Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:10, диссертация
Продолжительное время многие исследователи проблемы гуманизма утверждали, что в нашем обществе устранены многие объективные факторы, порождающие преступность и аморализм. Это якобы привело к сокращению безнравственных поступков и изменению их характера. Сегодня, когда в нашей стране усилия народа направлены на создание демократического общества, обострились отношения между людьми. У отдельной группы людей нашего общества проявляется жестокость, эгоизм, индивидуализм. В повседневной жизни время от времени благовоспитанные юноши совершают бессмысленные преступления.
Введение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ .
1.1. Гносеологические основы процесса воспитания гуманности у дошкольников .
1.2. Формирование гуманности как социальная, психологическая и педагогическая проблема.34
1.3. Совершенствование подготовки воспитателя детского сада к работе по формированию гуманности у детей.
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Общение в игровой деятельности как условие формирования гуманных отношений между дошкольниками .67 ■
2.2. Социальный опыт, приобретенный в игре, как средство формирования гуманности у дошкольников .
2.3. Формирование гуманности у дошкольников в играх, отражающих содержание литературных произведений.
- опираться
на социальный опыт, приобретенный
в игре;
- создать
условия совершенствования
С учетом выдвинутой
цели и гипотезы исследования были
сформулированы следующие задачи исследования:
- изучить
сущность педагогической
- на основу
изучения имеющегося
- экспериментально
проверить и обосновать
Методологическую
основу исследования составляет теоретический
анализ философских и психолого-
Организация
исследования. Опытно-экспериментальная
работа осуществлялась на базе детских
садов города Ельца №12, 35, 40. Всего
исследованием было охвачено 90 детей
старшего дошкольного возраста и 35
воспитателей.
Личное участие
автора в получении научных
Исследование
проводилось в несколько
Первый этап
- (1992 - 1993 г.г.) - поисково-аналитический
выбор и теоретическое
Второй этап
- (1993 - 1995 г.г.) - экспериментальный - осуществлялась
экспериментальная работа, на основе
которой производилось
Третий этап
(1996 - 1997 г.г.) - заключительный - проводилось
теоретическое осмысление эмпирических
данных, их анализ и интерпретация,
обобщение и систематизация результатов
экспериментальной работы, литературное
оформление диссертации.
Научная новизна
и теоретическая значимость исследования:
- сформулированы
теоретические положения,
- выявлены
объективно существующие
- доказана
эффективность формирования
гуманности у дошкольников
в играх, отражающих
- обоснована
значимость социального опыта,
приобретенного в игре, как средство
формирования гуманности у
дошкольников .
Практическая
значимость проведенного исследования
состоит в том, что создание научно
обоснованных рекомендаций по методике
организации процесса формирования
гуманности у дошкольников в
игровой деятельности -заметный
вклад в педагогическую науку
и в практику работ детских
садов. Целостный подход к осмыслению
сложного процесса формирования
гуманности дает возможность выявить
его объективно существующие явления,
определить комплекс педагогических условий,
открывает новые возможности
для всестороннего изучения нравственного
развития личности на разных возрастных
этапах детей в детских садах.
Установление
объективно существующих явлений и
педагогических условий процесса
формирования гуманности у дошкольников
в игровой деятельности
способствует разработке определенной
системы рекомендаций по методике организации
и руководства этим процессом. Практическая
значимость исследования состоит в
методических рекомендациях, раскрывающих
реальную возможность при оптимальных
затратах времени и усилий воспитателей
повысить эффективность формирования
гуманности у детей в игровой
деятельности .
Обоснованность
и достоверность выполненного исследования
вытекает из проведенной опытно-
Основные
положения, выносимые на защиту: знание
содержания компонентов структуры
педагогической деятельности : аналитической,
конструктивной, организационной, прогностической,
информационной и коммуникативной
- позволяют воспитателям детского
сада успешно осуществлять процесс
формирования гуманности у детей
в игровой деятельности ;
- процесс
приобретения опыта общения
в игровой деятельности
подчинен общим
- педагогически
целесообразно организованная игровая
деятельность является основой
формирования гуманности у детей
старшего дошкольного возраста;
- социальный
опыт проявления гуманности дошкольниками
успешно приобретается при
Апробация
и внедрение разработанных
На ежегодно
проводимых конференциях молодых ученых
Липецкого и Елецкого пединститутов
докладывались основные результаты
и выводы исследования. Апробация
результатов исследования осуществлена
публикацией статей по теме; непосредственным
участием автора в опытно-экспериментальной
работе и практике студентов, включающей
специальные задания по проблеме
исследования.
Результаты
исследования нашли свое отражение
в следующих работах автора:
1. Совершенствование
подготовки воспитателя
2. Гносеологические
основы процесса воспитания
3. Общение
в игровой деятельности
как условие формирования
гуманности у дошкольников
// Аксиологические основы
4. Формирование
гуманности у дошкольников
в играх, отражающих
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего источники.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психолого-педагогическими
исследованиями установлено, что основным
стержнем, определяющим нравственное
развитие, является формирование
гуманности у дошкольников в
игровой деятельности , формирование
определенных отношений и взаимоотношений
детей. Наше общество предъявляет к
воспитателям требование формировать
у детей такие взаимоотношения
со сверстниками, которые исходят
из моральных принципов
Формируя
у дошкольников гуманность, детский
сад тем самым предупреждает
возникновение таких
В ходе нашей
опытно-экспериментальной
Проблема
формирования гуманности у дошкольников
исследовалась нами в течение
четырех лет. Результаты исследования
явились основой для подготовки
диссертации. В нашей работе раскрыты
гносеологические основы процесса
формирования гуманности, даются методические
советы и материалы, которые должны
помочь воспитателю организовать совместную
игровую деятельность и соответствующие
гуманные отношения детей в играх,
отражающих содержание литературных произведений.
В диссертации
мы рассматриваем гуманные взаимоотношения
старших дошкольников как определенную
форму общения в игровой
деятельности , имеющую нравственную
направленность. Это общение в
игровой деятельности регулируется
доступными для дошкольников гуманными
правилами поведения.
В работе понятие
"гуманность" рассматривается
как качество , которое многократно
по своему содержанию. Мы рассматриваем
гуманность во взаимоотношениях детей.
Гуманность дошкольников характеризуется
их симпатией, доброжелательностью, чуткостью,
отзывчивостью, способностью к сопереживанию,
сочувствию; проявлением заботы, стремлением
и умением помогать друг другу, старшим;
оказывать сопротивление плохим
поступкам.
Общественная
направленность игровой деятельности
дошкольников представляет широкую
возможность для накопления детьми
опыта коллективистического поведения,
для формирования гуманных взаимоотношений.
Особенности работы со старшими
дошкольниками объясняются не только
их возрастными возможностями, но и
тем, что в организации игровой
деятельности детей непосредственно
участвуют воспитатели и
Мы выяснили
характер и значение взаимоотношений
дошкольников при различных формах
взаимодействия в процессе игры, возможности
проявления и развития начал гуманности,
что дало нам возможность найти
оптимальные условия