Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить наиболее эффективные педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.
Гипотеза – формирование трудолюбия у старших дошкольников будет осуществляться эффективно, если обеспечиваются следующие
педагогические условия:
использование педагогической диагностики;
оптимальное построение взаимоотношений ребенка со сверстниками
и взрослыми;
рациональная организация взаимодействия ребенка с природным окружением.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………………………………………..6
1.1. Общая характеристика трудовой деятельности дошкольника…………...6
1.2. Понятие и сущность трудолюбия как качества личности дошкольника……………………………………………………………………..14
1.3. Методы и формы работы по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников……………………………………………………………………20
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………...23
2.1. Педагогическая диагностика трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...23
2.2. Методика формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..36
2.3. Обсуждение результатов опытно-педагогической работы……………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.2011.Труд.восп.116 к.docx

— 103.77 Кб (Скачать документ)

     Диагностика проведена с детьми старшей группы, в составе из 6 человек.

     Диагностика трудовых умений и навыков

     Труд  в природе.

     1) Ребенку предлагается потрудиться – полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

  • ребенок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;
  • ребенок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);
  • ребенок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

     2) Ребенку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

  • самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);
  • предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;
  • не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

     3) Ребенок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

  • ребенок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);
  • результат труда определяет при помощи взрослого;
  • не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

     4) Ребенку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребенку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

  • ребенок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;
  • раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;
  • не может спланировать последовательность трудовых действий.

     5) Предложить ребенку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

  • самостоятельно выбирает необходимое оборудование;
  • с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;
  • не может выполнить задания.

     6) Ребенку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

  • все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;
  • отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;
  • качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

     Результаты  сведены в таблицу 1. 
 
 

Таблица 1

Фамилия, имя 1. 2. 3. Умение 4. Умение 5. Умение 6.
ребенка Умение принять Умение выделить предвидеть результат спланировать трудовой отобрать необходимое Освоение трудовых
  цель труда предмет труда труда процесс оборудование навыков и умении
Паша  Б. В Б Б Б Б Б
Алеша Б. Б Б А А Б Б
Илья Б. Б В Б В В В
Кристина Б. В В В Б В В
Стас  В. В В Б Б Б Б
Ольга Г. Б В А Б Б Б
 

    Анализируя  отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

    НИЗКИЙ А – результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

    СРЕДНИИ Б – труд ребенка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребенка выражено стремление к самостоятельности.

    ВЫСОКИЙ В – ребенок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

     Таблица 2 – Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями

     Таблица 2

Уровень 1.

Умение  принять цель труда

2. Умение выделить  предмет труда 3. Умение предвидеть  результат труда 4. Умение спланировать  трудовой процесс 5. Умение отобрать  необходимое оборудование 6.

Освоение  трудовых навыков и умений

Высокий 3 4 1 1 2 2
Средний 3 2 3 4 4 4
Низкий 0 0 2 1 0 0
 

     Хозяйственно-бытовой  труд.

     1. Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

     2. Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

     Коллективный  труд предполагает, что каждый ребенок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

     Результаты  сведены в таблицу 3 – Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда.

Таблица 3

Фамилия, имя ребёнка 1. Умения и навыки при участии ребенка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребенка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Паша Б. В Б
Алеша Б. Б Б
Илья Б. Б Б
Кристина Б. В В
Стас В. Б Б
Ольга Г. Б Б
 

     Анализируя  отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

     НИЗКИЙ  А – ребенок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

     СРЕДНИЙ Б – ребенок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

     ВЫСОКИЙ В – ребенку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Таблица 4 – Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому труду

Таблица 4

Уровень 1. Умения и навыки при участии ребенка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и  навыки при участии ребенка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Высокий 2 1
Средний 4 5
Низкий 0 0

     Ручной  труд.

     1. Ребенку предлагается сделать снежинку. Ребенок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.

     Педагог раскладывает перед ребенком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.

     При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщенных способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.

     2. Воспитатель выявляет, насколько ребенок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

     Результаты  сведены в таблицу 5 – Диагностика сформированности ручного труда.

Таблица 5

 

Фамилия, имя ребенка 1. Ручная умелость 2. Способность  реализовать замысел
Паша Б. Б Б
Алеша Б. Б Б
Илья  Б. Б Б
Кристина  Б. В Б
Стас В. Б Б
Ольга Г. Б Б

Информация о работе Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста