Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить наиболее эффективные педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.
Гипотеза – формирование трудолюбия у старших дошкольников будет осуществляться эффективно, если обеспечиваются следующие
педагогические условия:
использование педагогической диагностики;
оптимальное построение взаимоотношений ребенка со сверстниками
и взрослыми;
рациональная организация взаимодействия ребенка с природным окружением.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………………………………………..6
1.1. Общая характеристика трудовой деятельности дошкольника…………...6
1.2. Понятие и сущность трудолюбия как качества личности дошкольника……………………………………………………………………..14
1.3. Методы и формы работы по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников……………………………………………………………………20
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………...23
2.1. Педагогическая диагностика трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...23
2.2. Методика формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..36
2.3. Обсуждение результатов опытно-педагогической работы……………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.2011.Труд.восп.116 к.docx

— 103.77 Кб (Скачать документ)
 

     Анализируя  отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

     НИЗКИЙ  А – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

     СРЕДНИЙ Б – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера, качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

     ВЫСОКИЙ В – развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

     Таблица 6 – Уровень сформированности отношения детей к ручному труду

     Таблица 6

Уровень 1. Ручная умелость 2. Способность  реализовать замысел
Высокий 1 0
Средний 5 6
Низкий 0 0
 
 

     Таблица 7 – Сводная таблица сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста 

     Таблица 7

Ф.И. ребенка Ознак. с трудом взрослых Навыки самообс

лужив.

Труд. умения Отнош. к труду Результ. труда Общение со

сверстн.

Общее кол-во

баллов

Паша Б. 2 2 6 4 3 5 22
Алеша Б. 4 2 5 4 1 3 19
Илья  Б. 3 2 7 6 3 4 28
Кристина  Б. 3 2 10 6 3 6 30
Стас В. 2 2 7 5 2 4 22
Ольга Г. 3 2 6 4 1 3 19
 

     Критерии  обследования трудовых навыков у  детей старшего дошкольного возраста.

     Таблица 8 – Результаты

Таблица 8 

Низкий  уровень (до 10 баллов) Средний уровень (от 11 до 27 баллов) Высокий уровень (от 28 до 37 баллов)
0 4 2
 

     Вывод:

     1. У детей неплохо сформированы трудовые навыки и умения. Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей дежурных.

     В старшей группе у детей формируются  навыки разнообразных видов ручного труда: вышивка, шитье, работа с природным и бросовым материалом и т.д.

     За  детьми проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена  видов дежурств каждые два дня, и  вместе с детьми оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку.

     В ходе этого исследования мы определяли:

  • хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;
  • каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;
  • хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей;
  • хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;
  • хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.

     Полученные  данные зафиксировали в виде таблицы 9 – Диагностика трудолюбия в процессе дежурств

     Таблица 9 

Имя Вид деятельности
  Дежурство по столовой Дежурство в  игровом Дежурство в  уголке
    уголке природы
Паша Б. Б Б А
Алеша Б. А Б А
Илья  Б. В Б Б
Кристина  Б. В В В
Стас В. Б Б Б
Ольга Г. Б А А
 

     Анализируя  отношение детей к дежурству, определим, к какой группе относится  ребенок: Группа А (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.

     Группа Б (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

     Группа В (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

     Группа  Г (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

     Группа Д (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

     Таблица 10 – Уровень сформированности отношения детей к дежурству 

     Таблица 10 

Уровень отношения Дежурство
  по столовой в игровом уголке в уголке природы
Высокий 0 0 0
Выше  среднего 0 0 0
Средний 2 1 1
Ниже  среднего 3 4 2
Низкий 1 1 3

     Данные  результаты свидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке.

     Таким образом, видно, что у детей трудолюбие сформировано так: дети трудятся без  контроля, но только во время дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б) В этой группе большинство детей относится  к группе Б – 3 ребенка, но также есть дети которые относятся к группе А и В. Эти дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль (группа А) – 2 ребенка.

     Другие  дети трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется внутреннее побуждение к трудовой деятельности (группа В) – 1 ребенок.

 

2.2 Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

     На  формирующем этапе работы нами была применена методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшей группы, которая заключается в следующем:

  1. Осмотр обитателей уголка природы и выявление: а) их самочувствия и состояния; б) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.).
  2. Практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий (например, просеивание песка, лежащего на дне птичьей клетки, смена воды в поилке, приготовление корма и его раскладывание в чистые кормушки и пр.).
  3. Заключительное кратковременное наблюдение за животными – их поведением во вновь созданных благоприятных условиях внешней среды.

     Предварительный осмотр аквариума с рыбами, птиц в клетке, растений – очень важный момент методики. Во-первых, он позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли с ними какого ЧП, не заболели ли они. Во-вторых, именно осмотр условий, в которых находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время дежурства. Начальный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются – чего не хватает – что надо добавить и изменить». На первом этапе организации дежурств мы показывали детям, как надо делать этот осмотр. Например: «Сначала давайте посмотрим на нашу канарейку – не заболела ли она, не произошло ли чего-нибудь плохого с ней за выходные дни. Все может случиться – фрамуга откроется от сильного ветра зимой, и в помещении станет холодно. Что будет тогда? Правильно, птица заболеет простудой или воспалением легких, может умереть. (Осматривает и приговаривает.) Канарейка хорошо себя чувствует: не нахохлилась, скачет по жердочке – все в порядке. Теперь мы с вами посмотрим, что у нее в клетке – что надо сменить, что вымыть, чего ей не хватает. Мы ее любим и сделаем все, чтобы было ей хорошо».

     Мы  предлагали осматривать клетку и  поясняли: «Песок на дне весь в мусоре – просеем его, чтобы было чисто. Вода в поилке грязная и ее мало – нальем свежей. Зерна в кормушке совсем не осталось – насыплем нового, еще потрем ей морковки: она давно не ела витаминов». И только после этого воспитатель вместе с детьми начинает выполнять трудовые операции. Второй момент методики традиционен – это реальные трудовые операции по улучшению условий жизни животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совочки небольшого размера, чтобы маленькому ребенку было удобно и тяжело, небьющиеся миски, банки, ведерки, небольшие безопасные ножи и т.д. Мы учили детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать птицу, рыб, не сломать стебли или листья растений. Во всех трудовых операциях главным остается живой объект, а сами операции имеют подчиненное значение. «Дети, теперь мы достанем из клетки поилку, кормушку. Смотрите, как я делаю это – осторожно, спокойно и медленно, чтобы не напугать птичку, чтобы ей не было страшно от наших резких движений... Теперь выдвинем поддон, поставим его на столик и будем просеивать песок: соберем его совком в кучу, рядом поставим сито, переложим совком в него всю кучку и легко просеем. Смотрите, чистый песок оказался на поддоне, а весь мусор в сите. Разровняем песок и снова осторожно вдвинем поддон в клетку» и т.д. Третий момент методики (заключительный осмотр) позволяет увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т.д. – всем обитателям стало лучше оттого, что потрудились дежурные. Это эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей-дежурных. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание снова участвовать в этой деятельности. Организация дежурства в уголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей с воспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5). Оптимальным вариантом является дежурство трех детей три дня подряд. За это время 5-6-летние дошкольники способны понять смысл и значение обязательного ухода за живыми объектами природы, приобрести начальные практические навыки.

     Процесс организации дежурств с детьми старшей группы в течение учебного года можно условно поделить на три периода: начальный – осенние месяцы, средний – растягивается примерно на четыре месяца (декабрь-март) и завершающий (апрель и май). В эти периоды по-разному осуществляется совместная деятельность воспитателя с дежурными, происходит интенсификация самостоятельности ребят. 

Информация о работе Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста