Патриотическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:05, реферат

Описание

В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку младшего школьного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Работа состоит из  1 файл

_Патриотическое_воспитание_младших_школьников.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

5 чтец

В зное заводы, дома, вокзал.

пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему  сказал:

«Город не сдай врагу!»

Верный присяге русский  солдат,

Он защищал Сталинград.

Танк на него надвигался рыча.

Мукой и смертью грозил.

Он, затаившись в канаве, сплеча

Танки гранатой разил.

Пулю – за пулю. Снаряд – за снаряд.

Он защищал Сталинград.

Смерть подступила к  нему в упор.

Сталью хлестала тьма.

Артиллерист, пехотинец, сапер –

Он не сошел с ума.

Что ему пламя геенны, ад?

Он защищал Сталинград.

Просто солдат, лейтенант, генерал

Рос он в страде боевой.

Там, где в огне умирал металл,

Он проходил живой.

Сто изнурительных дней подряд

Он защищал Сталинград.

4. Ведущий

Не сумев захватить  город немцы решили отсидеться за своими укреплениями, сохранить за собой захваченную территорию. Красная  армия вела подготовку к зимнему  наступлению.

В ночь на 19 ноября 1942 года войскам Красной армии был объявлен приказ о переходе в контрнаступление.

6 чтец

И, наконец, тот день настал,

который должен был свершиться.

Собрался с силой  исполин,

И вспомнив доблесть вековую,

Народ поднялся как один

на смертный бой за Русь святую.

Загрохотало все кругом,

Пошли вперед наши солдаты,

Туда, на запад, день за днем,

Пока не пробил час  расплаты.

5. Ведущий

Загрохотали тысячи пушек. Огневой налет причинил врагу  тяжелые потери, нарушил его оборону. Через полтора часа перешли в  наступление пехота и танки. Оборона противника была прорвана

23 ноября войска Юго-Западного  и Сталинградского фронтов соединились  в районе города Калач. В  окружении оказалось 330 тысяч  вражеских солдат и офицеров. Немецкое командование решило  перейти к круговой обороне.  Гитлер приказал окруженным войскам не сдаваться и ждать помощи.

1. Ведущий

Но советские войска оттеснили противника от Дона, а  окруженную группировку прижимали  все ближе к Волге. Без малого два месяца томились немцы в гигантском котле окружения. Их косили и голод  и холод. Советские зенитчики сбивали фашистские самолеты, пытавшиеся доставить окруженным войскам продовольствие и боеприпасы.

1 чтец

Наш меч сурово покарал

Фашистов в собственной  берлоге,

И путь к прозренью  показал

Для тех, кто сбился на дороге.

2. Ведущий

9 января 1943 года был  отдан приказ о наступлении.  Ликвидация немецко-фашистских войск,  находившихся в окружении, была  поручена воинам Донского фронта.

25 января они ворвались  в Сталинград с запада, а к  вечеру 26 января соединились в  районе Мамаева кургана с частями 62-й армии.

3. Ведущий

31 января капитулировала  южная группировка немецких войск  во главе с командующим 6-й  армией фельдмаршалом Паулюсом. 2 февраля капитулировали остатки  северной группировки.

4. Ведущий

Не смогли фашисты  взять Сталинград. Стали утверждать, что Сталинград – неприступная крепость. мол, город окружают непроходимые рвы, в городе – мощные оборонительные сооружения и укрепления. «Сталинград – сильнейшая крепость России», - твердили фашисты. А Сталинград крепостью никогда не был. Город как город: дома, заводы, скверы, парки. Комиссар легендарной 62-й армии Кузьма Акимович Гуров ответил на это утверждение: «Наши сердца и мужество наше – вот она, неприступная крепость; вот они, неодолимые рубежи». Мужество наших солдат – вот о какие стены сломали в Сталинграде фашисты шею.

2 чтец

На Волге возродился град

Еще прекрасней и чудесней.

Для нас он – прежний  Сталинград.

Его не вычеркнешь из песни.

Там, на Мамаевом кургане,

Вознесся ввысь мемориал,

Он для потомков в  назиданье

И в память тем, кто смертью пал.

Чтоб мир надолго  сохранить,

Чтоб сердце болью  не щемило,

Народ, умевший победить,

Обязан помнить все, как было.

Пусть будет счастлив наш народ,

Пусть жизни радуются дети,

Но строго помнят наперед  –

Они теперь за все в  ответе.

5. Ведущий

За боевые подвиги под Сталинградом 114 солдат и офицеров удостоены звания Героя Советского Союза. Орденом Ленина награждено 5 военных соединений. Орденом Красного Знамени – 55 воинских частей. За боевые заслуги преобразованы в гвардейские 4-я, 5-я, 6-я, 7-я, 8-я армии, 12 корпусов, 97 дивизий, более 200 полков и батальонов.

Не вернулись из боев под Сталинградом около 1 миллиона наших  солдат.

Вечная память героям Сталинграда!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие: «День Конституции»

1 класс. 
Цели:  
- формирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации  
-воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства;  
-расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.

 
План урока:  
I этап – Подготовительный  
Задание учащимся:  
- выучить наизусть гимн Российской Федерации  
II этап – Организация работы  
III этап – Основная часть  
- Конституция РФ  
- Государственная символика РФ  
- Изготовление поделки «Флаг РФ»  
IV этап – Подведение итогов  
Оборудование:  
- Наглядное пособие: «День Конституции»  
- Рисунки герба РФ (для раскрашивания)  
- Аудиозапись гимна РФ  
- Образец поделки «Флаг РФ» (настольный, на подставке). Флажки могут быть использованы для украшения класса на любой праздник.  
Литература:  
1. Конституция Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2001. – 48 с.  
2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/ Гл. ред. А.М. Прохоров. - Изд.3-е. – М., «Советская Энциклопедия», том 27, 1977. – 624 с.  
3. Письмо Министерства образования Российской Федерации  
от 1 марта 2002 г. N 30-51-131/16  
 
 
Ход урока  
I этап – Подготовительный  
Задание учащимся:  
- выучить наизусть гимн Российской Федерации;  
- для выполнения поделки: цветная и белая бумага, клей, ножницы, пустой стержень от авторучки, пробка от пластиковой бутылки, пластилин.  
II этап – Организация работы  
Учитель: 12 декабря вся наша страна будет отмечать праздник.  
Вопрос классу: Какой это праздник? Что вы о нем знаете?  
III этап – Основная часть  
Учитель: Сегодня мы поговорим об этом празднике и о государственной символике.  
День Конституции Российской Федерации – это официальный праздник и отмечается он 12 декабря, потому что именно в этот день всенародным голосованием в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, а с 19 сентября 1994 этот праздник стал государственным и объявлен выходным днем.  
Конституция – это основной закон государства. В нем написаны правила, по которым живут все жители России, и мы с вами тоже. На сегодняшнем занятии мы познакомимся только со второй главой Конституции нашей страны (а всего их 9). Она называется: «Права и свободы человека и гражданина»  
Вопрос классу: Как вы думаете, о чем написано в этой главе?  
Учитель: В этой главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.  
Вопрос классу: Какие права есть у каждого гражданина нашего государства?  
Учитель: по Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, мы имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь, и все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд;  
Вопрос классу: Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?  
Учитель: наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести.  
По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.  
Также у каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.  
Вопрос классу: Как вы думаете, какие это обязанности?  
Учитель: наши обязанности – охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду.  
В главе 4 описываются символы нашего государства.  
Вопрос классу: Какие символы вы можете назвать?  
Учитель: Государственные символы России – это флаг, герб и гимн.  
Вопрос классу: Что представляет собой наш государственный флаг?  
Учитель: Флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине полосами. Верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. Считается, что белый цвет - выражает чистоту устремлений, синий - обозначает волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг РФ был принят в 1991 году.  
Следующий символ – это гимн. Гимн - официально принятая торжественная песнь в честь государства.  
Гимн России  
 
Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова  
Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110  
Россия - священная наша держава,  
Россия - любимая наша страна.  
Могучая воля, великая слава -  
Твое достоянье на все времена!  
 
Припев:  
Славься, Отечество наше свободное,  
Братских народов союз вековой,  
Предками данная мудрость народная!  
Славься, страна! Мы гордимся тобой!  
 
От южных морей до полярного края  
Раскинулись наши леса и поля.  
Одна ты на свете! Одна ты такая -  
Хранимая Богом родная земля!  
 
 
Припев  
 
Широкий простор для мечты и для жизни  
Грядущие нам открывают года.  
Нам силу дает наша верность Отчизне.  
Так было, так есть и так будет всегда!  
 
Припев  
 
Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.  
(Учащиеся слушают гимн РФ стоя, с просмотром текста гимна).  
Несколько учащихся рассказывают гимн России по одному куплету и припеву.  
Следующий символ – это герб.  
Вопрос классу: Как выглядит наш герб?  
Учитель: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.  
Учитель: Государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.  
Вопрос классу: Где мы встречаемся с гербом России в нашей повседневной жизни?  
Учитель: Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.  
Вопрос классу: Где мы можем видеть флаг?  
Учитель: Флаг России изображен государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, милиции.  
В воинских частях, которые несут боевое дежурство, каждый день начинается с поднятия флага и прослушивания гимна России. Честь поднять флаг отдается лучшему военнослужащему.  
Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.  
 
Контрольные вопросы:  
1. Что такое Конституция?  
2. Когда была принята Конституция РФ?  
3. Какие государственные символы вы знаете?  
4. Сколько полос на флаге России, в какой последовательности они расположены?  
5. Что символизирует каждая полоса флага?  
6. Что из себя представляет герб РФ?  
7. Кто написал текст и музыку для гимна РФ?  
 
Выполнение поделки: «Флаг РФ» (настольный, на подставке)  
Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, пустой стержень от авторучки, пробка от пластиковой бутылки, пластилин.  
Алгоритм изготовления:  
1. Изготовить из цветной и белой бумаги флаг размером 6х18 см;  
2. Согнуть его пополам, чтобы получилось двустороннее полотнище размером 6х9 см и смазать клеем;  
3. Склеить половинки, вложив между двумя сторонами древко (в качестве древка может быть использован пустой стержень от авторучки);  
4. Подготовить подставку для флага: взять пробку от пластиковой бутылки, наполнить ее пластилином. Вставить флаг в подставку.  
 
IV этап – Подведение итогов  
Домашнее задание: Раскрасить герб России  
 

 

 

 

 

России доблестной сыны 
(литературная композиция ко дню защитника Отечества)

4 класс

 

Российский воин бережет

Родной страны покой и славу.

Он на посту, и наш народ 

Гордится армией по праву.

                                                  Е. Трутнева

Цель: воспитывать любовь к Родине; чувство уважения к армии; чувство патриотизма и гордости.

Оборудование: плакаты, картины, звукозапись,  репродукция картины Васнецова «Богатыри»

 

Звучит в  записи песня об армии «Несокрушимая  и легендарная».

Ведущий.   Дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена всем защитникам Отечества. Днем и ночью, в дождь и снег, в жару и холод наши летчики, солдаты, моряки, пограничники охраняют рубежи нашей великой страны, защищают нашу мирную жизнь. Воин – это человек чести. 

(Дети читают  стихотворение В. Сорокина «Воин».)

1- Пусть во имя тебя

Наши гимны сегодня  звучат,

Юный рыцарь земли,

Осененный победой солдат.

Ты красив и могуч,

По-гвардейски пружинист  в походке.

Все твое: от ракет до глубинной

И грозной подлодки.

Ты ударишь, и ночь на планете на миг воцарится.

Справедливая месть 

В каждый вражеский дот

Постучится.

2- Но разумен твой меч,

и чиста твоя совесть  по-детски,

Вон полощет рассвет

У окошек родных занавески.

Золотеют поля, и скрипит  журавель

Над колодцем,

Ослепленный беспечным  улыбчивым

Радостным солнцем.

Ведущий. Этот праздник в разные годы имел разные названия. Сегодня – День защитника Отечества. Возник этот праздник в 1918 году как День рождения Красной Армии в ознаменование победы русских войск над германскими завоевателями под Нарвой и Псковом. Этот праздник выражает наше уважение к героям страны, защитникам нашей родины .

3-

Защитники Родины

Пусть никто нас войной не пугает,

Не боимся угрозы войны,

Потому что мир защищает

Сила крепкая нашей страны.

Пусть припомнят, как наши солдаты 

Победили врага под Москвой,

И громили фашистов в рейхстаге,

И с победой вернулись домой.

Много лет с той поры миновало,

Дуют ветры над мирной страной,

Слава армии непобедимой!

Слава армии нашей родной!

А. Лаптынович

Ведущий. О ком народ сложил огромное число пословиц и поговорок? Кто главный герой русских былин? Кого во все времена прославляли наши песни? Их герой – солдат, богатырь, его мужество, отвага, героизм, его беззаветная преданность Родине. Помните картину Васнецова «Три богатыря»? Русский воин – это еще и тот богатырь, на котором русская земля держится! Не станет его – и сразу разорвут на тысячу кусков и растащут все то богатство, что собирали долгие годы наши предки. Вообще на Руси всегда были в почете твердость и мужество, умение держать слово, доброта и душевность...

4- . Кто на Русь, на Русь идет войною?

Проходи-ка лучше стороною!

Нам угрозы вражьи нипочем!

Мы копьем владеем  и мечом!

5- Кто на Русь, на Русь направил войско?

Дать отпор сумеем по-геройски!

Крепко всыплем, жару зададим 

В грозной битве недругам своим!

6- Кто на Русь, на Русь глядит со злобой?

Верх над силой нашей  взять попробуй!

Нас не надо трогать –  обижать,

Чтоб от страха после  не дрожать!

Кто на Русь, на Русь идет войною?

Проходи-ка лучше стороною!

                       М. Пляцковский 

Ведущий. Дорогие ребята! Я приглашаю вас поучаствовать в конкурсе «Вспомни пословицу». Поскольку праздник наш посвящен защитникам Отечества, то и пословицы посвящены солдатской службе и жизни. Я буду называть пословицу, а вы будете вспоминать ее последнее слово.

1. Для Родины своей  ни сил, ни жизни ... (не жалей).

2. Родина-мать, умей за нее ... (постоять).

3. Смелость города ... (берет).

4. Плох тот солдат, который не мечтает стать ... (генералом).

5. смелого пуля боится, смелого штык не ... (не берет).

Ведущий. Куликово поле, Полтавская битва, Бородинское сражение – все это символы славы российского оружия. В разные годы в этих сражениях решалась судьба Отечества. Русский солдат ... Сколько испытаний выпало на его долю. 1941 год – тяжелый, суровый, незабываемый...

7- Двадцать второе июня.

Внезапно пришла беда.

Фашисты жестоко бомбили

Нашей Родины города.

Бессовестно хвастал  Гитлер:

«Победа будет легка.

К Москве не сегодня-завтра

Я приведу войска».

8- Штыки от стужи побелели,

снега мерцали синевой.

Мы, в первый раз надев  шинели,

Сурово бились под  Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто  на свете 

За этот город не умрет.

                                  И. Иванов

 

9 -  Гудели танки, пушки корпусные

Месили грязь и вязли  до осей...

Знать, из терпенья вышла  ты, Россия,

Коль навалилась с ходу силой всей!

Какой маньяк посмел подумать только,

Что ты покорной будешь хоть на миг?

Россия – удаль  гоголевской тройки,

Россия – музы пушкинской язык.

Ведущий. Четыре долгих года продолжалась Великая Отечественная война.

10- Отцы вернулись! Все забыто!

Не проглотить лишь горький  ком...

Роднее нет давно  небритых,

Пропахших крепким табаком!

Роднее нет худых, усталых.

Им в рукомойнике  воды

С такой дороги не хватало:

Шли умываться на пруды.

Потом босые, в гимнастерках,

И по-крестьянски, без ремней,

Забыв про шрамы и  осколки,

Дымили мирно у плетней.

11- Цветет земля под мирным небом,

Земля свежа от майских  рос.

Цветком лазоревым и  хлебом

Окопный след в полях  зарос.

Нет выше подвига на свете.

Наш ратный путь навеки свят.

Тобой спасенная планета

Благодарит тебя, Солдат...

 Ведущий. прошли годы. Отгремели тяжелые бои. Но, чтобы на земле никогда не повторились те жестокие битвы, Родина призывает под свои знамена молодых защитников, многие из которых скоро станут настоящими защитниками Родины.

12.- На два года шинель,

На два года мундир,

На два года отца

Заменил командир.

Но вдали от родных,

От любимых вдали 

Я теперь на виду

У родимой земли.

 

13-. Если в этом и долг,

И высокая честь?

Я всегда на приказ

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников