Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:10, диссертация

Описание

Продолжительное время многие исследователи проблемы гуманизма утверждали, что в нашем обществе устранены многие объективные факторы, порождающие преступность и аморализм. Это якобы привело к сокращению безнравственных поступков и изменению их характера. Сегодня, когда в нашей стране усилия народа направлены на создание демократического общества, обострились отношения между людьми. У отдельной группы людей нашего общества проявляется жестокость, эгоизм, индивидуализм. В повседневной жизни время от времени благовоспитанные юноши совершают бессмысленные преступления.

Содержание

Введение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ .
1.1. Гносеологические основы процесса воспитания гуманности у дошкольников .
1.2. Формирование гуманности как социальная, психологическая и педагогическая проблема.34
1.3. Совершенствование подготовки воспитателя детского сада к работе по формированию гуманности у детей.
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Общение в игровой деятельности как условие формирования гуманных отношений между дошкольниками .67 ■
2.2. Социальный опыт, приобретенный в игре, как средство формирования гуманности у дошкольников .
2.3. Формирование гуманности у дошкольников в играх, отражающих содержание литературных произведений.

Работа состоит из  1 файл

условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности.docx

— 44.63 Кб (Скачать документ)

Совместная  игра доставляет детям все большее  удовольствие. Они на опыте убеждаются, что вместе можно сделать скорее, лучше; что совместные игры, в содержании которых вносится инициатива многих ее участников, более увлекательны, чем игры в одиночку. В ходе игры дети общаются. В процессе общения  возникают как положительные  контакты между детьми, вызывающие добрые чувства, так и различные  столкновения, которые могут породить отрицательные поступки. Поэтому  важно иметь в виду, что сама по себе  деятельность  не может  решить задач  формирования  начал  гуманности. Решающее значение, как  мы убедились, имеет руководство  воспитателя  игровыми  и трудовыми  взаимоотношениями детей, придания им гуманно направленного характера. Например, сюжет игры, отражающий содержание литературного произведения, роль, которую берет на себя  дошкольник , может носить либо нравственный характер, либо создавать предпосылки для  отрицательных проявлений в игре. В ходе экспериментальной работы мы убедились, что проблема своеобразного  подбора содержания игры является тем  реальным фундаментом, на котором возможно  формирование  гуманности, детских  взаимоотношений.  

Гуманно направленные взаимоотношения на ступени старшего дошкольного возраста особенно важно  рассматривать в плане  формирования  у детей мотивов, побуждающих  эти взаимоотношения и обусловливающих  поведение детей. В воспитательных действиях мы считали необходимым  предусматривать динамику этих мотивов: от каких-то внешних, часто ситуативных, к более высоким, отражающим коллективные побуждения и интересы. Вместе с  тем мы учитывали и необходимость  формирования  адекватных способов поведения, без которых невозможно реализовать свое отношение к  другим.  

В нашем  исследовании показано, как, возникая и формируясь под воздействием воспитания и совместной содержательной  игровой   деятельности   дошкольников , в  которой их действия взаимообусловлены  и направлены к общей цели, взаимопомощь содействует обогащению общих замыслов, достижению более высоких результатов  деятельности ; это укрепляет доброжелательные отношения детей друг к другу, содействует их сплоченности и придает  деятельности  более эмоциональный  творческий характер.  

 Формирование  гуманных взаимоотношений в играх  на основе усвоения детьми  общих норм нравственного поведения,  готовых правил подвижной и  дидактической игр сочеталось  с теми детскими взаимоотношениями,  которые открывали простор детской  инициативе, их собственному замыслу,  развитие которого требовало  участия нескольких детей. Между  детьми устанавливались такие  взаимоотношения, при которых  им необходимо было договориться  в ходе игры, согласовать действия. Использование разных по содержанию  игр в каждом случае давало  возможность договориться, согласовать  действия с другими детьми - это  создавало условие для необходимой  повторности, формировало основы  организованности поведения и  выступало в детских взаимоотношениях  как важное  качество  формирующихся  гуманных взаимоотношений.  

Применение  усвоенных правил в игре и труде, опыт складывающихся взаимоотношений  на основе взаимной договоренности в  повседневной жизни и в тех  специальных ситуациях, которые  создавались в ходе педагогического  эксперимента, повышали уровень детской  отзывчивости, дружеских взаимоотношений, активно проявляемой взаимопомощи. Умение сговариваться, уступать друг другу  в интересах общего дела, ответственно относиться к поручениям воспитателя, бережно обращаться с вещами - при  развитии этих взаимоотношений характерно большее проникновение детей  в интересы друг друга, у них возникают  желания и реальные возможности  для совместного обдумывания  содержания игры, распределения ролей  не только по желанию, но и по возможностям детей. Эти начала складывающихся  гуманистических  взаимоотношений  поднимают и игру как  деятельность  на более высокий уровень, поскольку  в ней сочетаются интересы нескольких участников, вносящих в нее свою инициативу, творческое отношение к  игровым  образцам.  

Анализ проведенной  нами опытно-экспериментальной работы по выявлению педагогических условий  формирования  гуманности у  дошкольников   в   игровой   деятельности  позволяет сделать следующие  выводы:  

1.Игра должна  соответствовать возрасту детей,  его познавательным особенностям.  

2.Игра должна  иметь четкую задачу, решение  которой должно вызывать живой  интерес детей, требовать их  умственного усилия, мобилизовать  знания детей.  

3. Игра должна  быть занимательной. Все элементы  должны быть налицо. В игре  необходимо избегать сухого дидактизма, нравственных сенсаций. Игра должна  отличаться от занятий и дидактических  упражнений наличием  игровых   действий,  игрового  настроения.  

Для повышения  эффективности  игровой   деятельности  в  формировании  гуманности у  дошкольников  необходимо учитывать  и такие педагогические условия: 1) систематичность и последовательность в работе воспитателя по решению  задач воспитания  гуманистических  отношений; 2) творческий поиск и  максимальное использование педагогом  воспитательных возможностей (как непосредственных, так и опосредованных)  игровой   деятельности  в целях: а)  формирования  представлений о  гуманистических   качествах ; б) обогащения опыта  гуманистических  отношений  дошкольников . Реализация этого условия выступает необходимой  предпосылкой для уточнения, расширения и обогащения знаний, жизненного опыта  дошкольников , совершения ими правильных действий для  формирования  у  них мотивов  в   игровой   деятельности , направленной на проявление заботливого отношения к окружающим людям; 3) целесообразная организация  взаимоотношений в ходе игры; 4) создание атмосферы, побуждающей детей к  совместным эмоциональным переживаниям событий изучаемых литературных произведений. Практическое участие  дошкольников   в   игровой   деятельности , в процессе которой  они общаются и устанавливают  отношения, способствует осознанию  нравственной ценности такой  деятельности , расширяет социальный опыт детей, формирует субъективное личностное отношение к окружающим, упражняет  детей в выполнении нравственных норм и воспитывает на этой основе устойчивые формы поведения. Осуществление  этого условия позволяет воспитателю  создать наиболее целесообразную сферу  для  формирования  и проявления гуманных  качеств  личности в  дошкольном возрасте. Совместная  игровая   деятельность  позволяет каждому  ребенку проявить свои способности, развивать свою индивидуальность, принять  участие в различных видах  игровой   деятельности , приучает считаться с интересами других детей, дает возможность проявить заботу и  внимание по отношению к своим  товарищам; 5) воздействие на мотивационную  сферу личности ребенка, умелое руководство  развитием мотивации общения, возбуждение  и поддержка положительных мотивов  на основе  формирования  интереса к процессу игры, потребности в  участии в ней, привлечении  дошкольников  к системной  игровой   деятельности , создающей у них чувства радости, удовлетворенности успехами в совместной игре; 6) использование возникающих  и создание педагогически целесообразных ситуаций в ходе игры, способствующих  формированию  гуманности, воспитанию  гуманистических  отношений; 7) личный пример воспитателя  гуманистического  отношения к детям; стиль гуманных отношений между воспитателем и  детьми выступает одним из стимулов проявления гуманных  качеств  личности, так как в силу подражательности детей, воспринимая доброжелательность, внимательность, требовательность по отношению к себе, дети переносят этот тон общения и на окружающих; 8) тесное взаимодействие воспитателя и родителей в выделении и использовании воспитательных возможностей игры; 9) пропаганда в ходе игры любви и уважения к родителям является одним из основных показателей и условий воспитания гуманности  дошкольников . Используя это условие, воспитатель в первую очередь стимулирует детей на проявление заботы и внимания по отношению к своим близким людям, что в силу корреляционной зависимости способствует воспитанию заботливого отношения и к окружающим людям; 10) побуждение родителей к участию  в   игровой   деятельности  детей и, требуя от них проявления в ней гуманности. Это условие позволяет воспитателю обеспечить целесообразную согласованность педагогических влияний со стороны детского сада и семьи, что способствует также переносу детьми примера гуманности родителей на окружающих; 11) индивидуальный подход к детям при распределении ролей участников игры. Сущность этого условия состоит в том, что оно обеспечивает оптимальное развитие  деятельности  каждого ребенка и выступает необходимым коррективом в работе с детским коллективом.  

Как показала работа, проведенная нами, эта совокупность педагогических условий является необходимой  и достаточной для организации  эффективного  формирования  гуманности у  дошкольников , как одной из органических сторон целостного воспитательного  процесса в детском саду.  

Поиск форм и методов педагогического воздействия  при  формировании  гуманности у  дошкольников  позволил сделать  следующие выводы:  

1.Гуманно  воспитанные дети очень общительны. Уровень общительности у  дошкольников  во многом зависит от социального  опыта, который ребенок приобретает  с помощью взрослого.  

2.Для своевременного  социального развития ребенка  необходима специально и целенаправленно  организованная родителями, воспитателями   игровая   деятельность , направленная  на передачу нравственного опыта  общения ребенку.  

3.Целенаправленно  организованная передача нравственного  опыта поведения ребенку со  стороны родителей, воспитателей  способствует развитию важнейших   качеств  личности - гуманности, общительности.  

4.Средства, приемы и методы, используемые  при  формировании  гуманности, могут быть различными, но они  должны быть дифференцированными  в соответствии с уровнями  нравственной воспитанности и  общительности.  

Эффективность процесса  формирования  гуманности у старших  дошкольников  будет  зависеть от выполнения воспитателями, руководителями детских садов определенных требований:  

- четкая  ориентация  игровой   деятельности  на создание  гуманистического  стиля отношений и систематическое,  последовательное проведение данного  положения с помощью последовательно  решаемых, логически связанных между  собой воспитательных задач;  

- высокая  требовательность воспитателя к  себе как образцу проявления  гуманистического  стиля отношений  не только в ходе организации  проведения игры с детьми, но  и во всех моментах жизни  детского сада;  

- создание  традиций  гуманистических  взаимоотношений  на основе  формирования  привычки  доброго, внимательного отношения  в ходе совместной  игровой   деятельности , а также взаимопомощи  и заботы детей друг о друге  на основе опоры на чувственно-эмоциональный  опыт детей;  

- направление  коллективной творческой  игровой   деятельности   дошкольников  на стимулирование активности  и инициативы, опора на положительные   качества  личности; стимулирование  правильных форм отношений с  помощью эмоционального настроя,  мотивировка значимости и важности  соблюдения  гуманистических   норм взаимоотношений  в   игровой   деятельности ; сочетание   гуманистического  воспитания с  воспитанием гражданственности  и патриотизма;  

- использование  разнообразных приемов нравственного  просвещения, особенно через игры, отражающие содержание литературных  произведений, создание условий  накопления индивидуального опыта  гуманных взаимоотношений в разных  сферах жизнедеятельности  дошкольника  .  

Большое значение в  формировании  гуманности  дошкольников  имеют типологические особенности  ребенка, выраженные в своеобразии  типа его нервной системы, а также  формирующихся на этой основе характерологических  различиях, что оказывает известное  влияние на развитие личности ребенка. В нашем исследовании эта сторона  личностных проявлений лишь учитывалась, но не могла быть на данном этапе  предметом специального исследования. Эта чрезвычайно важная проблема требует комплексного исследования психологов, физиологов и педагогов.

Список литературы:  

1. Абраменкова  В.А. Роль совместной  деятельности  в проявлении гуманного отношения  к сверстнику у  дошкольников : Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1981. 18 с.  

2. Абульханова-Славская  К. А. Развитие личности в  процессе жизнедеятельности // Психология  формирования  и развития личности. М.: Наука, 1981. - С.14-44.  

3. Ананьев  Б.Г. Проблема  формирования  характера.  Л.: Знание, 1949.56 с.  

4. Анисимов  С.Ф. Активность и моральная   деятельность  // Социальная активность  личности. Волгоград, вып.1,1976. - С. 12-21.  

5. Антонова  Т.В. Особенности общения старших   дошкольников  со сверстниками // Дошкольное воспитание, 1989. №10. - С.14-17.  

6. Аржанова  А.А. Чувство дружбы у детей  дошкольного возраста // Ученые записки  Андижанского гос. пед. ин-та, вып.6,1957. 46 с.  

7. Аркин  Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В.Запорожца и В.В.Давыдова. М.: Просвещение, 1968. - 445 с.  

8. Асмолов  А.Г.  Деятельность  и установка.- М.: Изд-во МГУ, 1979.- 151 с.  

9. Белкин  А.С. Начальные формы педагогической  запущенности у  дошкольников  (Анализ с позиции общения) // Дошкольное  воспитание, 1974. -№9. С.31-37.  

10. Ю.Беляева  Л.И.  Формирование  положительного  отношения к явлениям общественной  жизни у детей дошкольного  возраста: Дис. . канд. пед. наук. -М.,1977. 200 с.  

11. П.Блонский  П.С. Трудные школьники. 2-е изд. - М.: Работник просвещения, 1930. - 216 с.  

12. Божович  Л.И. Личность и ее формирование  в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. - 464 с.  

13. Бобнева  М.И. Социальное развитие личности: психологическая проблема. М.: Общественные  науки, 1980. - №1. - С.43-47.  

14. Богдаяова  О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной  работы в начальных классах.  М. Просвещение, 1981. - 156 с.  

15. Болдырев  Н.И. Методика воспитательной  работы в школе. М.: Просвещение, 1980. - 256 с.  

16. Буева  Л.П. Общественная детерминация  и управление формированием личности // Проблема управления процессом  воспитания: Материалы симпозиума. М., 1971. - С.29-31.  

17. Буре Р.С.  Общение детей в условиях детского  сада // Ребенок в системе коллективных  отношений. М., 1972. - С.57-61.  

18. Буре Р.С.  Теория и методика воспитания  у детей нравственно-волевых качеств  в детском саду: Автореф. доктора  пед. наук. М.: АПН СССР. НИИ общих  проблем, 1986. - 34 с.  

19. Валуев  М.Н. Психофизиологические исследования  одной из форм мотивации у  человека // Вопросы психологии, 1970. №4. - С.26-31.  

20. Вейт М.А.  Формирование норм нравственности  в школьном коллективе // Советская  педагогика, 1982. №1. - С.8-12.  

21. Волкогонов  Д.А. Моральные конфликты и  способы их разрешения. -М.: Политиздат, 1974. 256 с.  

22. Возрастная  психология. Курс лекций / Под ред.  Н.Ф.Добрынина. М.: Просвещение, 1965. - 245 с.  

23. Выготский  Л.С. Обучение и развитие в  дошкольном возрасте. Избр. пед. исследования. М.: Педагогика, 1956. - 456 с.  

24. Выготский  Л.С. Воображение и творчество  в дошкольном возрасте. v М.: Педагогика, 1968. - 214 с.  

25. Выготский  Л.С. Игра и ее роль в психическом  развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. - №6. - С.9-13.  

26. Гавриловец  К.В. Воспитание доброты. Минск:  Народная асвета, 1985.- 176 с.  

Информация о работе Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности