Педагогические условия воспитания ребенка первого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития детей раннего возраста
1.1 Понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития детей раннего возраста 12
Глава 2. Этапы развития детей первого года жизни
2.1 Педагогические условия воспитания ребенка первого года жизни 17
2.2 Организация жизни детей первого года 33
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Работа состоит из  1 файл

РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ Microsoft Office Word.docx

— 69.97 Кб (Скачать документ)

Наконец, в результате перехода действия от совместного к самостоятельному за взрослым сохраняется контроль и  оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержание общения  ребенка и взрослого по поводу предметных действий.

Велика роль изображения  и игрушек в этом процессе. Л.С. Выготский писал о том, что  силой одной вещи необходимо похитить имя у другой. Это и происходит в изобразительной деятельности и игре. К настоящему времени известны следующие основные тенденции в  развитии речи ребенка раннего возраста [29, с.185].

В раннем возрасте развиваются  значения детских слов. Происходит переход от многозначности детских  слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий.

Под влиянием восприятия происходит развитие всех других психических процессов. Память, например, в этом возрасте носит  непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, и более того - латентный период воспоминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а "ему вспоминается". Память еще не действует как отдельный процесс.

Таким образом, в развитии ребенка раннего возраста все  основные новообразования связаны  с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами). Как только ребенок увидел себя в  другом, он увидел себя самого и появился феномен "Я сам".

В развитии ребенка раннего  возраста ведущая роль принадлежит  взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша; несет  тепло, ласку, ту информацию, которая  необходима для ума и души ребенка. Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие и хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий  со стороны всех, кто участвует  в воспитании, особенно в семье: мать, отец, бабушка и другие взрослые. И если действия их не всегда согласуются  или нет постоянства в требованиях, - малыш не понимает, как же он должен поступить, как действовать. Одни дети (легко возбудимые) перестают подчиняться  требованиям взрослых, другие, более  сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя свое поведение, что  является для них непосильной  задачей. Так сами взрослые часто  являются виновниками неуравновешенного  поведения детей.

Ранний возраст характеризуется  постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма.

 

 

1.2 Особенности развития  детей раннего возраста

 

В раннем возрасте у ребенка  начинается формирование сложных функций  мозга, быстрое развитие речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается  предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются  условные связи, происходит становление  второй сигнальной системы, развивается  речь, совершенствуется сенсорика.

Ребенок родится, не умея произносить  ни одного членораздельного звука. В  первые месяцы жизни во время гуления  у ребенка совершенствуется артикуляционный  аппарат, а с 7-8 месяцев, слыша звуки  человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. В 1 год ребенок из этих ленетивных слогов образует первые 10-12 слов. Быстрый темп морфологического и функционального  развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета способствуют тому, что дети раннего возраста заболевают от самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом  уходе. В то же время каждое перенесенное острое заболевание может привести к развитию хронических болезней, повлечь за собой отставание в  физическом или нервно-психическом  развитии ребенка, между которыми имеется  очень большая взаимозависимость  и единство [18, с.270].

Применительно к раннему  возрасту существуют специфические  и конкретные задачи развития, которые  и становятся содержанием работы, как психолога, так и педагога. Остановимся на них подробнее.

Прежде всего, это развитие предметной деятельности, поскольку  эта деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, в  ней формируются главные психологические  новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.

Во-первых, это развитие культурно  нормированных, специфических и  орудийных действий. Маленький ребёнок  должен научиться пользоваться окружающими  предметами "по-человечески": правильно  есть ложкой, рисовать карандашом, копать совочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением. Ребёнок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствовать свою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучать детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (совочки, лопатки, удочки с магнитом и пр.) [12, с.75].

Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные  для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые  матрёшки, башенки и пр. Проводя  шарики по лабиринту, или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т.е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Ещё одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и  настойчивости действий ребёнка. Известно, что деятельность ребёнка до 2-х  лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат ещё  не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трём годам у ребёнка  уже складывается определённое представление  о результате того, что он хочет  сделать, и это представление  начинает мотивировать действия ребёнка. Ребёнок действует уже не просто так, а с целью получения определённого  результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели является важнейшей характеристикой  не только деятельности ребёнка, но и  его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребёнку  нужно помогать "удерживать" цель, направлять его на достижение желанного  результата. Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определённого продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определённый предмет (машинку, солдатика, собачку  и пр.), всевозможные мозаики или  пазлы, из которых складываются картинки, кубики или простые конструкторы для маленьких детей. Все эти  игры требуют определённого представления  о том, что должно получиться, и  настойчивости в достижении результата [34, с. 198].

Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью, как  известно, в основном происходит именно в этот период - от года до трёх. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.

Речь маленького ребёнка  возникает и первоначально функционирует  в общении со взрослым. Поэтому  первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для  этого необходимо не только постоянно  разговаривать с ребёнком, но и  включать его в диалог, создавать  потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается  через подражание чужим даже самым  правильным образцам. Чтобы ребёнок  заговорил, у него должна быть потребность  в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу сказать нужное слово) ставит перед ребёнком взрослый.

На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что  делает здесь и сейчас. Поэтому  включённость слов в конкретные действия, (или "единство слова и дела") очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово  должно быть понятно ребёнку, нести  в себе определённое значение и опираться  на конкретную ситуацию. Создание такой  речепорождающей ситуации активизирующей речь детей - специальная психолого-педагогическая задача, которая должна решаться в  сотрудничестве педагога и психолога.

Второй важной линией речевого развития является совершенствование  так называемой пассивной речи, т.е. понимания речи взрослого. Большинство  малышей в 1,5-2 года уже хорошо понимают все слова и простые фразы, когда они включены в конкретную ситуацию. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи - важнейшая линия развития в раннем возрасте. Неоценимую роль для этого играет литература для малышей. Короткие и простые детские сказки, стишки А. Барто или С. Маршака, народные потешки и песенки дают неоценимый материал для речевого развития. Однако, взрослые должны открыть малышам этот материал, сделать его понятным и привлекательным. Для этого нужно выразительное чтение, которое сопровождается жестами, яркими интонациями и возможно спектаклем игрушек. Разработка методики речевого развития детей раннего возраста также входит в задачи психолога [5, с.134].

В раннем возрасте возникает  ещё одна важнейшая функция речи - регулятивная. Появляется способность  управлять своим поведением с  помощью слова. Если до 2-х лет  действия ребёнка определяются в  основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством  речи, т.е. выполнение речевых инструкций взрослого. Эту форму поведения  психологи рассматривают как  первый этап развития произвольного  поведения, когда действия ребёнка  опосредованы речевым знаком, который  направлен на своё поведение. Поэтому  действие по инструкции открывает возможность  развития саморегуляции и самоконтроля. Эту важнейшую способность следует  развивать и упражнять. Важно  выбрать для каждого ребёнка  определённый уровень сложности  инструкции, который соответствует  его возможностям и способностям. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребёнка, которая  нуждается в соответствующей  психолого-педагогическом сопровождении.

 

Глава 2. Этапы развития детей первого года жизни

2.1 Педагогические условия воспитания ребенка первого года жизни

 

На первом году жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка. При правильном уходе, рациональном вскармливании и воспитании он интенсивно развивается. В первом полугодии ежемесячно малыш прибавляет в весе 600—700 г, во втором — 400—500 г. За каждый месяц жизни ребенок вырастает на 2—3 см. К концу года вес его составляет 10—10,5 кг, а рост — 74—75 см. У нормально развивающегося ребенка в 7—8 месяцев начинают прорезываться молочные зубы, к году их вырастает восемь. На протяжении первого года значительно усиливается работоспособность нервной системы. Это сказывается в увеличении времени активного бодрствования ребенка с 20—30 мин. в первый месяц жизни до 3,5 час к концу года.

Для успешного воспитания, интенсивно развивающегося малыша первый год жизни, условно делят на периоды, качественно отличающиеся друг от друга: от рождения до 2,5—3 месяцев (включая период новорожденности, т. е. первые 3—4 недели); от 2,5—3 до 5—6 месяцев, от 5—6 до 9—10 месяцев и от 9—10 до 1 года.

Каждый период развития ребенка  является фундаментом для последующего и отличается ведущими реакциями  и изменениями. Ведущими называют такие  реакции и умения ребенка, которые  определяют его развитие на данном возрастном этапе и являются благоприятными предпосылками для последующего развития. 

В первые три месяца жизни ведущими, определяющими развитие ребенка  являются зрительные, слуховые и эмоциональные  реакции. Они дают возможность формировать  активное бодрствование, обеспечивают сенсорное развитие ребенка, расширяют  его ориентировку в окружающем, способствуют развитию движений рук, а в дальнейшем и общих движений. Благодаря положительному эмоциональному состоянию улучшаются физиологические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение), повышается общая активность.

Ребенок рождается с готовой  системой безусловных рефлексов, которые  частично обеспечивают его приспособление к внешней среде. Это рефлексы ориентировочные, пищевые, зрительные, слуховые и др. Пищевые безусловные  рефлексы выражаются в появлении  сосательных движений при раздражении  губ и ротовой полости, в умении глотать и т. д. Основные рефлексы зрительного и слухового анализатора  проявляются в зажмуривании глаз при ярком свете, вздрагивании при  резких звуках.  
Врожденными являются и некоторые рефлексы вестибулярного аппарата, например при покачивании ребенок затихает, успокаивается. У новорожденного нет резкой границы между сном и бодрствованием: 80% времени суток он спит, при пробуждении беспокоится. Движения новорожденного хаотичны. Даже во время сна он совершает импульсивные движения. Руки и ноги новорожденного согнуты, прижаты к груди, потому что мышцы-разгибатели развиты недостаточно.

Информация о работе Педагогические условия воспитания ребенка первого года жизни