с ОНР отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Речь детей непонятна и неразборчива окружающими, у них скудный словарный запас, отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры слова, у таких детей нарушено фонематическое восприятие, из-за чего наблюдается неправильное произношение некоторых звуков

Содержание

Введение
Глава I:Теоретические аспекты изучения особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.
Развитие звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в норме.
Звукопроизносительная сторона речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Глава 2: Эксперимнтальное исследование звукопризносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Анализ диагностических методик звукопроизносительной стороны реи у детей дошкольного возраста.
Диагностика звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 68.75 Кб (Скачать документ)

На первом уровне речевого развития у детей старшего дошкольного  возраста речь почти полностью отсутствует: она состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она  остается непонятной для окружающих. Отдельные слова, которыми они пользуются, неточны по звуковому и структурному составу. Дети одним названием обозначают различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков (например: собака, коза, баран  - "ава"; машина, лодка, ракета – "ту-ту"; упасть, спать, сесть – "па" и т.п.), вместе с тем один и тот же предмет в разных ситуациях они называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов. Фразы на данном уровне речевого развития нет. Стараясь рассказать о каком-либо событии, дети произносят отдельные слова, иногда одно-два искаженных предложения. При глубоком недоразвитии преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный запас слов шире активного; создается впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут. Неговорящие дети не воспринимают грамматических изменений слова. Они не различают форм единственного и множественного числа существительных, прилагательных, прошедшего времени глагола, форм мужского и женского рода, не понимают значения предлогов. Звуковой состав одного и того же слова у них непостоянен, артикуляция звуков может меняться, способность воспроизводить слоговые элементы слова у них нарушена.

Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что  речевые возможности детей значительно  возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств. II уровень  речевого развития детей характеризуется  начатками общеупотребительной  речи. Дети используют в общении  простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным - словарным  запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных  признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, союзов, некоторых предлогов  в их элементарных значениях. Дети могут  отвечать на вопросы, беседовать по картинке, рассказывать о семье, о событиях окружающей жизни. Недоразвитие речи проявляется  в незнании многих слов, в неправильном произнесении звуков, нарушении слоговой структуры слова, аграмматизме, хотя смысл произнесенного можно понять и вне ситуации. Дети прибегают к пояснениям с помощью жестов. Существительные употребляются детьми в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве, падежные формы и формы числа бывают аграмматичны, ошибки наблюдаются и в употреблении числа и рода глаголов. Прилагательные встречаются в речи довольно редко и не согласуются в предложении с другими словами.

Звуковая сторона речи носит искаженный характер. Неправильно  произносимые звуки могут относиться к 3 —4-й фонетическим группам, например: переднеязычным (свистящие, шипящие, сонорные), заднеязычным и губным. Гласные артикулируются неотчетливо. Твердые согласные  часто звучат смягченно. Воспроизведение  слоговой структуры слова становится более доступным, дети повторяют слоговой контур слова, но звуковой состав их остается неточным. Звуковой состав односложных слов передается правильно. При повторении двусложных слов встречается выпадение звука, в трехсложных словах отмечаются перестановки и пропуски звуков, четырех-, пятисложные слова укорачиваются до двух-трех слогов.

Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что  обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет. В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны. Дети пользуются простыми распространенными предложениями из трех-четырех слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют. В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная грамматическая связь, логика событий не передается. Звуковая сторона речи на данном уровне значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных. Перестановки звуков в словах касаются лишь воспроизведения незнакомых, сложных по слоговой структуре слов.

Четвертый уровень речевого развития характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики  и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка  в затруднительное положение  при обучении письму и чтению. Учебный  материал воспринимается слабо, степень  его усвоения очень низкая, правила  грамматики не усваиваются. Понимание  структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, понимание соотношения первичных  и вторичных нарушений необходимо при направлении детей в специальные  учреждения, выборе адекватных коррекционных  мероприятий, предупреждении нарушений  чтения и письма в начальной школе.

Все уровни ОНР негативно  сказываются на формирование личночти ребенка, на его сенсорную, интеллектуальную, волевую сфер. Для понимания недоразвития речи, нужно отметить причины:

С клинической точки зрения наибольшее значение имеет группа ОНР, связанная  с ранним органическим поражением центральной  нервной системы. В зависимости  от времени поражения выделяют: внутриутробную патологию; нарушения со стороны  центральной нервной системы, вызванные  родовой травмой (интранатальное поражение мозга); постнатальное повреждение, возникающее под влиянием инфекций и травм уже после рождения ребёнка.

Особое место в этнологии  ОНР занимает перинатальная энцефалопатия  поражение мозга, возникшее под  влиянием сочетания неблагоприятных  факторов, как во внутриутробном периоде  развития, так и в период родов.

Таким образом, можно выделить наиболее частые причины, вызывающие повреждения  или недоразвитие мозга: инфекции или  интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и  плода, употребление алкоголя или никотина во время беременности, токсикозы, родовая  травма, асфиксия, нейроинфекции, травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Большая роль в возникновении  ОНР принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже не значительных неблагоприятных внешних  воздействий. Возникновение общего недоразвития речи может быть связано  и с неблагоприятными условиями  окружения и воспитания. Изоляция ребёнка от стимулирующей среды  человеческого окружения (семьи, детского сада и т.п.) в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в её развитии. Если влияние этих факторов сочетается хотя бы и с  не резко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы  или с генетической предрасположенностью, то нарушение речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.

На основании этих данных можно сделать общее заключение о сложности и полиформизме этнологических факторов, вызывающих ОНР. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребёнка.

В большинстве случаев  в анамнезе не содержится данных о  грубых нарушениях центральной нервной  системы. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное  воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также  могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития.

 

В работе «Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР  и нормально развитой речью» Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, О.Н.Усанова, Э.Л.Фигередо (1991) представили результаты исследования психических функций.

Для детей с общим недоразвитием  речи наряду с  речевыми особенностями характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью:

- нарушены внимание и память;

- нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

- недостаточно сформировано словесно - логическое мышление.

При зрительном опознании  предмета в усложненных условиях дети с общим недоразвитием воспринимали образ предмета с определенными  трудностями, им требовалось больше времени для принятия решения, отвечая, они проявляли неуверенность, допускали  отдельные ошибки в опознании. При  выполнении задачи «приравнивание к эталону» они использовали элементарные формы ориентировки. Например, при выполнении заданий по моделирующему перцептивному действию дети с ОНР меньше применяли способ зрительного соотнесения. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать вывод о том, что у детей с ОНР оно сформировано недостаточно. Исследование мнестических функций позволяет заключить, что запоминание словесных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии. Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.

Итак, у детей с ОНР  значительно хуже, чем у сверстников  с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Так же, ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные  устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова). Например, они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.

При относительно сохранной  смысловой, логической памяти у детей  с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

 

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) отмечается, что:

-   у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

-   имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

-   преобладающая форма общения со взрослыми у детей 4 — 5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким  нарушениям деятельности общения. При  этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются  серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Многие дети, даже в 5-ти летнем возрасте, держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут ручку, кисточку, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Так же наряду с недоразвитием  внимания, памяти, моторики, зрительного  восприятия, пространственных представлений, одним из основных симптомов ОНР  является нарушение звукопроизношения.

Нарушение звуковой стороны речи ребенка носят  многообразный характер в зависимости  от причин, их обуславливающих, и иметь  широкий диапазон – от одного-двух дефектно произносимых звуков до полного  искажения звукового состава  слова. Хотя, известно, что недостатки произношения могут наблюдаться у детей и в процессе нормального речевого развития речи, но в этих случаях они носят временный характер и исчезают по мере усвоения фонетической системы языка к 4-5 годам. Такие временные недостатки обозначаются термином «физиологическое косноязычие» и, как правило, не являются предметом логопедического воздействия.  У детей с ОНР речь отстает на 1,5-2 года и самостоятельно не формируется, поэтому логопедическая помощь здесь необходима.  У таких детей чаще всего нарушена не одна, а несколько групп звуков. Прежде всего это сложные по артикуляции переднеязычные звуки: свистящие, шипящие, сонорные, а дефект носит смешанный, фонетико-фонематический характер.  В любой из групп различают традиционно три формы нарушения звуков: искажение, пропуск и замену.

Причиной  искаженного произношения, по мнению М.Ф. Фомичевой, является недостаточная  сформированность артикуляционной моторики или ее нарушение. В результате звук произносится неточно, приближенно. Такие нарушения называют фонетическими.

Замена  звуков связана с недостаточной сформированностью фонематического слуха, при этом искажается смысл слова. Такие нарушения называют фонематическими. Один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы (звук сь заменяет звуки с, ш, ц, ч, щ) Кроме того, звуки сложные по артикуляции, заменяются простыми (ф или т заменяют группу свистящих или шипящих, звук й - звуки л, р). Чаще заменяются сонорные (дюка вместо рука, палоход вместо пароход), свистящих и шипящих (тотна вместо сосна, дук вместо жук).

Отсутствие  звука может быть связано с  наличием патологии в строении органов  артикуляции: короткая уздечка или  ее отсутствие, небная расщелина, высокое  небо, массивные малоподвижные губы и т. д.

Так же характерно смещение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях — взаимно заменяет их. Это чаще всего касается йотированных звуков и звуков ль, г, к, х (ямак вместо гамак, котенот вместо котенок). Или например, ребенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в связной речи наблюдается смешение звуков с и ш.

 

III уровень речевого развития детей  характеризуется наличием развернутой  фразовой речи с элементами  лексико-грамматического и фонетико-фонематического  недоразвития. Дети могут более  свободно общаться с окружающими,  но продолжают нуждаться в  помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие  пояснения,  т. к. самостоятельное   общение  является для них  затрудненным.

Информация о работе Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет