Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:10, диссертация
Продолжительное время многие исследователи проблемы гуманизма утверждали, что в нашем обществе устранены многие объективные факторы, порождающие преступность и аморализм. Это якобы привело к сокращению безнравственных поступков и изменению их характера. Сегодня, когда в нашей стране усилия народа направлены на создание демократического общества, обострились отношения между людьми. У отдельной группы людей нашего общества проявляется жестокость, эгоизм, индивидуализм. В повседневной жизни время от времени благовоспитанные юноши совершают бессмысленные преступления.
Введение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ .
1.1. Гносеологические основы процесса воспитания гуманности у дошкольников .
1.2. Формирование гуманности как социальная, психологическая и педагогическая проблема.34
1.3. Совершенствование подготовки воспитателя детского сада к работе по формированию гуманности у детей.
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Общение в игровой деятельности как условие формирования гуманных отношений между дошкольниками .67 ■
2.2. Социальный опыт, приобретенный в игре, как средство формирования гуманности у дошкольников .
2.3. Формирование гуманности у дошкольников в играх, отражающих содержание литературных произведений.
Совместная
игра доставляет детям все большее
удовольствие. Они на опыте убеждаются,
что вместе можно сделать скорее,
лучше; что совместные игры, в содержании
которых вносится инициатива многих
ее участников, более увлекательны,
чем игры в одиночку. В ходе игры
дети общаются. В процессе общения
возникают как положительные
контакты между детьми, вызывающие
добрые чувства, так и различные
столкновения, которые могут породить
отрицательные поступки. Поэтому
важно иметь в виду, что сама
по себе деятельность не может
решить задач формирования начал
гуманности. Решающее значение, как
мы убедились, имеет руководство
воспитателя игровыми и трудовыми
взаимоотношениями детей, придания
им гуманно направленного
Гуманно направленные
взаимоотношения на ступени старшего
дошкольного возраста особенно важно
рассматривать в плане формирования
у детей мотивов, побуждающих
эти взаимоотношения и
В нашем
исследовании показано, как, возникая
и формируясь под воздействием воспитания
и совместной содержательной игровой
деятельности дошкольников , в
которой их действия взаимообусловлены
и направлены к общей цели, взаимопомощь
содействует обогащению общих замыслов,
достижению более высоких результатов
деятельности ; это укрепляет доброжелательные
отношения детей друг к другу,
содействует их сплоченности и придает
деятельности более эмоциональный
творческий характер.
Формирование
гуманных взаимоотношений в
Применение
усвоенных правил в игре и труде,
опыт складывающихся взаимоотношений
на основе взаимной договоренности в
повседневной жизни и в тех
специальных ситуациях, которые
создавались в ходе педагогического
эксперимента, повышали уровень детской
отзывчивости, дружеских взаимоотношений,
активно проявляемой
Анализ проведенной
нами опытно-экспериментальной
1.Игра должна
соответствовать возрасту
2.Игра должна
иметь четкую задачу, решение
которой должно вызывать живой
интерес детей, требовать их
умственного усилия, мобилизовать
знания детей.
3. Игра должна
быть занимательной. Все
Для повышения
эффективности игровой деятельности
в формировании гуманности у
дошкольников необходимо учитывать
и такие педагогические условия:
1) систематичность и
Как показала
работа, проведенная нами, эта совокупность
педагогических условий является необходимой
и достаточной для организации
эффективного формирования гуманности
у дошкольников , как одной из
органических сторон целостного воспитательного
процесса в детском саду.
Поиск форм
и методов педагогического
1.Гуманно
воспитанные дети очень
2.Для своевременного
социального развития ребенка
необходима специально и
3.Целенаправленно
организованная передача
4.Средства,
приемы и методы, используемые
при формировании гуманности,
могут быть различными, но они
должны быть
Эффективность
процесса формирования гуманности
у старших дошкольников будет
зависеть от выполнения воспитателями,
руководителями детских садов определенных
требований:
- четкая
ориентация игровой деятельности
на создание гуманистического
стиля отношений и
- высокая
требовательность воспитателя
- создание
традиций гуманистических
- направление
коллективной творческой игровой
деятельности дошкольников
на стимулирование активности
и инициативы, опора на положительные
качества личности; стимулирование
правильных форм отношений с
помощью эмоционального
- использование
разнообразных приемов
Большое значение в формировании гуманности дошкольников имеют типологические особенности ребенка, выраженные в своеобразии типа его нервной системы, а также формирующихся на этой основе характерологических различиях, что оказывает известное влияние на развитие личности ребенка. В нашем исследовании эта сторона личностных проявлений лишь учитывалась, но не могла быть на данном этапе предметом специального исследования. Эта чрезвычайно важная проблема требует комплексного исследования психологов, физиологов и педагогов.
Список литературы:
1. Абраменкова
В.А. Роль совместной деятельности
в проявлении гуманного
2. Абульханова-Славская
К. А. Развитие личности в
процессе жизнедеятельности // Психология
формирования и развития личности.
М.: Наука, 1981. - С.14-44.
3. Ананьев
Б.Г. Проблема формирования характера.
Л.: Знание, 1949.56 с.
4. Анисимов
С.Ф. Активность и моральная
деятельность // Социальная активность
личности. Волгоград, вып.1,1976. - С. 12-21.
5. Антонова
Т.В. Особенности общения
6. Аржанова
А.А. Чувство дружбы у детей
дошкольного возраста // Ученые записки
Андижанского гос. пед. ин-та, вып.6,1957.
46 с.
7. Аркин
Е.А. Ребенок в дошкольные годы
/ Под ред. А.В.Запорожца и В.В.
8. Асмолов
А.Г. Деятельность и установка.-
М.: Изд-во МГУ, 1979.- 151 с.
9. Белкин
А.С. Начальные формы
10. Ю.Беляева
Л.И. Формирование положительного
отношения к явлениям
11. П.Блонский
П.С. Трудные школьники. 2-е изд.
- М.: Работник просвещения, 1930. - 216 с.
12. Божович
Л.И. Личность и ее
13. Бобнева
М.И. Социальное развитие
14. Богдаяова
О.С., Петрова В.И. Методика
15. Болдырев
Н.И. Методика воспитательной
работы в школе. М.: Просвещение,
1980. - 256 с.
16. Буева
Л.П. Общественная
17. Буре Р.С.
Общение детей в условиях
18. Буре Р.С.
Теория и методика воспитания
у детей нравственно-волевых
19. Валуев
М.Н. Психофизиологические
20. Вейт М.А.
Формирование норм
21. Волкогонов
Д.А. Моральные конфликты и
способы их разрешения. -М.: Политиздат,
1974. 256 с.
22. Возрастная
психология. Курс лекций / Под ред.
Н.Ф.Добрынина. М.: Просвещение, 1965. -
245 с.
23. Выготский
Л.С. Обучение и развитие в
дошкольном возрасте. Избр. пед. исследования.
М.: Педагогика, 1956. - 456 с.
24. Выготский
Л.С. Воображение и творчество
в дошкольном возрасте. v М.: Педагогика,
1968. - 214 с.
25. Выготский
Л.С. Игра и ее роль в
26. Гавриловец
К.В. Воспитание доброты.