Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа
Цель исследования – определить наиболее эффективные педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.
Гипотеза – формирование трудолюбия у старших дошкольников будет осуществляться эффективно, если обеспечиваются следующие
педагогические условия:
использование педагогической диагностики;
оптимальное построение взаимоотношений ребенка со сверстниками
и взрослыми;
рациональная организация взаимодействия ребенка с природным окружением.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………………………………………..6
1.1. Общая характеристика трудовой деятельности дошкольника…………...6
1.2. Понятие и сущность трудолюбия как качества личности дошкольника……………………………………………………………………..14
1.3. Методы и формы работы по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников……………………………………………………………………20
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………...23
2.1. Педагогическая диагностика трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...23
2.2. Методика формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..36
2.3. Обсуждение результатов опытно-педагогической работы……………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...48
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПИНСКИЙ
КОЛЛЕДЖ УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.С. ПУШКИНА»
Дошкольное
отделение
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПЕДАГОГИКЕ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА»
Пинск, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………………………
1.1. Общая
характеристика трудовой
1.2. Понятие
и сущность трудолюбия как
качества личности дошкольника…
1.3. Методы
и формы работы по воспитанию
трудолюбия у старших
ГЛАВА
2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………
2.1. Педагогическая
диагностика трудолюбия у
2.2. Методика
формирования трудолюбия у
2.3. Обсуждение
результатов опытно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На
воспитание положительного отношения
к труду у детей дошкольного возраста
влияют его содержание, методы руководства
деятельностью и условия ее организации,
а также коллективный характер деятельности,
формирование у детей представлений о
труде взрослых, общественных мотивов
труда, наличие умений, создание трудовой
атмосферы. Поднимается вопрос о роли
эмоционального состояния ребенка в процессе
деятельности дифференцированного подхода
к детям
при определения методов воздействии
на них. Однако влияние этих факторов исследовано
недостаточно: методы и приемы педагогических
воздействий не учитывают изменений происходящих
в отношении ребенка к труду в процессе
трудового воспитания; недостаточно изучен
вопрос о том, каким образом труд оказывает
положительное влияние на эмоциональное
состояние ребенка и побуждает его к дальнейшей
деятельности. Кроме того, в педагогической
литературе отмечается, что на формирование
отношения ребенка к труду оказывают влияние
величина физической нагрузки, систематичность
участия детей в работе.
Таким
образом, несмотря на многообразие работ,
изучающих
проблему трудового воспитания, вопросы
комплексного обоснования
педагогических условий формирования
положительного отношения к
труду решены недостаточно.
Систематическое
включение в труд каждого ребенка, правильный
режим труда, создание и поддержание положительного
эмоционального состояния ребенка на
всех этапах трудового процесса могут
вызвать у детей устойчивое желание трудиться.
А постепенная смена методов обеспечит
на этой основе формирование положительного
отношения к труду.
Объект
исследования – формирование трудолюбия
у ставших дошкольников.
Предмет
– педагогические условия формирования
трудолюбия у
детей 6-го года жизни.
Цель
исследования – определить наиболее
эффективные педагогические условия формирования
трудолюбия у старших дошкольников.
Гипотеза
– формирование трудолюбия у старших
дошкольников будет осуществляться эффективно,
если обеспечиваются следующие
педагогические условия:
Задачи исследования:
Методы
исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, наблюдение за деятельностью
детей, беседа с детьми, анкетирование
воспитателей, родителей, изучение продуктов
детской деятельности, опытно-экспериментальная
работа, математические методы
обработки полученных данных.
Основные
понятия: трудолюбие, трудолюбие дошкольника.
Трудолюбие
– качество личности, выражающее устойчивое
положительное отношение человека к труду
и постоянную потребность в нем.
Трудолюбие
дошкольника – формирующееся качество
личности, проявляющееся в устойчивом
интересе и уважении к труду взрослых
и сверстников, участии в различных видах
деятельности без принуждения, умении
доводить дело до конца.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Общая
характеристика трудовой деятельности
дошкольника
Трудовая деятельность является для человека не только средством удовлетворения его потребностей, но и движущей причиной развития его физических и духовных способностей. По выражению Ф. Энгельса, «Труд создал самого человека».
Труд представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходим определенный уровень физического и психического развития. Соответствующие физические качества и качества личности не даны человеку в готовом виде от рождения. Они формируются под влиянием условий его жизни и воспитания. Поэтому подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности является ответственной педагогической задачей и вместе с тем важнейшей проблемой психологического исследования. Эта подготовка начинается очень рано, задолго до того, как ребенок сможет принять участие в общественно полезном труде.
С самого раннего детства идет физическое развитие, усваиваются разнообразные знания и умения, формируется мышление, вырабатываются волевые качества личности, воспитываются высокие общественные мотивы поведения – стремление быть полезным окружающим, умение считаться с интересами окружающих. В известном смысле слова все развитие ребенка можно рассматривать как подготовку к будущей трудовой деятельности. Однако во всем этом многообразии направлений развития необходимо выделить основные стороны, которые имеют непосредственное или более близкое отношение к созданию у ребенка психологической готовности к общественно-полезному труду.
К. Маркс характеризует труд с субъективной стороны как «целесообразную волю, выраженную во внимании», как деятельность, в процессе которой человек изменяет окружающую природу в соответствии с сознательно поставленной целью. Поэтому, исследуя процесс психологической подготовки к труду, необходимо прежде всего рассмотреть то, как ребенок научается действовать целесообразно, в соответствии с обстоятельствами и подчиняясь требованиям окружающих, людей.
Предыстория этого развития относится к раннему возрасту. Уже на первом году жизни происходит интенсивное формирование произвольных движений руки, закладываются основы согласованной работы руки и глаза. Движения младенца, будучи вначале чрезвычайно генерализованными, позднее в процессе действий с предметами дифференцируются в соответствии с формой, величиной и местоположением объектов. Во втором полугодии жизни образовавшиеся ранее двигательные реакции начинают объединяться в целые системы, которые Р. Я. Лехтман-Абрамович [7, с.105] называет результативными, повторными действиями. Существенным для этих действий является то, что в их состав входят, по-видимому, зрительные и слуховые ориентировочные реакции, выполняющие здесь функцию подкрепления. Так, ребенок, размахивая погремушкой, прислушивается к издаваемому ею звуку или, катая шарик, следит за его движением. Если по какой-либо причине, несмотря на производимые движения, погремушка не гремит, то действия прекращаются. Таким образом возникают элементарные формы целесообразного движения,, совершаемого ради достижения объективного результата.
К концу первого, в начале второго года жизни, по данным Р. Я. Лехтман-Абрамович и Ф. И. Фрадкиной [7, с. 120], дети, подражая взрослым, начинают согласовывать свои движения не только с физическими свойствами предметов, но и с их общественно-фиксированным назначением. Они делают первые попытки есть ложкой, пить из чашки и т.п. Усвоенные способы употребления предметов домашнего обихода в дальнейшем обобщаются и переносятся на ряд сходных объектов, что составляет, как показывает исследование Ф. И. Фрадкиной, основное содержание подражательных, манипулятивных игр детей раннего возраста.
По мере того как ребенок овладевает речью, его действия связываются со словом, появляется возможность словесно регулировать его действия и приучать ребенка к умению подчинять свое поведение элементарным требованиям окружающих.
По данным Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной [10, с. 204], на третьем году жизни под влиянием соответствующей воспитательной работы взрослых ребенок переходит от простого манипулирования предметами к целенаправленным действиям с ними. Он начинает заранее выражать намерение что-нибудь сделать и выбирает те материалы, которые больше соответствуют выполнению этого намерения.
Таким образом, к дошкольному возрасту дети владеют относительно развитыми действиями, согласующимися с некоторыми физическими и функциональными особенностями используемых предметов. Эти действия носят уже результативный характер и вызываются не только непосредственно воспринимаемыми предметами, но и словесными указаниями.
Дальнейшее развитие действий с предметами совершается в дошкольном возрасте. Важную роль здесь играет ознакомление дошкольника с деятельностью взрослых, которая воспроизводится затем в сюжетных играх, конструировании и рисунках ребенка.
В дошкольном возрасте происходит переход от действий результативных к продуктивным. Целью действий ребенка становится не только использование готового предмета, но и преобразование его и создание в результате конструктивной и изобразительной деятельности нового объекта, что имеет существенное значение для подготовки к трудовой деятельности.
Подражая взрослым, дети первоначально фактически создают известный продукт, и лишь после этого они осознают этот факт и начинают стремиться к достижению определенного результата. Наблюдения за деятельностью детей показывают, что на пороге дошкольного возраста, рисуя, конструируя и т.д., дети не имеют первоначально в виду создание определенного продукта и осмысливают получившееся лишь после того, как деятельность закончена. В дальнейшем под влиянием взрослых, которые словесно интерпретируют полученные результаты и положительно их оценивают, дети сами начинают стремиться к достижению известного продукта. В связи с этим развивается способность заранее представлять результаты своих действий и плакировать последовательность их выполнения.
Вместе с возникновением продуктивной деятельности в дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие произвольных движений, формирование разнообразных двигательных навыков. Среди них следует отметить навыки, связанные с употреблением некоторых предметов домашнего обихода и простейших инструментов. Как указывалось выше, первые попытки согласовать свои действия не только с физическими свойствами предметов, но и с их назначением происходят уже в раннем возрасте. Однако первоначально эти попытки носят еще несовершенный характер.