Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить наиболее эффективные педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.
Гипотеза – формирование трудолюбия у старших дошкольников будет осуществляться эффективно, если обеспечиваются следующие
педагогические условия:
использование педагогической диагностики;
оптимальное построение взаимоотношений ребенка со сверстниками
и взрослыми;
рациональная организация взаимодействия ребенка с природным окружением.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………………………………………..6
1.1. Общая характеристика трудовой деятельности дошкольника…………...6
1.2. Понятие и сущность трудолюбия как качества личности дошкольника……………………………………………………………………..14
1.3. Методы и формы работы по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников……………………………………………………………………20
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………...23
2.1. Педагогическая диагностика трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...23
2.2. Методика формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..36
2.3. Обсуждение результатов опытно-педагогической работы……………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.2011.Труд.восп.116 к.docx

— 103.77 Кб (Скачать документ)

     Труд  развивает умственные способности  человека, его сообразительность, творческую смекалку.

     Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будет зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовленности и личного вклада человека в общее дело зависит его материальное благосостояние. В этой связи К.Д. Ушинский подчеркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

     Существенная  функция труда состоит в формировании у дошкольников товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. А.С. Макаренко утверждал: «Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».

     А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств: «Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различным трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности и молодости.

     Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выборy профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе. Чтобы осуществлять их профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать организацию различных видов oобщественно полезного труда, дать им возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах производственной деятельности. Все это показываем какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и всестороннем развитии. В этом смысле особое значение приобретают слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.

     Сущность  трудового воспитания, понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура – эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику.

     Трудовое  воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких 
результатов.

     Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам.

     Трудовое  обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.

     Трудолюбие  является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной ни потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания 
и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.

     Будучи  личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:

  • потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;
  • понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственной благотворности (сознание);
  • наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
  • достаточно прочную волю личности.

     Знание  этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания. 

 

1.3 Методы и формы работы по воспитанию трудолюбия

у старших  дошкольников 

     Изучение  специальной литературы, наблюдения за деятельностью детей, беседы, контрольные задания, метод неоконченного рассказа, 
позволили выявить несколько уровней сформированности положительного отношения дошкольников к труду.

     I. Низкий уровень: а) отсутствие знаний о труде взрослых, о необходимости труда в природе, отсутствие представлений о трудолюбии; б) отрицательное отношение к трудовой цели, поставленной 
взрослым, отсутствие трудовых навыков; в) нежелание критически 
оценивать результаты труда, полное отсутствие бережного отношения 
к продуктам деятельности; г) отсутствие готовности оказать помощь, 
участвовать в коллективной работе.

     II. Средний уровень: а) недостаточные, неточные знания, 
неадекватные представления о трудолюбии; б) цель, поставленная 
взрослым, принимается без особого желания, вступление в труд обусловлено послушанием или же внешней привлекательностью труда, недостаточные трудовые навыки, отсутствие стремления достичь цели; в) неумение критически оценивать результаты труда индиферентное 
отношение к продуктам деятельности; г) отсутствие готовности оказать помощь.

     III. Относительно высокий уровень: а) недостаточные или неточные знания, неадекватные представления о трудолюбии; б) положительное отношение к трудовой цели, поставленной взрослым, общественно 
полезные мотивы включения в работу, мотивы престижности, достаточные трудовые навыки, стремление достичь цели, сочетающееся с неумении преодолевать трудности; в) ситуативность правильных оценок результатов труда, недостаточно бережное отношение к продуктам деятельности; г) готовность оказать помощь взрослым, отсутствие желания помогать сверстникам.

     IV. Высокий уровень (по предположению): а) достаточные знания о труде взрослых, о необходимости труда в природе, адекватные представления о трудолюбии, б) самостоятельное включение в труд, общественная мотивация его, достаточные трудовые умения, стремление достичь цели, преодолевать трудности; в) постоянно адекватные оценки результатов труда, бережное отношение к продуктам деятельности; г) готовность оказать помощь, участвовать в коллективной работе.

     Отношение к труду нескольких детей было настолько своеобразным, что для его характеристики пришлось выделить дополнительный уровень. Дошкольники, относящиеся к этому уровню, отличались: а) отсутствием знаний и представлений; б) желанием включаться в труд как по предложению взрослого, так и самостоятельно, различным уровнем трудовых навыков, отсутствием стремления достичь цели и процессуальностью действий; в) неумением критически оценивать результаты труда, индиферентным отношением к продуктам деятельности; г) наличием готовности оказать помощь.

     Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания 
и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован 
целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не 
достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения 
к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, 
включаться в труд по собственному побуждению, успешно его 
завершать.

     От  педагога требуется четкое знание того, какими навыка- 
ми должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему 
возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста: 
в период овладения действием – терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения им – требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.

     Трудовые  умения и навыки, которыми овладевает ребенок 
дошкольного возраста, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного 
содержания.

 

 

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Педагогическая диагностика трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 

     В ходе наблюдения за организацией и  содержанием труда детей в  старшей группе даны ответы по следующим  вопросам:

     1) Какая трудовая деятельность имела место в группах (старшей, подготовительной). Дежурства:

     а)  по столовой (накрывают столы, разносят вторые и третьи блюда, собирают посуду со стола после еды);

     б)  по подготовке к занятиям (разносят и убирают пособия, материалы, моют кисточки, посуду из-под клея, красок, стирают тряпочки, вытирают столы после работы, сметают обрезки бумаги);

     в)  по уголку природы (готовят и дают корм и воду животным, моют их посуду, вместе со взрослыми моют или чистят клетки, вольеры. Ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут календарь погоды).

     2) Какая работа выполняется детьми помимо дежурств:

     а) хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты: вытирают подоконники, мебель, строительный материал, моют игрушки, стирают и гладят кукольную одежду, белье);

     б)  уборка участка (осенью сгребают листья, зимой убирают снег на дорожках, площадке, сооружают горку и другие постройки из снега, изготавливают цветные льдинки и т.д., летом поливают цветы, песок, вытирают скамейки после игр с песком);

     в) труд в природе.

     Осенью  убирают урожай в огороде, в саду, собирают семена, участвуют в пересадке  растений в грунт, в перекопке  грядок, клумб, пополняют уголок природы  обитателями водоемов, заготавливают  корм для зимующих птиц, начинают их подкормку.

     Зимой сажают корнеплоды – свеклу, морковь, сеют овес, т.е. выращивают зеленый корм для животных уголка природы, подкармливают зимующих птиц.

     Весной  поливают всходы, высаживают рассаду  в огороде и цветнике.

     Летом продолжают уход за растениями огорода, цветника, сада: поливают, рыхлят, окучивают, прореживают, подвязывают);

     г) ручной труд.

     Работа  с бумагой, картоном, изготовление различных  поделок для игр и подарков, ремонт книг, пособий, коробок.

     Работа  с тканью: шитье кукольной одежды, мешочков для семян, вдевание нитки  в иголку, завязывание узелка, пришивание пуговиц, вешалки. Работа с деревом: сколачивание, распиловка, окраска  при изготовлении игрушек и т.п.

     Работа  с природным материалом: мочалой, травой, корой, листьями, шишками, поделка разных сувениров, игрушек).

     3) Определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.

     4) Охарактеризованы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).

     Диагностика проводится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду трудовых навыков и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста по следующим разделам:

  • труд в природе;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • ручной труд;
  • трудолюбие в процессе дежурств;

Информация о работе Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста