Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить наиболее эффективные педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.
Гипотеза – формирование трудолюбия у старших дошкольников будет осуществляться эффективно, если обеспечиваются следующие
педагогические условия:
использование педагогической диагностики;
оптимальное построение взаимоотношений ребенка со сверстниками
и взрослыми;
рациональная организация взаимодействия ребенка с природным окружением.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………………………………………..6
1.1. Общая характеристика трудовой деятельности дошкольника…………...6
1.2. Понятие и сущность трудолюбия как качества личности дошкольника……………………………………………………………………..14
1.3. Методы и формы работы по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников……………………………………………………………………20
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………...23
2.1. Педагогическая диагностика трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...23
2.2. Методика формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..36
2.3. Обсуждение результатов опытно-педагогической работы……………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.2011.Труд.восп.116 к.docx

— 103.77 Кб (Скачать документ)

     Начальный период – дети впервые принимают участие в дежурстве, мы обучали их всему процессу. В совместной деятельности приоритету воспитателя – он полностью включен в трудовые операции, все делает вместе с детьми, показывает и корректирует. На этом этапе уборка происходит медленно, поэтому воспитатель облегчает процесс - приносит ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть.

     Следующий этап – это когда дети дежурят по второму и третьему разу. Они начинают все делать самостоятельно, воспитатель стоит рядом и помогает им – словом и делом, показом и одобрением. Индивидуальные различия между детьми очень большие, поэтому и степень включенности воспитателя в их практические действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим – лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковыми умениями и сходным темпом работы. Быстрых ребят можно приучать мыть оборудование под умывальником, а не в ведре. На этом этапе важна положительная оценка всех достижений и усилий детей, похвала за складывающиеся практические умения, поддержка тех, у кого еще не все получается.

     На  последнем этапе, когда дети дежурят  по четвертому и даже пятому разу, в  совместной деятельности отдает приоритет дошкольникам. Находится не рядом, но близко, осуществляет визуальный контроль и по-прежнему готов напомнить, подсказать и помочь практически дежурным выполнять их обязанности. Воспитатель хвалит детей за правильность выполнения грядовых операций, хорошее их качество (например, делали все осторожно, аккуратно и т.д.), за самостоятельность, уверенность и инициативу; за то, что не забыли сначала осмотреть питомцев и условия, в которых они находятся, и только потом приступили к практическим действиям. В конце дежурства напоминает: надо понаблюдать секунду-другую за поведением животных в улучшенных условиях, порадоваться за них. Когда уже все сделано, воспитатель подводит итог: «Как замечательно у нас все получилось! Вы почти все сделали сами, без моей помощи, самостоятельно. Я переживала, но у вас все получилось. Молодцы!» Дежурство детей – даже при высоком уровне их самостоятельности – остается совместной деятельностью: воспитатель наблюдает за дежурными, подсказывает и при необходимости приходит на помощь – это и есть его участие в этой деятельности.

     В число обязательных операций на втором этапе организации дежурства  необходимо ввести посев овса (или  семян других злаковых культур) в 2-3 маленькие коробочки. Каждая тройка дежурных один раз в три дня делает такой посев – зеленую подкормку для птиц и других обитателей живого уголка, комнаты природы. Получается непрерывное проращивание зелени в холодное время года, дети приобретают уверенные навыки выращивания растений из семян. Таким же образом (по такой же схеме) осуществляется организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых во всех других «экологических пространствах». При наличии комнаты природы со старшими дошкольниками время от времени организуется коллективный труд – после того, как дети обретут первые умения и навыки и будут хорошо знать объекты труда (как и за кем следует ухаживать). В этом случае взрослый берет подгруппу детей (5-10 человек) и организует с ними совместную деятельность – «генеральную уборку» в комнате природы. Воспитатель распределяет детей, просит их сначала осмотреть своих подопечных, выяснить, что надо делать, потом уже приступать к уборке, а сам помогает им. Коллективный труд старших дошкольников в комнате природы – это реальная помощь взрослым в обеспечении порядка в зеленой зоне детского сада, которая особенно важна, если почему-либо отсутствуют взрослые, отвечающие за комнату природы.

     Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке  дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) – каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают, делают прополку. Труд детей, какого бы объема он ни был, всякий раз становится осмысленным, экологически целесообразным, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся, если у детей укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

     Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий  для всех живых существ, находящихся  в их жизненном пространстве, является главным методом нравственного  воспитания – методом, которым обеспечивается развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения. 

 

2.3 Обсуждение результатов опытно-педагогической работы 

     Анализируя  результаты этого исследования, можно  сделать общий вывод, что у  детей этой группы уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне.

     Для воспитания трудолюбия, улучшения трудовых способностей детей воспитателю  необходимо распределять работу между  всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия.

     Детям нужно представлять большую самостоятельность  для выполнения работы, однако при  этом контролировать их действия, повышая  требования к качеству выполняемой  работы.

     Воспитателю необходимо формировать у детей  самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.

     Необходимы  более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит  наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа).

     Важно так же использовать художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

     Чтобы у детей было устойчивое положительное  отношение к повседневной необходимой  работе важно создавать оптимальные  условия.

     Формируя  элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его  организацию и приемы, которые  используются при обучении детей  тем или иным умениям. Прежде чем  распределить обязанности между  детьми, необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правилам распределения обязанностей.

     Перед заданиями важно:

  • рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;
  • перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Вы сегодня все дежурные, будем убирать нашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок, вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т.д.». Основное внимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям.
  • выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей. Обсуждая с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», ставить перед ними вопрос о том, сумеют ли они выполнить эту работу за отведенное время, какие дела следует выполнять в первую очередь.
  • обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  1. Поскольку основы воспитания и формирования характера  человека закладываются в первые годы жизни и поскольку целенаправленные и более благоприятные условия, необходимые объективные и субъективные предпосылки, оказывающие сильное  влияние на это формирование впервые  создаются именно в детских садах, где работают специалисты дошкольного дела, руководствуясь программой «Пралеска», то само собой разумеется, что эти общественные учреждения, являясь организующим центром в этой работе, играют огромную роль в развитии трудолюбия у детей дошкольного возраста вообще, старшего дошкольного возраста в особенности.
  2. К воспитанию у детей трудолюбия целесообразно приступать именно в дошкольный период, так как в этот период у детей чрезвычайно сильны подражания, любознательность, восприимчивость, эмоциональность, податливость воспитывающему воздействию, стремление к знакомству с окружающим миром и т.д. Благодаря этим качествам у дошкольников рано возникают и укрепляются определенные трудовые навыки и привычки. Этому способствует также физический, физиологический и психологический уровень развития детей данного возраста.
  3. Подлинные возможности для развития трудолюбия у детей дошкольного возраста создаются тогда, когда устанавливается единство между общественным и семейным воспитанием. Но наше исследование показало, что в этой области, наряду с положительным опытом работы, имеются и недостатки, которые связаны с определенными причинами, основная из коих кроется в том, что большинство родителей и воспитателей недостаточно знакомы со средствами и методами воспитания трудолюбия, с Физиологическими и психологическими особенностями детей определенных возрастных групп, психолого-педагогическими основами воспитания и развития трудолюбия, общественным значением проводимой работы, ее содержанием и формой, затрудняются в выборе необходимой литературы и т.д.

          Так как в формировании у детей  трудолюбия решающую роль играют микро- и макросреда, в каждой семье и в каждом детском саду необходимо контролировать рациональную организацию игр, труда и других видов деятельности, укреплять приобретенные детьми трудовые навыки, создавать обстановку и жизненные условия, направленные на заботливое положительное отношение детей к людям физического труда, к орудиям и результатам труда, организовывать посильные трудовые занятия, целенаправленно привлекать к этим занятиям дошкольников, приучать их к доведению порученных трудовых занятий до конца и осознанию ими общественного смысла и значения выполняемой работы. Одновременно, путем втягивания в интересные игры, необходимо добиться постепенного включения в серьезную работу детей, отказывающихся от работы или равнодушных к труду, регулярно вооружать детей интересными, эмоциональными знаниями, связанными с трудолюбием, разъяснять пользу коллективного труда, одобрять положительные действия и поступки, правильно оценивать результаты творческой деятельности детей с приведением характерных примеров, фактов из жизни и художественной литературы и, таким образом, стимулировать, вызвать в них стойкий интерес к труду.

  1. Основной школой воспитания трудолюбия является коллективная деятельность. Поэтому работы, выполняемые для успешного формирования у детей трудолюбия необходимо, по возможности, организовывать в виде коллективной деятельности. Наблюдение в процессе трудовой деятельности за примерными чертами работы отдельных детей и последующее обсуждение результатов проделанной работы, организация в процессе работы взаимопомощи между ребятами, наглядное объяснение детям более легкого пути выполнения заданий за счет коллективной деятельности создает у детей положительное и активное отношение к трудовым заданиям. Притом необходимо постепенно увеличить требования, предъявляемые к ребенку в коллективе, превратить в нем нормы общественного поведения в потребность, а усложняющиеся правила – в принцип каждодневного обращения.
  2. Содержание воспитательных работ, занятий, знаний и умений, предназначенных для укрепления развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, очень богато и разнообразно. В основном оно отражено в «Программе воспитательной работы детского сада».

          Так как воспитатель является главным  лицом, систематически и разумно  прививающим детям знания и умения, предусмотренные в «Программе», он должен служить положительным примером для подражания с точки зрения трудолюбия, использовать в процессе воспитания трудолюбия у детей дополнительные виды работ, занятия, знания и умения, совпадающие с изменениями в современной общественной жизни, оправдавшие себя в практике.

          Воспитатель должен также глубоко изучить  общественный смысл, цель, способы развития у детей трудолюбия; уметь оказывать  сильное влияние на ум и чувства  детей своими беседами и поступками; учитывать уровень индивидуальные особенности детей при организации  разнохарактерных игр и трудовых занятий. Они должны оказывать родителям  соответствующую педагогическую помощь в устранении недостатков, наблюдаемых в семьях при формировании у детей трудолюбия, вооружать их знаниями о методике воспитания. С этой целью воспитателям нужно широко использовать родительские собрания, проводить беседы с родителями, давать им советы, регулярно посещать семьи детей, вести переписку и т.д.

  1. Динамика развития трудолюбия, наблюдаемая нами при дежурстве в условиях детского сада у детей старшего дошкольного возраста, состоит примерно из пяти этапов. Переход от одного этапа к другому зависит от определенных факторов и требует необходимого времени и обдуманной (спланированной) воспитательной работы. Этот переход, время и характер работ обусловливаются первым долгом именно характером воспитания, полученного прежде всего в семье, различного для разных детей.
  2. Разумное решение этих противоречий должно стать одной из главных задач каждого воспитателя в его практической деятельности.

     Педагогические  и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед  ними раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действительности. 
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
  2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. -С. 18.
  3. Зубайраев, A.JI. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт / A.JI. Зубайраев // Сов. педагогика. 1990. N° 5.
  4. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
  5. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 2002. - 271 с.
  6. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с.
  7. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 160 с.
  8. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. - 2000. №7. -С.101-105.
  9. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л.В.Куцакова. - М.: Просвещение, 2004. - С.45-54.
  10. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 224 с.
  11. Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. - 2008. - №4. - С.36-40.

Информация о работе Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста