Патриотическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:15, дипломная работа

Описание

Сущность понятий "патриотизм","патриотическое воспитание".
Актуальность исследования. Социально–экономические и политические преобразования, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.

Работа состоит из  1 файл

Патриотич. восп..doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

Учащимся было дано задание, есть ли среди их родни солдаты, не вернувшиеся с фронта, и оказалось, что многие нашли фамилии своих предков.

На фоне этой картины учитель объясняет ребятам, что если бы не смерти и подвиги этих людей, мы не смогли бы жить, дышать на своей свободной Родине.

Учащиеся с помощью учителя делают выводы, почему же мы должны почитать и благодарить людей, которым мы обязаны своей жизнью.

Следующее занятием был классный час "Встреча весны".

Целью этого мероприятия было расширение знаний учащихся по теме: традиции нашей страны; формирование патриотических качеств, воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе, развивать мышление, речь, память.

В начале занятия учитель рассказывает историю о том как девочка Маша поборола зиму яркой светлой песней, пробуждающей и зовущей в гости Весну.

Дети хором исполняют эту песню.

Учитель спрашивает о том, почему в песни мы зовем жаворонка? Учащиеся затрудняются дать ответ, учитель поясняет смысл песни.

Затем учитель разучивает еще пару песен - прибауток, которыми можно звать Весну.

После этого  дети учатся определять месяца и сколько длится каждое время года.

Учитель говорит о том, что живем мы в сельской местности и для нас весна знаменуется посевом и весенними работами в полях (у многих учащихся родители работают в колхозе).  Дети рассказывают о том, чем занимаются родители во время весенних работ и какую помощь в этот период оказывают своим родителям сами дети. Урок заканчивается показом слайдов "Полевые работы".

Таким образом, данные занятия способствовали формированию у учащихся патриотических взглядов и убеждений.

Более точные результаты эффективности нашей опытно-экспериментальной работы мы выявили в ходе контрольного эксперимента.

С целью определения эффективности работы был организован контрольный этап, в ходе которого нами было проведено тестирование. Для оценки результатов мы опирались на критерии, выделенные на диагностическом этапе и в ходе наблюдения за изменениями патриотических взглядов и убеждений учащихся начальных классов.

Чтобы узнать, усвоили ли учащиеся материал и сформировались ли у них правильные патриотические взгляды и убеждения, мы провели тестирование. Учащимся были предложены следующие вопросы:

1.Какие же 3 символа являются достоянием нашей страны?

а) флаг, гимн, герб

б) памятники, природа, человек

в) человек, флаг, природа

 

2.Какое число месяца мая является праздником победы?

а) 1 мая

б) 9 мая

в) 12 мая

 

3.Что мы называем Родиной?

а) родной край, страну в которой родился и живешь

б) любую страну где ты был

в) просто любую страну

 

4.Как называют человека, который любит свою природу, Родину, родителей?

а) любитель

б) патриот

в) житель

 

5.Кто такой герой?

а) человек, совершивший подвиг

б) житель своей страны

в) просто солдат

 

6.Чем благодарят героев?

а) орденами, медалями

б) подарками

в) цветами

 

7.В нашей стране есть обычай отмечать праздник Масленницу. Это традиция провожать...

а) лето

б) зиму

в) осень

Далее была проведена беседа.

-Каких героев своего села вы знаете?

-Есть ли в вашем селе места, где можно узнать о них?

-Среди ваших родственников есть ли люди, бывавшие на фронте?

Цели беседы и тестирования – проверить уровень сформированности у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Их ответы позволяют сделать вывод, что

6 человек(50%)-ответили правильно

5 человек(41.7%)-допустили ошибки

1 человек(8.3%)-ответил не верно

 

Эти данные мы отобразили в диаграмме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это позволило сделать нам вывод о повышении уровня сформированности патриотических  взглядов и убеждений и выделить и обосновать условия повышения эффективности работы по патриотическому воспитанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3      Условия повышения эффективности работы по воспитанию патриотизма у младших школьников.

 

Анализ литературы, опытно-экспериментальная работа позволили нам выделить и обосновать ряд условий повышения уровня эффективности работы по воспитанию патриотических взглядов и убеждений.

1.Систематическая и целенаправленная работа учителя по воспитанию патриотических взглядов и убеждений.

Работу по патриотическому воспитанию необходимо вести целенаправленно и систематически, так как патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, волю, психику и физическое развитие с целью формирования у них нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической готовности к безупречному несению государственной /в том числе и военной/ службы.

 

2.Использование разнообразных форм проведения занятий.

Патриотическое воспитание должно вестись дифференцированно, с учетом возрастных особенностей учащихся. Учитывая особенности возраста младшего школьника, необходимо использовать разнообразие форм проведения занятий. Это может быть создание Книги памяти, работа с ветеранами Великой  Отечественной войны и др.

 

3.Осуществление взаимодействия школы и семьи по формированию патриотических взглядов и убеждений.

Все начинается с дома, семьи. Государство начинается с семьи. Какова семья, таково и государство. При изучении памятников литературы, лежавшие в основе семьи тысячу, пятьсот, двести, сто лет назад, актуальны и по сегодняшний день, а качества, которые всегда ценились в детях, женах, отцах, являются ныне самыми ценными. Важно, чтобы учащиеся знакомились с историей Отечества через конкретных людей и в этом им должны помогать родители.  Организуя работу по патриотическому воспитанию в школе учителю надо привлекать общественные организации, силовые структуры и др.

 

4.Вовлечение учащихся в разнообразные виды практической деятельности для приобретения опыта патриотического поведения.

Разнообразная практическая деятельность призвана способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Разноаспектный анализ патриотизма дает основание выделить в его структуре несколько составляющих элементов: интеллектуальный, эмоционально-волевой и действенно-практический.

Такой подход позволяет рассматривать патриотическое воспитание как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения воспитанников.

Формирование и развитие личности человека происходит в разнообразных видах деятельности, поэтому формирование патриотизма как неотъемлемой части социально-нравственной направленности личности осуществляется в процессе разнообразной по видам и содержанию деятельности воспитанников, организуемой педагогами при использовании различных методов, средств и форм учебно-воспитательной работы.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволяет выделить в структуре патриотизма несколько взаимосвязанных компонентов: интеллектуальный, потребностно-мотивационный, эмоционально-волевой и деятельностный.

В содержании патриотизма находят отражение такие ключевые понятия, как Родина и Отечество. Первое характеризует естественную привязанность человека к родной земле. Второе обусловлено определенными общественными отношениями, экономическими, политическими, культурными особенностями страны.

Патриотическое воспитание рассматривается нами как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Целью и результатом патриотического воспитания является формирование и развитие патриотизма. Существенным при этом является перевод общественного опыта в личностное достояние воспитанника, что отражает сущность процесса воспитания – переход внешнего, объективного во внутреннее, субъективное.

Патриотическое воспитание осуществляется в единстве с другими направлениями воспитательной работы. Оно находится во взаимосвязи с гражданским воспитанием, но, на наш взгляд, более целесообразно рассматривать патриотическое воспитание не как часть гражданского, а как относительно самостоятельное направление воспитательной работы.

Неразрывно связано патриотическое воспитание и с интернациональным, нравственным, трудовым воспитанием. Каждое из этих направлений решает свои задачи, но сравнительный анализ показывает наличие и общих задач, что обусловливает необходимость их комплексного решения, то есть, патриотическое воспитание как бы «пронизывает», интегрирует различные направления воспитательной работы, осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Формирование и развитие личности человека происходит в разнообразных видах деятельности, поэтому формирование патриотизма как неотъемлемой части социально-нравственной направленности личности осуществляется в процессе разнообразной по видам и содержанию деятельности воспитанников, организуемой педагогами при использовании различных методов, средств и форм учебно-воспитательной работы.

В результате исследования были выявлены педагогические условия эффективного осуществления патриотического воспитания учащихся, включающие: сочетание различных стимулов, побуждающих к активной учебно-познавательной деятельности; использование разнообразных форм проведения занятий; создание атмосферы эмоционального подъема на занятиях, посвященных формированию патриотизма; целенаправленная и систематическая работа в этом направлении; взаимодействие школы и семьи.

Таким образом, наше предположение подтвердилось, что если учитель вовлекает воспитанников в разнообразную по видам и содержанию деятельность, организуемую при использовании различных методов, средств и форм учебно-воспитательной работы, создает атмосферу эмоционального подъема на занятиях, патриотическое воспитание осуществляется в единстве с другими направлениями воспитательной работы, то эффективнее происходит формирование и развитие патриотизма, что является целью и результатом патриотического воспитания.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Борикова, Л. В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. /Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 128с.

2.      Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания [Текст]: /А.К. Быков. //Педагогика. – 2006. - №2. – С. 37-42.

3.      Воспитание младшего школьника [Текст]: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей /Сост.

Л. В. Ковинько. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр /Академия/, 2000. – 288с.

4.      Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст]: /З.Т. Гасанов. // Педагогика. – 2005. - №6. – С. 59-64.

5.      Здерева, Г.В. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников [Текст]: /Г.В. Здерева. //Педагогика. – 2004. - №7. – С. 39-45.

  1. Как научить детей любить Родину [Текст]: Руководство для воспитателей и учителей /программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету "Народная культура"/Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова. – М.: АРКТИ, 2003. – 168с.

7.      Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст]: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования /Г. М. Коджаспирова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 352с.

8.      Лесняк, В.И. Челябинский патриотический форум [Текст]: /

Информация о работе Патриотическое воспитание