Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:15, дипломная работа
Сущность понятий "патриотизм","патриотическое воспитание".
Актуальность исследования. Социально–экономические и политические преобразования, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
«Краеведение — это прежде всего краелюбие», — напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России избранный его председателем профессор С.О. Шмидт.
Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить. Разгромленная в 1929 г. большевиками краеведческая наука вновь заняла в жизни общества достойное место. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.
И как не вспомнить здесь слова Виталия Закруткина:
"Любовь к Родине, Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая красоту родного языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?»
Родина без нас обойтись может, мы же без нее — ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинс-кий, должен понимать и чувствовать каждый ребенок. Любой школьник', интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.
Родина без нас обойтись может, мы без нее – ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В. А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок.
Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники. Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.
Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население.
Целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем творчестве ту или иную местность.
Основными источниками краеведческой информации являются:
периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);
художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);
архивные фонды;
фонды музеев;
всякого рода планы и карты;
материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);
материалы статистики;
устные свидетельства старожилов.
Основные принципы краеведческой работы:
системный подход;
предельная достоверность фактов;
синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматривать вне исторического контекста).
Формы краеведческой работы — урочная и внеурочная, активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (камеральная отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).
Одним из основных направлений можно считать «Краеведение». Ребятам предлагается изучить историю своей семьи, своего района, города. Из истории семьи, отчего края учащиеся черпают немало полезного для души. История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей.
Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.
Одним из любимых занятий у ребят является составление "Народного календаря". Это дает им представление о русском фольклоре, народных и православных праздниках, которые постепенно входят в дома наших учеников. Занятия могут быть проведены в таких формах: экскурсии; посещение театров; музеев, трудовые десанты; встречи с ветеранами ВОВ, афганских и чеченских событий; уроки мужества; связь с воинскими частями; спортивно-массовые мероприятия: соревнования, праздники; творческие отчеты; смотры.
Глава II. Методика формирования патриотических взглядов и убеждений.
2.1 Диагностика уровня сформированности патриотических взглядов и убеждений.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе 2 класса Ольховской СОШ Лебедянского района. В эксперименте участвовало 12 человек:
1. Гарнев Анатолий
2. Переверзева Варвара
3. Францев Анатолий
4. Цыганова Анастасия
5. Козлов Владислав
6. Кукушкина Анна
7. Кукушкина Елена
8. Рогачев Дмитрий
9. Усачева Елена
10. Заварзина Инна
11. Клянина Валентина
12. Камалтынова Ксения
С целью определения эффективности опытно-экспериментальной работы были разработаны критерии сформированности патриотических взглядов и убеждений младших школьников:
1.Знание государственной символики;
2.Уважительное отношение к природе, традициям, обычаям;
3. Знание героев и их боевых заслуг.
Критерии помогут в определении уровня сформированности патриотических взглядов и убеждений младших школьников.
Опытно-экспериментальная работа направлена на решение следующих задач:
1.Изучить уровень сформированности патриотических взглядов и убеждений младших школьников;
2.Разработать комплекс мер по воспитанию патриотических чувств младших школьников;
3.Выделить условия повышения эффективности работы по воспитанию патриотизма младших школьников.
В ходе опытно-эксперименнтальной работы выделились три этапа: диагностический, формирующий, контрольный.
Диагностический этап позволил нам выявить решение вопросов по воспитанию патриотических взглядов и убеждений, наличию навыков и опыта, патриотического поведения.
На данном этапе были проведены следующие диагностические методы: наблюдение, беседы, тестирование, с целью выявления того, что известно учащимся по вопросу патриотизма. Наблюдение проводилось для того, чтобы выявить особенности мировоззрения учащихся по вопросу патриотизма. Задачей наблюдения было не только увидеть неправильные, неглубокие патриотические взгляды и убеждения, но и наметить ход работы по преодолению ошибок.
Задача бесед с учителем и учащимися - получение более точной информации по теме патриотические чувства и качества.
На этом этапе учащимся предлагалось ответить на вопросы:
-Из каких трех цветов состоит наш флаг?
-Что означает каждый цвет?
-Знаете ли вы гимн нашей страны?
-Какой еще символ есть у нашей страны помимо флага и гимна?
-Какой порядок цветов на флаге нашей страны?
Также учащимся был предложен тест, по выявлению уровня сформированности патриотических взглядов и убеждений.
1. Какие три символики имеет наша страна?
а) памятники, ветераны, герб
б) герб, флаг, гимн
в) Красная площадь, гимн, памятники
2.В нашей стране есть традиция отмечать праздник парадом?
а) День рожденья
б) Новый год
в) 9 мая
3.Как люди называют природу, родной край, нашу страну?
а) Родина
б) мир
в) место жительства
4.Что должны люди делать с природой нашей страны?
а) охранять, беречь
б) не обращать на нее внимание
в) истреблять
5.Как в нашей стране называют людей совершивших подвиг?
а) воины
б) герои
в) солдаты
6.Чем Родина благодарит своих героев?
а) букетом цветов
б) медалями, орденами
в) мягкими игрушками
7.Каким обычаем провожают зиму?
а) масленицей
б) хлебницей
в) выметают веником
Также с учащимися была проведена беседа на тему: "Герои моего села".
-Кто из вас знает героев своего села и их боевые заслуги?
- Где у вас в селе можно узнать о них?
-Как встречают у вас в селе праздник 9 мая?
-Есть ли среди ваших дедов и прадедов герои?
В ходе тестирования и беседы выявилось, что знания по данной теме не глубокие и не все учащиеся справились с заданиями.
Из беседы с учителем выявлено, что работа по патриотическому воспитанию проводится, но она могла бы быть разнообразнее по формам.
Обработав полученные результаты, мы пришли к выводу, что лишь
4 учащихся(33%)- ответили правильно.
6 учащихся(51%)- допустили ошибки.
2 учащихся(16%)- ответили не правильно.
Эти данные мы отобразили в диаграмме:
Такие результаты позволяют нам разработать мероприятия, посвященные теме воспитание патриотизма младших школьников.
2.2 Формирование патриотических взглядов и убеждений.
Нами была разработана и апробирована система внеклассных занятий, направленных на решение задач, выделенных в теоретической части изучения вопроса патриотических чувств и качеств младших школьников. В нее входили классные часы: "Три символа России", "Встреча весны" и еще одной формой проведения мероприятия была выбрана экскурсия в зал боевой славы.
Так как нами были выделены критерии сформированности патриотических взглядов и убеждений, а на диагностическом уровне были выявлены несоблюдения норм, нами был проведен классный час "Три символа России".
Целью классного часа было формирование у учащихся патриотических чувств: любви к Родине, родителям, учителям и т. д.; учить ребят уважительному отношению к символам страны; развивать у учащихся мышление и правильное мировоззрение.
В ходе этого занятия учитель знакомит с помощью наглядности учащихся с тремя символами России, дает углубленные исторические справки их возникновения.
Каждому ребенку было дано задание - выучить стихотворение о:
- флаге,
- гимне,
- гербе.
Позже звучит музыка гимна, ученик вносит флаг, все встают и по заранее подготовленным листочкам поют гимн РФ.
Затем учитель знакомит ребят с гербом (он заранее висит на доске), рассказывает о его содержании (о святом Георгии, который убивает копьем змея).
Учитель рассказывает о значении слова патриотизм, говорит о том, что все мы должны быть патриотами, потому что каждый из нас должен любить свою Родину, природу и т. д.
В конце занятия учитель проводит беседу и задает следующие вопросы:
-Какие три символа есть у нашей страны?
-Какие три цвета присутствуют на флаге и какого значение каждого?
-Что такое гимн и когда его исполняют?
-Какая третья символика есть у России?
-Что изображено на гербе нашей страны?
-Кто такой патриот и являетесь ли вы им?
Делая вывод, по проведенному мероприятию можно сказать, что учащиеся частично расширили свои знания о символах России.
Следующим мероприятием была экскурсия в зал боевой славы.
Целью этой экскурсии было познакомить ребят с героями их села, с местами где можно узнать о них и о их боевых заслугах; учить ребят любить свой край и все, что с ним связано; развивать в учащихся патриотические качества, формировать мировоззрение.
В ходе экскурсии учитель знакомит ребят с залом боевой славы, расположенным в Ольховской СОШ, где они видели всех героев и просто тех, кто был на фронте, а в Ольховце таких немало. Там же ученики-экскурсоводы рассказывали о боевых заслугах этих солдат и о тех, кто не вернулся с фронта. Были представлены письма солдат, их ордена и награды. Позже учитель показывает ребятам место, где они могут отдать дань памяти тем кто не вернулся с войны - это памятник павшим на войне, расположенный в с. Ольховец. Ребята уже знакомы с ним, ведь каждый год 9 мая они приходят сюда на парад и возлагают сюда цветы.