Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа
Цель исследования – определить наиболее эффективные педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.
Гипотеза – формирование трудолюбия у старших дошкольников будет осуществляться эффективно, если обеспечиваются следующие
педагогические условия:
использование педагогической диагностики;
оптимальное построение взаимоотношений ребенка со сверстниками
и взрослыми;
рациональная организация взаимодействия ребенка с природным окружением.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………………………………………..6
1.1. Общая характеристика трудовой деятельности дошкольника…………...6
1.2. Понятие и сущность трудолюбия как качества личности дошкольника……………………………………………………………………..14
1.3. Методы и формы работы по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников……………………………………………………………………20
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………...23
2.1. Педагогическая диагностика трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...23
2.2. Методика формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..36
2.3. Обсуждение результатов опытно-педагогической работы……………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...48
Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку.
Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будет зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовленности и личного вклада человека в общее дело зависит его материальное благосостояние. В этой связи К.Д. Ушинский подчеркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
Существенная функция труда состоит в формировании у дошкольников товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. А.С. Макаренко утверждал: «Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».
А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств: «Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различным трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности и молодости.
Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выборy профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе. Чтобы осуществлять их профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать организацию различных видов oобщественно полезного труда, дать им возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах производственной деятельности. Все это показываем какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и всестороннем развитии. В этом смысле особое значение приобретают слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.
Сущность трудового воспитания, понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура – эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику.
Трудовое
воспитание есть процесс организации
и стимулирования разнообразной трудовой
деятельности учащихся и формирования
у них добросовестного отношения к выполняемой
работе, проявления в ней инициативы, творчества,
стремления к достижению более высоких
результатов.
Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам.
Трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.
Трудолюбие
является результатом трудового воспитания,
обучения и профессиональной ориентации
и выступает как личностное качество,
которое характеризуется прочной ни потребностно-мотивационной
сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной
силы труда (знания
и убеждения), умением и стремлением добросовестно
выполнять любую необходимую работу и
проявлять волевые усилия в преодолении
тех преград, которые
встречаются в процессе трудовой деятельности.
Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:
Знание
этой структуры имеет определяющее значение
для осмысления методических основ трудового
воспитания.
1.3 Методы и формы работы по воспитанию трудолюбия
у старших
дошкольников
Изучение
специальной литературы, наблюдения
за деятельностью детей, беседы, контрольные
задания, метод неоконченного рассказа,
позволили выявить несколько уровней
сформированности положительного отношения
дошкольников к труду.
I.
Низкий уровень: а) отсутствие знаний о
труде взрослых, о необходимости труда
в природе, отсутствие представлений о
трудолюбии; б) отрицательное отношение
к трудовой цели, поставленной
взрослым, отсутствие трудовых навыков;
в) нежелание критически
оценивать результаты труда, полное отсутствие
бережного отношения
к продуктам деятельности; г) отсутствие
готовности оказать помощь,
участвовать в коллективной работе.
II.
Средний уровень: а) недостаточные, неточные
знания,
неадекватные представления о трудолюбии;
б) цель, поставленная
взрослым, принимается без особого желания,
вступление в труд обусловлено послушанием
или же внешней привлекательностью труда,
недостаточные трудовые навыки, отсутствие
стремления достичь цели; в) неумение критически
оценивать результаты труда индиферентное
отношение к продуктам деятельности; г)
отсутствие готовности оказать помощь.
III.
Относительно высокий уровень: а) недостаточные
или неточные знания, неадекватные представления
о трудолюбии; б) положительное отношение
к трудовой цели, поставленной взрослым,
общественно
полезные мотивы включения в работу, мотивы
престижности, достаточные трудовые навыки,
стремление достичь цели, сочетающееся
с неумении преодолевать трудности; в)
ситуативность правильных оценок результатов
труда, недостаточно бережное отношение
к продуктам деятельности; г) готовность
оказать помощь взрослым, отсутствие желания
помогать сверстникам.
IV. Высокий уровень (по предположению): а) достаточные знания о труде взрослых, о необходимости труда в природе, адекватные представления о трудолюбии, б) самостоятельное включение в труд, общественная мотивация его, достаточные трудовые умения, стремление достичь цели, преодолевать трудности; в) постоянно адекватные оценки результатов труда, бережное отношение к продуктам деятельности; г) готовность оказать помощь, участвовать в коллективной работе.
Отношение к труду нескольких детей было настолько своеобразным, что для его характеристики пришлось выделить дополнительный уровень. Дошкольники, относящиеся к этому уровню, отличались: а) отсутствием знаний и представлений; б) желанием включаться в труд как по предложению взрослого, так и самостоятельно, различным уровнем трудовых навыков, отсутствием стремления достичь цели и процессуальностью действий; в) неумением критически оценивать результаты труда, индиферентным отношением к продуктам деятельности; г) наличием готовности оказать помощь.
Овладение
навыками трудовой деятельности надо
рассматривать как одно из основных условий
воспитания у детей желания
и умения трудиться. Как бы ни был ребенок
заинтересован
целью труда, не владея трудовыми навыками,
он никогда не
достигнет результата. Сформированные
трудовые умения и навыки служат основой
для воспитания у детей серьезного отношения
к труду, привычки к трудовому усилию,
желания трудиться,
включаться в труд по собственному побуждению,
успешно его
завершать.
От
педагога требуется четкое знание того,
какими навыка-
ми должны овладеть воспитанники его группы.
Это даст ему
возможность определить характер руководства
трудовым обучением применительно к детям
разного дошкольного возраста:
в период овладения действием – терпеливо
показывать, объяснять, помогать, по мере
овладения им – требовать самостоятельности
и хорошего качества выполнения.
Трудовые
умения и навыки, которыми овладевает
ребенок
дошкольного возраста, различны. Их характер
и объем обусловлены спецификой того или
иного вида труда, его конкретного
содержания.
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Педагогическая
диагностика трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста
В ходе наблюдения за организацией и содержанием труда детей в старшей группе даны ответы по следующим вопросам:
1) Какая трудовая деятельность имела место в группах (старшей, подготовительной). Дежурства:
а) по столовой (накрывают столы, разносят вторые и третьи блюда, собирают посуду со стола после еды);
б) по подготовке к занятиям (разносят и убирают пособия, материалы, моют кисточки, посуду из-под клея, красок, стирают тряпочки, вытирают столы после работы, сметают обрезки бумаги);
в) по уголку природы (готовят и дают корм и воду животным, моют их посуду, вместе со взрослыми моют или чистят клетки, вольеры. Ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут календарь погоды).
2) Какая работа выполняется детьми помимо дежурств:
а) хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты: вытирают подоконники, мебель, строительный материал, моют игрушки, стирают и гладят кукольную одежду, белье);
б) уборка участка (осенью сгребают листья, зимой убирают снег на дорожках, площадке, сооружают горку и другие постройки из снега, изготавливают цветные льдинки и т.д., летом поливают цветы, песок, вытирают скамейки после игр с песком);
в) труд в природе.
Осенью убирают урожай в огороде, в саду, собирают семена, участвуют в пересадке растений в грунт, в перекопке грядок, клумб, пополняют уголок природы обитателями водоемов, заготавливают корм для зимующих птиц, начинают их подкормку.
Зимой сажают корнеплоды – свеклу, морковь, сеют овес, т.е. выращивают зеленый корм для животных уголка природы, подкармливают зимующих птиц.
Весной поливают всходы, высаживают рассаду в огороде и цветнике.
Летом продолжают уход за растениями огорода, цветника, сада: поливают, рыхлят, окучивают, прореживают, подвязывают);
г) ручной труд.
Работа с бумагой, картоном, изготовление различных поделок для игр и подарков, ремонт книг, пособий, коробок.
Работа с тканью: шитье кукольной одежды, мешочков для семян, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, пришивание пуговиц, вешалки. Работа с деревом: сколачивание, распиловка, окраска при изготовлении игрушек и т.п.
Работа с природным материалом: мочалой, травой, корой, листьями, шишками, поделка разных сувениров, игрушек).
3) Определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.
4) Охарактеризованы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).
Диагностика проводится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду трудовых навыков и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста по следующим разделам: