Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:10, диссертация

Описание

Продолжительное время многие исследователи проблемы гуманизма утверждали, что в нашем обществе устранены многие объективные факторы, порождающие преступность и аморализм. Это якобы привело к сокращению безнравственных поступков и изменению их характера. Сегодня, когда в нашей стране усилия народа направлены на создание демократического общества, обострились отношения между людьми. У отдельной группы людей нашего общества проявляется жестокость, эгоизм, индивидуализм. В повседневной жизни время от времени благовоспитанные юноши совершают бессмысленные преступления.

Содержание

Введение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ .
1.1. Гносеологические основы процесса воспитания гуманности у дошкольников .
1.2. Формирование гуманности как социальная, психологическая и педагогическая проблема.34
1.3. Совершенствование подготовки воспитателя детского сада к работе по формированию гуманности у детей.
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Общение в игровой деятельности как условие формирования гуманных отношений между дошкольниками .67 ■
2.2. Социальный опыт, приобретенный в игре, как средство формирования гуманности у дошкольников .
2.3. Формирование гуманности у дошкольников в играх, отражающих содержание литературных произведений.

Работа состоит из  1 файл

условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности.docx

— 44.63 Кб (Скачать документ)

Педагогические  условия   формирования  гуманности у  дошкольников   в   игровой   деятельности

 

Автореферат

 

Диссертация

 

Артикул: 39585

Год:

1997

Автор:

Авраменко, Ольга Викторовна

Ученая cтепень:

кандидат  педагогических наук

Место защиты диссертации:

Елец 

Код cпециальности ВАК:

13.00.01

Специальность:

Общая педагогика

Количество cтраниц:

131

Оглавление:  

Введение.  

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К  ФОРМИРОВАНИЮ  ГУМАННОСТИ У  ДОШКОЛЬНИКОВ .  

1.1. Гносеологические  основы процесса воспитания гуманности  у  дошкольников .  

1.2.  Формирование  гуманности как социальная, психологическая  и педагогическая проблема.34  

1.3. Совершенствование  подготовки воспитателя детского  сада к работе по  формированию  гуманности у детей.  

Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ  ГУМАННОСТИ  

У  ДОШКОЛЬНИКОВ   В   ИГРОВОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   

2.1. Общение   в   игровой   деятельности  как условие  формирования  гуманных отношений между   дошкольниками .67  

2.2. Социальный  опыт, приобретенный в игре, как  средство  формирования  гуманности  у  дошкольников .  

2.3.  Формирование  гуманности у  дошкольников  в играх, отражающих содержание  литературных произведений.

Введение:  

Продолжительное время многие исследователи проблемы гуманизма утверждали, что в нашем  обществе устранены многие объективные  факторы, порождающие преступность и аморализм. Это якобы привело  к сокращению безнравственных поступков  и изменению их характера. Сегодня, когда в нашей стране усилия народа направлены на создание демократического общества, обострились отношения  между людьми. У отдельной группы людей нашего общества проявляется  жестокость, эгоизм, индивидуализм. В  повседневной жизни время от времени  благовоспитанные юноши совершают  бессмысленные преступления. Как  отмечает в своем исследовании М.А.Вейт «матери неожиданно забывают о родительских обязанностях и утрачивают вложенное  самой природой чувство материнской  любви, с легким сердцем оставляют  своих детей на произвол судьбы. Братья и сестры затевают между собой  судебные процессы из-за оставленного родительского наследства. Эти действия не носят гуманного характера, а  представляют собой грубое отступление  от норм и правил поведения, принятых в обществе» (20,21).  

Безнравственные действия человека характеризуют такие  стороны его сознания и поведения, которые задерживают процесс  демократизации в обществе, гуманизации  отношений.  

Возникшие в последние годы элементы социальной коррозии негативно сказываются  на духовном настрое общества, они  незаметно подтачивают нравственные ценности. Возросла прослойка людей, в том числе среди молодежи, для которых цель жизни свелась  к материальному благополучию, к  наживе любыми способами. Их циничная позиция приобретает все более  воинствующие формы, отравляет сознание окружающих, зарождается потребительское  настроение. Показателем падения  социальных нравов стали рост пьянства, распространение наркомании, увеличение преступности.  

Философы, социологи, политологи отмечают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись дискуссии о путях преобразований в экономике, социальной и духовной сферах. В данном закономерном процессе велика роль школьных, дошкольных учебно-воспитательных заведений, трудовых коллективов, выступающих  основными социальными ячейками общества.  

Важность  исследования данной проблемы определяется реальными потребностями дальнейшего  совершенствования практики  формирования  гуманности у  дошкольников , так  как ее состояние не в полной мере отвечает возрастающим общественным требованиям  к ней.  

В ходе исследования проблемы  формирования  гуманности нам удалось выяснить причины  появления в характере  дошкольников  негативных  качеств . Основными  причинами являются: недостатки семейного  воспитания (особенно конфликтная, аморальная, асоциальная семья); упущения в работе педагога-воспитателя, снижающие воспитательный эффект и содействующие появлению  в характере  дошкольника  таких  качеств  как грубость, жестокость, равнодушие, эгоизм по отношению к  окружающим; неглубокое знание воспитателем психических, индивидуальных, возрастных особенностей  дошкольника ; неблагополучные  взаимоотношения воспитателя и  ребенка; неверие в интеллектуальные и нравственные возможности ребенка; недооценка гуманных  качеств  и  поступков  дошкольника ; отсутствие должного контроля со стороны детского сада и семьи за поведением и поступками ребенка; несоблюдение и несогласованность  единства требований к ребенку со стороны воспитателей, родителей; частое применение воспитателями однообразных, в основном словесных методов  формирования  гуманности; отрицательное  влияние улицы, двора, сверстников, совершающих безнравственные поступки; неумение воспитателей проектировать  и управлять процессом  формирования  гуманности у  дошкольников .  

Таким образом, актуальность и общественная значимость исследования процесса  формирования  гуманности у  дошкольников  в  детском саду обуславливается комплексом потребностей, объективно возникающих  в настоящее время в практике воспитания.  

Сегодня педагогическая наука призвана искать оптимальные  пути повышения эффективности процесса  формирования  гуманности у  дошкольников . Предпосылки построения необходимой  воспитателям целенаправленной теории  формирования  гуманности у  дошкольников  в условиях демократизации общества создаются развитием всего комплекса  наук о человеке.  

Фундаментальные положения методологии данной проблемы содержатся в трудах философов, социологов, политологов, психологов и педагогов. Еще в свое время Н.К.Крупская и А.С.Макаренко большое значение придавали  формированию  гуманности детей в ходе общения в игре. Н.К.Крупская подчеркивала, что в  играх у детей развиваются  ценные  качества , которые лягут  в основу их характера: умение действовать  организованно, дружно; в игре вырабатываются организационные навыки, развивается  инициатива, выдержка, умение взвешивать обстоятельства, укрепляется воля, воспитывается доброта, отзывчивость, умение помогать в беде.  

Мысль об использовании  игры в воспитании и обучении детей  старшего дошкольного возраста возникла давно. Игры, в частности, дидактические, близки  дошкольникам , так как  в них познавательное содержание сочетается с привлекательными для  них формами умственной  деятельности . В современной отечественной  педагогической науке общепризнанным является положение о том, что  основное назначение дидактических  игр - развитие умственных способностей детей, умения наблюдать, выделять характерные  признаки предметов, сравнивать, находить сходство и различие, устанавливать  тождество. Вместе с тем, как показывают исследования Ф.Н.Блехер, Е.И.Радиной, Е.И.Удальцовой, А.П.Усовой, А.И.Сорокиной и других, дети в дидактических играх получают определенные знания, закрепляют их  в   игровой  форме (130,131,132).  

Широкие общевоспитательные функции дидактических игр позволяют  поставить вопрос о совершенствовании  их применения, где будут решаться не только задачи умственного воспитания, но и задачи нравственного воспитания. В свое время Е.И.Тихеева отмечала: «Эти игры . нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической  цели - ориентировки детей в том  или ином представлении или усвоения знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они  организуют детей, повышают их самостоятельность.».  

Совершенствование использования дидактических игр  предполагает и реализацию важнейшего аспекта игры как формы организации  жизни и  деятельности  детей,  формирования  у них гуманности.  

В ряде этических  работ (А.В.Запорожец, Т.А.Маркова, М.И.Бобнева) (40, 76) рассматривается вопрос о дружбе и дружеских взаимоотношениях детей  в детском саду, указывается, что  формирование  их осуществляется в  процессе  игровой   деятельности .  

В создании теоретических основ воспитания гуманности,  формирования  гуманных отношений в коллективе  дошкольников  с учетом их возраста значительную роль сыграли психолого-педагогические исследования, посвященные анализу  возрастных особенностей в нравственном развитии и поведении детей. В  разработку данной проблемы большой  вклад внесли как психологи, так  и педагоги, а именно: Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, М.А.Вейт, ТАМаркова, Р.С.Буре и другие.(20,21,17,18,76).  

В дошкольной педагогике изучалась проблема взаимоотношений  детей в обществе сверстников, в  коллективе и пути организации детских  взаимоотношений в условиях конкретной  деятельности . Эти исследования касались главным образом  формирования  начал коллективизма у детей  в процессе ролевой игры, занятий (М.И.Бобнева, Ю.Н.Косенко, АП.УсоваДИ.Цуканова и др.) (56,130,131,156).  

В этом плане  интерес представляют исследования Р.И.Жуковской и А.В.Черкова (35, 36, 151), в которых показана взаимосвязь  между развитием сознательности у детей старшего дошкольного  возраста и становлением их отношений  в детской  игровой   деятельности ; выяснено, что появление дружеских  коллективистских черт в детских  взаимоотношениях обеспечивается такой  общей игрой, в которой имеется  единая осознаваемая детьми и увлекающая их цель; игрой, которая совместно  планируется  дошкольниками , "оборудуется" необходимыми материалами.  

В анализируемых  работах существенное значение для  нашего исследования имеют три положения. Первое положение - знание основной закономерности развития детского коллектива.  

Второе положение - о целостном подходе к методам  воспитания, который предполагает организацию  деятельности  по  формированию  гуманности: об использовании методов  разными субъектами воспитания - воспитателем, родителями.  

Третье - важнейшее  методологическое положение касается мер, обеспечивающих положительные  результаты нравственного воспитания детей в детском саду: организация  целенаправленной жизни и  деятельности  детского коллектива способствует  формированию  гуманности,  формированию  гуманных отношений между детьми; нейтрализация объективных и  субъективных условий, негативно влияющих на процесс нравственного воспитания и  формирование  гуманных  качеств  личности.  

Практика  дошкольных воспитательных учреждений, как показывает анализ, за последние  годы испытывает нужду в научно обоснованных рекомендациях по методике организации  и проведении игры, руководства и  управления  формированием  гуманности у детей.  

Сущность  исследуемой проблемы в условиях гуманизации общества заключается  в закономерных связях и соотношении  содержания процесса  формирования  у детей гуманности, с одной  стороны, и его организационных  форм, методов и педагогических условий - с другой; в потребности совершенствования  методики проведения игры с учетом специфики  формирования  гуманности; в улучшении управлением  формирования  гуманности.  

Недостаточная изученность воспитательных возможностей игры, слабая разработанность методики  формирования  гуманности у  дошкольников  в играх, отражающих содержание литературных произведений, в процессе общения, механизма  проектирования процесса  формирования  гуманности в педагогической теории, с одной стороны, и потребность  дошкольной педагогической практики в  соответствующих научно-методических рекомендациях, с другой, обусловили выбор темы исследования "Педагогические условия  формирования  гуманности у  дошкольников   в   игровой   деятельности ".  

Цель исследования - раскрытие дидактических условий  формирования  гуманности у  дошкольников   в   игровой   деятельности , теоретическое обоснование методики  формирования  гуманности у детей  в   игровой   деятельности .  

Объект исследования: процесс  формирования  гуманности у  дошкольников   в   игровой   деятельности  в детском саду.  

Предмет исследования: процесс выявления дидактических  средств и условий  формирования  гуманности у  дошкольников   в   игровой   деятельности .  

Гипотезу  исследования составляют следующие  предположения:  формирование  гуманности у  дошкольников   в   игровой   деятельности  будет осуществляться эффективно, если:  

- задача  формирования  гуманности у   дошкольников  будет выделена  как значимая и существенная  в процессе организации  игровой   деятельности  детей;  

- будут выявлены  и обоснованы дидактические условия   формирования  гуманности у детей   в   игровой   деятельности ;  

- реализовать  потребность  дошкольника   в общении путем включения  его  в   игровую   деятельность ;  

Информация о работе Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности