Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:05, реферат
В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку младшего школьного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Патриотическое воспитание младших школьников.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается "дефицит нравственности" у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной, разработана Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.".
Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.
Данная проблема не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма у детей младшего школьного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие "воспитание патриотизма" не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одно из решений проблемы воспитания патриотизма у детей начальной школы через познание Родины-России.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку младшего школьного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период младшего школьного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в это время, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания:
Содержание патриотического воспитания детей младшего школьного возраста:
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в школе и в семье, тесное сотрудничество классного руководителя с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Критерии и показатели патриотизма:
Разработки внеклассных мероприятий.
«Сталинград. 200 дней и ночей»
Урок мужества. 3класс.
ЦЕЛЬ:
1. Ведущий
Сталинград – это город, у стен которого в годы Великой Отечественной войны во многом решалась судьба человечества. Подвиг нашего народа и его Вооруженных сил спас человечество от фашистских варваров, он не померкнет в веках.
1 чтец
Здесь даже давний пепел так горяч,
что опалит - вдохни,
припомни,
тронь ли...
Но ты, ступая по нему, не плачь
и перед пеплом будущим не дрогни...
2 чтец
В резной шкатулке много лет
Лежит бесценная награда –
Медаль, которой равной нет,
«За оборону Сталинграда».
Я ее бережно достал,
И что-то в сердце защемило.
Я будто вновь солдатом стал
И вспомнил все, как это было.
2. Ведущий
17 июля началась величайшая битва Второй мировой войны – битва за Сталинград. История войн еще не знала такого скопления живой силы и техники на территории почти в 100 тысяч квадратных метров. В битве одновременно участвовало до полутора миллиона людей, более 25 тысяч орудий и минометов, 2 тысячи танков, 2 тысячи самолетов.
Немцы стремились любой ценой взять Сталинград – важный транспортный узел и центр военной промышленности. Захват Сталинграда Гитлер считал также и символическим актом, он говорил: «Судьбе было угодно, чтобы я одержал решающую победу в городе, носящем имя самого Сталина».
3. Ведущий
Правительство принимало все меры, чтобы сорвать немецкое наступление. Со всех сторон нашей страны шли сюда эшелоны с боевой техникой, боеприпасами, продовольствием и пополнением. Советские люди помогали фронту материально и морально.
4. Ведущий
В один из июльских дней
армию облетела весть о подвиге
моряка-пехотинца Василия
Потапова ранило, но он не покидал поля боя. Тем не менее с каждой новой атакой таяли силы моряков. В боевом строю остались лишь двое. Когда немцы сочли, что с группой русских покончено, раненый Потапов незаметно подполз к их пулемету и забросал его гранатами. Здесь фашистская пуля вновь настигла смельчака.
Лишь после восьмичасового
боя, уничтожив до 70 фашистов, Потапов
с товарищем доложил о выполнен
В августе 1942 года 33 советских воина оказались на пути 70 танков и батальона пехоты. Советские солдаты смело вступили в неравный бой. Враг потерял 29 танков и до 150 солдат.
3 чтец
Где был когда-то Сталинград,
Печные трубы лишь торчали.
Стоял густой зловонный смрад,
И трупы на полях лежали.
Нет, мы не грелись у костров,
В мороз и стужу замерзали
И, расчесавши тело в кровь,
Мы вошь из складок выгребали.
Вгрызались в землю, как могли.
Надежней места не искали.
«За Волгой нет для нас земли»,-
Как клятву часто повторяли.
5. Ведущий
23 августа немецкая
авиация совершила
В сентябре 1942 года начались бои на улицах города. Каждому советскому солдату ставилась на первый взгляд простая, но, в сущности, большая цель: тебе поручено защищать вот этот дом. Тебе доверили защищать Родину, и ты защищаешь не маленький домик, а великую Россию. И от того, устоишь ты или не устоишь, зависит судьба Родины.
4 чтец
Нас гусеницами давили,
Нас жгли безжалостно огнем.
С утра до ночи нас бомбили
И прошивали грудь свинцом.
Но каждый верил, каждый знал:
Такое долго не продлится.
1. Ведущий
Бои в городе не затухали ни днем, ни ночью. Защитники прочно удерживали свои рубежи. Героизм сталинградцев был поистине беспримерен. Почетное место в героической летописи защитников Сталинграда занимает имя сержанта Якова Федотовича Павлова, под руководством которого группа солдат немногим более 20 человек 58 суток защищала четырехэтажный дом на площади 9 Января. «Гарнизон» дома поклялся не отступать, биться до последнего патрона.
Непрерывно атаковали эту «крепость» гитлеровцы. Все, кто был способен держать оружие, вели огонь, падая от потери крови, от истощения. Бывали дни, когда на каждого защитника дома приходилось полсухаря либо горсть прелой пшеницы. «Дом Павлова» оставался неприступным.
2. Ведущий
В сводках Паулюса этот дом отмечался как мощный оборонительный узел с сильным гарнизоном и подземными ходами. Невдомек было гитлеровцам, что этот дом защищала небольшая группа гвардейцев.
Маршал В.И. Чуйков впоследствии писал, что небольшая группа солдат, обороняя один дом, уничтожила солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа.
3. Ведущий
125 дней продолжалось оборонительное сражение.
Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников