Патриотическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:15, дипломная работа

Описание

Сущность понятий "патриотизм","патриотическое воспитание".
Актуальность исследования. Социально–экономические и политические преобразования, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.

Работа состоит из  1 файл

Патриотич. восп..doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

В.И. Лесняк. //Педагогика. – 2005.- №7. – С.119-124.

9.      Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников

[Текст]: Метод. Пособие для учителя / В. И. Максакова. – М.: Просвещение, 2003. – 254. с. - /Воспитание в соврем. шк./.

10. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: /А. В. Мудрик. – М.: Академия, 1999. – 184с.

11. Патриотическое воспитание [Текст]: система работы, планирование, конспект уроков, разработки занятий / авт. – сост. И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169с.

12. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.:

Российское педагогическое агентство, 1995. – 637 с.

13. Пидкасистый, П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст]: /П. И. Пидкасистый,

Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. – М.: "Педагогическое общество России", 1999. – 354с.

14. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс [Текст]: Учебник для студ. ред. Вузов: /И. П. Подласый. –В 2 кн. – М.: Гумант. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256с.: ил.

15. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других [Текст]: /Р. Римский, С. Римский. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004. – 400с., 4 л. ил. - /Практическая психология/.

16. Руденский, Е. В. Социальная психология [Текст]: /Е. В. Руденский. –Москва – Новосибирск, 1997. – 224с.

17. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 336с.

18. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.

В. А. Сластенина. – М.: Издательский цент "Академия", 2002. – 576с.

19. Смирнов, С. Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: /С. Д. Смирнов. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 270 с.

20. Теория и практика воспитательных систем [Текст]: /Под ред.

Л. Н. Новиковой. Книга 2., М.: 1993. – 206с.

21. Философский энциклопедический словарь [Текст]: М.: Инфра, 1997. – 540с.

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Классный час: "Я ПОЗНАЮ РОДИНУ".

Цель: формировать потребность изучать обычаи и историю своего народа; развивать мышление, речь; воспитывать любовь к Родине.

Задачи урока:

1) Создание атмосферы добра, соучастия, сопричастности к культуре народа.

2) Формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям предков.

3)  Первоначальное знакомство с традициями русской избы, народной одежды, бытовыми предметами, народной игрушкой, колыбельными песнями.

4) Воспитание художественного вкуса, любви к прекрасному.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель: «Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Вы знаете, когда я сегодня утром шла на работу, меня вдруг как будто подхватил ветер, и я отправилась в необыкновенное путешествие. А вы любите путешествовать? На чем?»

Дети: «На машине, самолете, пароходе...»

Учитель: «Да, путешествовать можно по-разному. А я вас приглашаю в необычное путешествие: путешествие во времени. А помогут нам наше воображение, смекалка, фантазия и знания. Приготовьте ладошки — это двери нашей машины времени. Закрыли двери — и отправились в путь».

Звучит музыка, педагог читает отрывок из стихотворения В. Мухина «Не обижайте красоту»;

 

Великий дар - единожды родиться,

Вдохнуть,

Раскрыть глаза —

И на века

Увиденному миру удивиться,

Где дом и поле, роща и река...

Учитель: «Эти замечательные стихи и волшебная музыка привели нас на русскую землю. А в руках у меня маленькое чудо — это куколка, спеленатый ребенок, который так мал, что похож на древесную почку. Эта почка будет расти, развиваться, у нее все еще впереди».

И на доске тоже удивительные слова. Посмотрите.

Родился человек, у него есть родители — мама и папа. Его близкие люди живут, как правило, недалеко друг от друга на земле, которая называется Родина. Родина — это место, которое когда-то полюбилось нашим предкам, они пустили здесь корни, основали свой род.

Посмотрите, ребята, как интересно. Цветы, деревья не могут жить без корней. И человек имеет корни. Это те, кто жил на земле давно и дал жизнь своим детям и внукам. Они давно ушли в иной мир, в землю, стали ее частью, но они и часть рода — наши предки.

Древние люди представляли, что род — это божество, живущее на небе. Лицо Бога видеть нельзя, но представить себе его образ можно. Вот так, например, представил его художник (показ иллюстрации). Сидит на небесном троне старец, седовласый, мудрый, как сама жизнь, и держит в руках толстую кни­гу. Это «Родословная» — книга, где записаны все дела рода, добрые и не очень. Вот и вы можете прославить свой род добрыми делами или огорчить плохими поступками. Все в ваших руках. По делам вас будут помнить и судить в роду.

Скажите, ребята, а что общего во всех этих словах: «род», «родина», «родители», «родиться», «родословная»?

Дети: «Корень! Эти слова однокоренные».

Учитель: «Правильно. Родословную часто изображают в виде древа, дерева с корнями (предками) и кроной (потомками). Древо «Проглядывает» и в слове «здравствуйте». «Здравствуйте» звучит, как пожелание быть могучим деревом. Корень «древ» можно обнаружить во многих словах русского языка — и неслучайно. Ведь дерево играло огромную роль в жизни наши предков. Русь называли до недавнего времени деревянной страной».

Давайте заглянем в нашу книгу: так ли это? (Учитель открывает специальную книгу-макет.) Перед нами русский дом. Как он называется?» Дети: «Изба!»

Учитель: «А из какого материала он сделан?»

Дети: «Из дерева».

Учитель: «Войдем в дом. Нас встретит хозяйка - большуха. На ней рубаха с клетчатой юбкой-поневой, пояс, на голове кичка.

Давайте рассмотрим украсы на рубахе — вышивку, кружево. (Дети рассматривают и отмечают узоры и место их расположения.)

Как вы думаете, кто мог сшить такую одежду?

Дети: «Сама женщина или девушка».

Учитель: «Конечно, сама. И украшала по-своему, чтобы удивить, показать свое рукоделие. Правда, красиво?»

Давайте смотреть книгу дальше. Вот в доме в красном углу сидят хозяева. Посмотрите, что находится в красном углу?»

Дети: «Иконы».

Учитель: «Красный угол — это почетный угол дома. Под иконами сидел за столом хозяин или уважаемый гость.

А какая мебель в избе и из чего она сделана?»

Дети: «Деревянные столы, лавки, полки, сундуки...»

Учитель: А у меня для вас сюрприз: деревянный короб с изделиями из дерева.

(Дети рассматривают ложки и чашки из Хохломы, туесок из Великого Устюга, лапти из Городца, северные ковш и берестяные бусы из Архангельска.)

Посмотрите, дерево действительно и обувало, и одевало, и обеспечивало жильем и посудой, и кормило своими плодами, и не давало замерзнуть в мороз, и радовало детей игрушками! Попробуйте отгадать про них загадки:

Посереди двора стоит копна

Спереди вилы, а сзади метла.

(Из короба достается деревянная корова из Городца.) Четыре копыта, пятая грива, шестой хвост (конь из Городца).

Желтый шелковый платочек,

                            Яркий сарафан в цветочек,

                              А внутри секреты есть

Может, пять, а, может, шесть.

                             Разрумянилась немножко

Наша русская... (матрешка из Семенова).

Вот видите, и в игре дерево принимало участие! А это что у меня в коробе?»

Дети: «Трещотка!»

Учитель: «Это и замечательная игрушка, и музыкальный инструмент. А если ее раскрыть, то получится солнышко. Наши предки считали солнце божеством, поклонялись ему, вышивали, вырезали, рисовали.. Скажите, а можно изобразить солн­це, не используя ни красок, ни ниток, ни инструментов?

Можно! Давайте с вами встанем в круг, образуем хоровод.

(Дети встают в круг.)

Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?»

Дети: Тепло.

Учитель: «Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям. Название «ладоши» произошло тоже от имен древних богов. Говорят, жили на земле Лад и Лада. Вместе они несли в мир любовь, гармонию, понимание. И, протягивая руки друг другу, мы тем самым говорим, что мы друзья и желаем жить в мире. А теперь давайте поиграем.

(Хороводная игра «Ходит царь».)

А помните, в начале нашего урока у меня был младенец? Так он не мог прийти один. Вот его родители: и мама, и папа. Этих кукол дети сделали своими руками. Я и вас научу их делать, только в другой раз.

Так вот родители говорят, что ребенку пора спать.

А что делают, когда укачивают малыша?»

Дети: «Поют колыбельную».

Учитель: «Вот и я сейчас спою колыбельную. Спою, как знаю, как помню, как бабушка моя пела (поет колыбельную).

Уснул. Положу его в колыбельку, а вам дам задание на дом.

Узнайте, какие колыбельные пели вам, запомните и спойте нам на следующем уроке.

А на сегодня наше путешествие закончилось. Оно вам по­нравилось? А что понравилось? Что запомнилось?»

(Ответы детей.)

 

 

 

 

 

 

 

Классный час: "ВСТРЕЧА ВЕСНЫ".

 

Цель: познакомить учащихся с традициями, обрядами и фольклором, подводить учащихся к осознанию тесной взаимосвязи, единого круга повседневного бытия и праздника в культуре наших предков; способствовать воспитанию патриотических чувств через приобщение к истокам культуры и мировоззрения родного народа.

Учитель: Зима в России долгая, холодная. Уже в конце октября наступают первые заморозки, а после 14 октября (Покрова) выпадает первый снег.

Зима студеная всем уже надоела. Да Весна-красавица где-то с пути сбилась. Никак к нам не доберется. А ведь не зря март в старину называли зимобор. Зима с весной борется. Рас-скажу-ка я вам сказку, как Маша зиму поборола.

Жила в одном селе Машенька. Целую зиму она сидела под окошком с березовым веретеном, пряла белый ленок. И так ей эта зима надоела, что надумала она весну встречать...

Помните, на Масленице на лошадях в повозках катаются, а по округе раздается малиновый звон колокольчиков? Колокольчики дух зимы прогоняли.

Позвоним и мы в колокольцы: может это поможет Маше с зимой справиться.

Пришла Маша в поле, стала на взгорочке и стала звать:

Ученица;        «Жаворонок, жаворонок!

                         Улети далеко,

                         Принеси нам тепло!»

Запевает песню:

                  «ОЙ, кулики, жаворонушки!

Прилетайте к нам у в одонушки!

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

Кулик, кулик, замыкай зиму.

Отпирай весну, тепло-летечко!

Учитель: Ребята, а почему Маша жаворонков звала?

Ученики: В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее издалека на своих крыльях приносят птицы. Поэтому весну не встречали, а звали, окликали.

Галочка-ключница, (2)

Вылети за море,

Вылети за море, (2)

Вынеси два ключа.

Вынеси два ключа,

Два ключа золотые.

Ты замкни зиму, (2)

Зиму холодную.

Зиму холодную, (2)

Морозы лютые.

Морозы лютые, (2)

Снеги глубокие.

Отомкни лето, (2)

Летечко теплое.

Летечко теплое, (2)

Воздухи легкие.

Воздухи легкие, (2)

Ветерочки мягкие,

Дождички дробные.

Учитель: Весна в России наступает не сразу, не дружно. Везде в свое время. А закликать ее начинали уже от Сретения — есть такой праздник 15 февраля. Сретение — встреча, «На Сретение весна с зимой встречаются впервой». Затем весну закликали накануне дня весеннего равноденствия — 22 марта, и последний раз на Благовещение — 7 апреля.

Скажите, кого на Руси встречают хлебом-солью?

Дети: Дорогих гостей.

Учитель: Как дорогую гостью встречают на Руси весну: хлебом-солью. И обрядовыми, т.е, магическими словами:

Дети (поют):   Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С доброй радостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

С хлебами обильными.

Информация о работе Патриотическое воспитание