Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:10, диссертация
Продолжительное время многие исследователи проблемы гуманизма утверждали, что в нашем обществе устранены многие объективные факторы, порождающие преступность и аморализм. Это якобы привело к сокращению безнравственных поступков и изменению их характера. Сегодня, когда в нашей стране усилия народа направлены на создание демократического общества, обострились отношения между людьми. У отдельной группы людей нашего общества проявляется жестокость, эгоизм, индивидуализм. В повседневной жизни время от времени благовоспитанные юноши совершают бессмысленные преступления.
Введение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ .
1.1. Гносеологические основы процесса воспитания гуманности у дошкольников .
1.2. Формирование гуманности как социальная, психологическая и педагогическая проблема.34
1.3. Совершенствование подготовки воспитателя детского сада к работе по формированию гуманности у детей.
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Общение в игровой деятельности как условие формирования гуманных отношений между дошкольниками .67 ■
2.2. Социальный опыт, приобретенный в игре, как средство формирования гуманности у дошкольников .
2.3. Формирование гуманности у дошкольников в играх, отражающих содержание литературных произведений.
Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности
Автореферат
Диссертация
Артикул: 39585
Год:
1997
Автор:
Авраменко, Ольга Викторовна
Ученая cтепень:
кандидат педагогических наук
Место защиты диссертации:
Елец
Код cпециальности ВАК:
13.00.01
Специальность:
Общая педагогика
Количество cтраниц:
131
Оглавление:
Введение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАННОСТИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ .
1.1. Гносеологические
основы процесса воспитания
1.2. Формирование
гуманности как социальная, психологическая
и педагогическая проблема.34
1.3. Совершенствование
подготовки воспитателя
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ГУМАННОСТИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Общение
в игровой деятельности
как условие формирования
гуманных отношений между
дошкольниками .67 ■
2.2. Социальный
опыт, приобретенный в игре, как
средство формирования гуманности
у дошкольников .
2.3. Формирование
гуманности у дошкольников
в играх, отражающих
Введение:
Продолжительное
время многие исследователи проблемы
гуманизма утверждали, что в нашем
обществе устранены многие объективные
факторы, порождающие преступность
и аморализм. Это якобы привело
к сокращению безнравственных поступков
и изменению их характера. Сегодня,
когда в нашей стране усилия народа
направлены на создание демократического
общества, обострились отношения
между людьми. У отдельной группы
людей нашего общества проявляется
жестокость, эгоизм, индивидуализм. В
повседневной жизни время от времени
благовоспитанные юноши совершают
бессмысленные преступления. Как
отмечает в своем исследовании М.А.Вейт
«матери неожиданно забывают о родительских
обязанностях и утрачивают вложенное
самой природой чувство материнской
любви, с легким сердцем оставляют
своих детей на произвол судьбы.
Братья и сестры затевают между собой
судебные процессы из-за оставленного
родительского наследства. Эти действия
не носят гуманного характера, а
представляют собой грубое отступление
от норм и правил поведения, принятых
в обществе» (20,21).
Безнравственные
действия человека характеризуют такие
стороны его сознания и поведения,
которые задерживают процесс
демократизации в обществе, гуманизации
отношений.
Возникшие
в последние годы элементы социальной
коррозии негативно сказываются
на духовном настрое общества, они
незаметно подтачивают
Философы, социологи,
политологи отмечают, что в стране
складывается новая морально-нравственная
атмосфера, идет переоценка ценностей,
их творческое переосмысление, развернулись
дискуссии о путях
Важность
исследования данной проблемы определяется
реальными потребностями
В ходе исследования
проблемы формирования гуманности
нам удалось выяснить причины
появления в характере дошкольников
негативных качеств . Основными
причинами являются: недостатки семейного
воспитания (особенно конфликтная, аморальная,
асоциальная семья); упущения в работе
педагога-воспитателя, снижающие воспитательный
эффект и содействующие появлению
в характере дошкольника таких
качеств как грубость, жестокость,
равнодушие, эгоизм по отношению к
окружающим; неглубокое знание воспитателем
психических, индивидуальных, возрастных
особенностей дошкольника ; неблагополучные
взаимоотношения воспитателя и
ребенка; неверие в интеллектуальные
и нравственные возможности ребенка;
недооценка гуманных качеств и
поступков дошкольника ; отсутствие
должного контроля со стороны детского
сада и семьи за поведением и поступками
ребенка; несоблюдение и несогласованность
единства требований к ребенку со
стороны воспитателей, родителей; частое
применение воспитателями однообразных,
в основном словесных методов
формирования гуманности; отрицательное
влияние улицы, двора, сверстников,
совершающих безнравственные
Таким образом,
актуальность и общественная значимость
исследования процесса формирования
гуманности у дошкольников в
детском саду обуславливается комплексом
потребностей, объективно возникающих
в настоящее время в практике
воспитания.
Сегодня педагогическая
наука призвана искать оптимальные
пути повышения эффективности
Фундаментальные
положения методологии данной проблемы
содержатся в трудах философов, социологов,
политологов, психологов и педагогов.
Еще в свое время Н.К.Крупская
и А.С.Макаренко большое
Мысль об использовании
игры в воспитании и обучении детей
старшего дошкольного возраста возникла
давно. Игры, в частности, дидактические,
близки дошкольникам , так как
в них познавательное содержание
сочетается с привлекательными для
них формами умственной деятельности
. В современной отечественной
педагогической науке общепризнанным
является положение о том, что
основное назначение дидактических
игр - развитие умственных способностей
детей, умения наблюдать, выделять характерные
признаки предметов, сравнивать, находить
сходство и различие, устанавливать
тождество. Вместе с тем, как показывают
исследования Ф.Н.Блехер, Е.И.Радиной, Е.И.Удальцовой,
А.П.Усовой, А.И.Сорокиной и других,
дети в дидактических играх получают
определенные знания, закрепляют их
в игровой форме (130,131,132).
Широкие общевоспитательные
функции дидактических игр
Совершенствование
использования дидактических
В ряде этических
работ (А.В.Запорожец, Т.А.Маркова, М.И.Бобнева)
(40, 76) рассматривается вопрос о дружбе
и дружеских взаимоотношениях детей
в детском саду, указывается, что
формирование их осуществляется в
процессе игровой деятельности
.
В создании
теоретических основ воспитания
гуманности, формирования гуманных
отношений в коллективе дошкольников
с учетом их возраста значительную
роль сыграли психолого-
В дошкольной
педагогике изучалась проблема взаимоотношений
детей в обществе сверстников, в
коллективе и пути организации детских
взаимоотношений в условиях конкретной
деятельности . Эти исследования касались
главным образом формирования
начал коллективизма у детей
в процессе ролевой игры, занятий
(М.И.Бобнева, Ю.Н.Косенко, АП.УсоваДИ.Цуканова
и др.) (56,130,131,156).
В этом плане
интерес представляют исследования
Р.И.Жуковской и А.В.Черкова (35, 36,
151), в которых показана взаимосвязь
между развитием сознательности
у детей старшего дошкольного
возраста и становлением их отношений
в детской игровой деятельности
; выяснено, что появление дружеских
коллективистских черт в детских
взаимоотношениях обеспечивается такой
общей игрой, в которой имеется
единая осознаваемая детьми и увлекающая
их цель; игрой, которая совместно
планируется дошкольниками , "оборудуется"
необходимыми материалами.
В анализируемых
работах существенное значение для
нашего исследования имеют три положения.
Первое положение - знание основной закономерности
развития детского коллектива.
Второе положение
- о целостном подходе к методам
воспитания, который предполагает организацию
деятельности по формированию
гуманности: об использовании методов
разными субъектами воспитания - воспитателем,
родителями.
Третье - важнейшее
методологическое положение касается
мер, обеспечивающих положительные
результаты нравственного воспитания
детей в детском саду: организация
целенаправленной жизни и деятельности
детского коллектива способствует
формированию гуманности, формированию
гуманных отношений между детьми;
нейтрализация объективных и
субъективных условий, негативно влияющих
на процесс нравственного
Практика
дошкольных воспитательных учреждений,
как показывает анализ, за последние
годы испытывает нужду в научно обоснованных
рекомендациях по методике организации
и проведении игры, руководства и
управления формированием гуманности
у детей.
Сущность
исследуемой проблемы в условиях
гуманизации общества заключается
в закономерных связях и соотношении
содержания процесса формирования
у детей гуманности, с одной
стороны, и его организационных
форм, методов и педагогических условий
- с другой; в потребности
Недостаточная
изученность воспитательных возможностей
игры, слабая разработанность методики
формирования гуманности у дошкольников
в играх, отражающих содержание литературных
произведений, в процессе общения, механизма
проектирования процесса формирования
гуманности в педагогической теории,
с одной стороны, и потребность
дошкольной педагогической практики в
соответствующих научно-
Цель исследования
- раскрытие дидактических
Объект исследования:
процесс формирования гуманности
у дошкольников в игровой
деятельности в детском саду.
Предмет исследования:
процесс выявления
Гипотезу
исследования составляют следующие
предположения: формирование гуманности
у дошкольников в игровой
деятельности будет осуществляться
эффективно, если:
- задача
формирования гуманности у
дошкольников будет выделена
как значимая и существенная
в процессе организации
- будут выявлены
и обоснованы дидактические
- реализовать
потребность дошкольника
в общении путем включения
его в игровую деятельность
;