Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:15, дипломная работа
Сущность понятий "патриотизм","патриотическое воспитание".
Актуальность исследования. Социально–экономические и политические преобразования, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
26
Введение
Актуальность исследования. Социально–экономические и политические преобразования, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения. Поэтому возникает необходимость осуществления патриотического воспитания молодежи на качественно новом уровне, что способствовало бы выработке у молодого поколения правильного понимания патриотизма, собственной позиции по данному вопросу.
Актуальность исследования определяется и недостаточной теоретической разработанностью проблемы в современных условиях. Как показывает анализ научно–педагогической литературы и практики работы общеобразовательных школ, патриотическому воспитанию учащихся уделяется недостаточно внимания. Кроме того, богатый опыт, накопленный в советский период развития нашего общества по данному направлению воспитательной работы, не может быть использован в полном объеме в новых условиях, что обусловливает необходимость переосмысления философско-педагогического наследия по вопросам патриотического воспитания, разработки его современных теоретических основ.
Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г.Белинского, К.А.Гельвеция, Н.А.Добролюбова, А.П.Куницына, Л.И.Лепелетье, А.Н.Радищева, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, И.М.Ястребцова и других.
В советской педагогике проблема патриотического воспитания подрастающего поколения разрабатывалась такими учеными, как А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, И.А.Каиров, И.С.Марьенко, М.А.Терентий, В. И. Шахненко и другими.
Философский, психолого-педагогический анализ проблемы позволяет выделить сущностные признаки патриотизма как социального явления и нравственного качества личности. В условиях многопартийной системы, демократического общества понятие «патриотизм» используется в качестве лозунга различными общественно-политическими движениями и, соответственно, толкуется по-разному, поэтому важным становится уточнение его содержания и определение его особенностей в новых социально-экономических условиях, что позволит осуществлять патриотическое воспитание школьников на научной основе.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: " Патриотического воспитания младших школьников во внеурочное время", проблема которого: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование патриотизма у младших школьников во внеурочное время?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Предмет исследования – формы и методы патриотического воспитания младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1.
2.
3.
4.
Гипотеза исследования: мы предполагаем что, если учитель вовлекает воспитанников в разнообразную по видам и содержанию деятельность, организуемую при использовании различных методов, средств и форм учебно-воспитательной работы, создает атмосферу эмоционального подъема на занятиях, патриотическое воспитание осуществляется в единстве с другими направлениями воспитательной работы, то эффективнее происходит формирование и развитие патриотизма, что является целью и результатом патриотического воспитания.
Сочетание теоретических и практических задач исследования обусловило выбор комплекса методов исследования: логико-исторический анализ, теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; эксперимент, лонгитюдное, прямое и косвенное наблюдение за реальной деятельностью воспитанников, математические методы – для оценки результатов экспериментальной работы на различных этапах исследования.
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования патриотического воспитания.
1.1Сущность понятий "патриотизм", "патриотическое воспитание".
В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом об образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Выявление содержания данного принципа в современных условиях требует философского, социально-педагогического и психолого-педагогического анализа основных понятий: патриотизм, Родина, Отечество.
При определении понятия «патриотизм» необходимо учитывать, что в различные периоды развития общества ученые по-разному трактовали его, рассматривая его как нравственный и политический принцип, социальное, высшее моральное чувство, социальную и нравственную ценность и т.д.
Историко-философский аспект патриотизма предполагает рассмотрение как общественно-исторического явления, обусловленного социально-политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного общества. При этом выделяются два ключевых понятия - Родина и Отечество. Первое характеризует «естественные» основы патриотизма, определенные пласты духовной жизни человека: привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, уважение к традициям и обычаям и пр. Второе рассматривается как социально- политическое явление, обусловленное определенными общественными отношениями, экономическим и политическим строем. В структуру данного понятия включаются характеристики политической (совокупность политических организаций и отношений общества); социальной (совокупность общественных отношений и структура общества) и культурной (распространенные в обществе формы культуры и духовные ценности) среды.
Разграничение понятий Родина и Отечество позволяет дать целостную характеристику патриотизма и выделить в его структуре две составляющих: инвариантную основу («естественные» начала патриотизма) и вариативную характеристику (отражение особенностей развития конкретного общества на определенном этапе его развития).
Содержательно-философский анализ структуры патриотизма показывает наличие взаимосвязи патриотических чувств, идей и патриотически направленной деятельности.
В социально-педагогическом аспекте анализ патриотизма определяется установлением взаимосвязи его значимости для отдельной личности и для общества в целом. Патриотизм выступает как побуждение к общественно значимой деятельности, которое носит относительно устойчивый характер; служит ориентиром деятельности человека.
Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, которые выступают в качестве объектов ценностного отношения.
Как показывает философский, социально-педагогический и психолого-педагогический анализ, в современной науке не сложилось еще единого мнения по вопросу о сущности патриотизма.
Большинство педагогов определяют патриотизм как сложное нравственное качество (Н.П.Егоров, Л.Р.Болотина, Т.А.Ильина, Т.Н.Мальковская, И.С.Марьенко, Р.А.Полуянова, Ю.П.Сокольников, А.Д. Солдатенков и другие).
Наряду с этим существуют и другие точки зрения при определении патриотизма: черта морали (Г.И.Щукина), совокупность нравственных чувств и черт поведения (И.Ф.Харламов), совокупность чувств, принципов и качеств (Л.И.Мищенко), часть духовности личности (Ш.Ш.Хайрулин) и др.
Такой разброс мнений обусловлен сложностью рассматриваемого явления. В современных условиях возникает настоятельная необходимость уточнить сущность данного понятия, поскольку успешность проведения воспитательной работы с подрастающим поколением напрямую зависит от правильного определения исходных понятий и положений.
Выявление сущности патриотизма становится возможным на основании анализа его структуры. Отнесение данного явления к разряду нравственных чувств не отражает со всей полнотой его сущности, т.к. чувства рассматриваются как переживание человеком своего отношения к окружающей действительности; как особая форма отражения действительности. Нравственные чувства определяются как переживание человеком своего отношения к поступкам и действиям, регулируемым нормами нравственности. При рассмотрении структуры патриотизма мы выделили эмоционально-психологический компонент только как одну из составляющих, неразрывно связанную с рационально-идеологическим и действенно-практическим компонентами, поскольку подлинный патриотизм предполагает не только переживание человеком своего отношения к Родине и Отечеству, но и осознание им своего патриотического долга и его реализацию в патриотически направленной деятельности.
С учетом структуры патриотизма слишком узким представляется его определение как политического или нравственного принципа. Политический принцип как основополагающее фундаментальное положение, которым человек руководствуется в деятельности, предполагает учет лишь одной из составляющих понятия патриотизма а именно вариативной, отражающей понятие Отечества. Однако данное понятие выступает в единстве с понятием «Родина», характеризующим естественную привязанность человека к родной земле. Такое однобокое понимание патриотизма ведет к излишней политизации данного понятия и к его обеднению. Отнесение патриотизма к нравственным принципам, если они рассматриваются как исходное начало, которому подчинены нормы, определяющие порядок взаимоотношений человека с обществом, другими людьми, отражает рационально-идеологическую и действенно-практическую составляющие патриотизма, не затрагивая эмоционально-психологической.
Более правомерной является точка зрения, определяющая патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств (Л.И.Мищенко и др.). Но и такая трактовка не вполне отражает сущность патриотизма и его природу. Для обоснования нашей точки зрения используем введенный академиком В.В.Давыдовым термин «содержательное обобщение». Мы рассматриваем патриотизм как сложное явление, как неотъемлемую часть социально-нравственной направленности личности. Это обусловлено следующим: 1)выделение в структуре патриотизма ключевых понятий - Родина и Отечество - предполагает включение в содержание патриотизма таких составляющих, как любовь к Родине, верность Отечеству и служение ему, что определяет сочетание положительного эмоционального отношения к родной земле и к своей стране, обществу на данном этапе его развития; 2) любовь к родным местам, к родному языку, уважение к своему народу, к его обычаям и традициям и пр. относятся к нравственным чувствам, характеризующим переживания человека на основе соотнесения поступков людей с моральными нормами. Данные нормы вырабатываются в обществе с учетом общечеловеческих ценностей и конкретных исторических особенностей. Побуждая человека к служению Отечеству, патриотизм имеет социальный характер, является социально обусловленным. Форма проявления патриотизма может быть различной. На методологическом уровне патриотизм реализуется как нравственный принцип; на эмоционально-психологическом - как моральное чувство, на поведенческом - как интегративное нравственное качество. Такая трактовка позволяет дать целостную характеристику рассматриваемого явления и выявить его сущность.
Определение содержания патриотизма в современных условиях осуществляется с учетом следующих факторов: переход экономики страны на рыночные отношения, активное возрождение национальных традиций при значительном влиянии на этот процесс религии, изменение концептуальных подходов в обучении и воспитании подрастающего поколения и пр. Важным моментом в определении содержания патриотизма является усиление взаимосвязи личностной значимости патриотизма и его коллективного характера. Инвариантной составляющей патриотизма является любовь к Родине. Это высшее чувство обусловливает трансформацию потребностей общества, Отечества в собственные потребности отдельной личности. Все формы любви выражают потребность человека в других людях и стремление принести им пользу. Патриотизм, как и коллективизм, вбирает в себя единство и многообразие личностных и общественных целей, взаимодействие, сотрудничество людей. Это определяет направленность личности не только на собственное «Я», но и вне себя, на других людей, что выражается в стремлении взаимодействовать, сочувствовать, приносить пользу. Проявлением этого служит осознание и выполнение человеком своего патриотического долга. В современных условиях в содержании патриотизма остается единство общественных и личных интересов человека, гражданина. Однако при этом акцент несколько смещается.