Педагогические условия воспитания ребенка первого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития детей раннего возраста
1.1 Понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития детей раннего возраста 12
Глава 2. Этапы развития детей первого года жизни
2.1 Педагогические условия воспитания ребенка первого года жизни 17
2.2 Организация жизни детей первого года 33
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Работа состоит из  1 файл

РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ Microsoft Office Word.docx

— 69.97 Кб (Скачать документ)

Период от 9-10 месяцев до одного года. Большое значение для психического развития детей имеют умения, которые формируются в последней четверти года. Это умения самостоятельно ходить, целенаправленно заниматься с игрушками, подражать действиям и речи взрослого. 
       Предпосылками ходьбы служит укрепление костно-мышечной системы в процессе ползания, развитие умений вставать у барьера, устойчиво, стоять, переступать, держась за перила манежа. В 9—10 месяцев, научившись подниматься у барьера, дети начинают переступать вдоль него, входят на горку, держась за перила; в 11 месяцев многие малыши самостоятельно стоят, ходят, придерживаемые воспитателем за одну руку, а к году — самостоятельно. Самостоятельная ходьба освобождает руки ребенка, что создает благоприятные условия для расширения деятельности с предметами, увеличивает возможности ознакомления с окружающим. Своевременное обучение малыша ходьбе необходимо для его нормального физического и умственного развития.

Обучая детей ходьбе, взрослые должны создавать такие условия, которые  способствовали бы развитию этого умения. На полочках вдоль барьера манежа раскладываются яркие игрушки, которые  побуждают малышей приподниматься. Воспитатель, перемещая игрушку  по краю барьера, стимулирует переступание малыша вслед за ней. Детей, научившихся хорошо ползать, подниматься и переступать вдоль барьера, помещают в отгороженную часть комнаты. Здесь размещаются пособия, необходимые для развития движений: лесенка со скатом, скамеечки, стол-барьер. Мебель расставляется так, чтобы малыш мог оторваться от одного предмета, переступить и тут же ухватиться за другой.

Эффективным приемом обучения самостоятельной  ходьбе является создание взрослыми  ситуации, которая вынуждала бы ребенка  сделать первый самостоятельный  шаг. Например, воспитатель зовет  ребенка, показывая ему привлекательную  игрушку, малыш тянется к ней  и делает первые шаги. При этом следует  оберегать детей от возможного падения, так как страх перед падением может затормозить развитие ходьбы. 
В период от 9—10 месяцев до 1 года происходят качественные изменения в деятельности детей с предметами. В связи с усложнением координации рук и глаз у детей появляется способность соотносить предметы между собой: нанизывать колечки на палочки, вставлять различные вкладыши в соответствующие отверстия, подносить чашку ко рту куклы и т. п. Значение развития подобных умений ребенка огромно. Во-первых, потому, что в процессе овладения соотносимыми действиями развивается мелкая мускулатура кисти руки. Во-вторых, устанавливается четкая координация движений глаз и рук. В-третьих, специально организуемая взрослыми деятельность ребенка с предметами приводит к развитию наглядно-действенного мышления. Малыш может нанизывать на палочки вначале кольца от погремушек, позже — кольца пирамидки, «кормить» не только куклу, но и зайку, и мишку. В-четвертых, направленность действий на получение определенного результата способствует развитию их произвольности. И наконец, значительное число разученных действий с предметами служит фундаментом, на котором строится игровая деятельность на втором году жизни.

Организуя бодрствование детей  конца первого года жизни, воспитатель  должен пристально следить за правильным использованием игрушек и пособий, предупреждать появление простых  манипулятивных действий с ними: постукивания, размахивания предметами и т. д. Видя, что ребенок устал заниматься игрушками, взрослый должен переключить  его на другой вид деятельности, например на рассматривание новой игрушки. Чтобы постоянно поддерживать интерес  детей к важным для их развития игрушкам и пособиям, необходимо периодически на некоторое время убирать их. 
Для игры детям этого возраста можно давать разнообразные вкладыши: чашечки, формочки для песка, вкладные кубы, втулки, грибочки для втыкания в отверстия, пластмассовые кубики, кирпичики для накладывания друг на друга, а также куклы и другие образные игрушки, лоскуты ткани для завертывания их. Пирамидки, вкладыши, кубики и другие игровые пособия следует предлагать для самостоятельной игры только после того, как дети научатся правильно обращаться с этими предметами в процессе занятий с воспитателем, иначе малыши привыкнут использовать их не по назначению.

Большое значение в развитии целенаправленных действий с игрушками имеет формирующаяся  в этом возрасте способность подражать  взрослому. Высоко ценила эту способность  малышей Н. К. Крупская, которая видела в ней способ усвоения ребенком знаний.

В обучении детей действиям различают  несколько этапов. Сначала используется метод пассивных движений. Воспитатель  берет руки малыша в свои и проделывает  с ним разучиваемые действия, например, открыть и закрыть матрешку. Затем взрослый побуждает ребенка выполнить действие по слову, сочетающемуся с показом действия. И наконец, ребенок начинает выполнять действие только по словесному указанию: открой матрешку, закрой матрешку. Таким же методом дети учатся выполнять ладушки, до свидания, показывать части тела на себе и на кукле и т. д.

Систематическое индивидуальное общение  воспитателя с детьми расширяет  запас понимаемых ими слов. На первом году жизни понимаемый ребенком словарь  шире, чем используемый в активной речи. В пассивном словаре годовалого ребенка насчитывается 20—30 слов. Это  слова, обзначающие части тела (глаза, нос, рука), действия (дай, иди, сядь), игрушки (петушок, ляля, собачка) и т. д. Для  развития понимания названий предметов, можно провести занятия, например, показа игрушек из мешочка, с использованием приема внезапного появления и исчезновения. Игрушка, название которой разучивается, появляется неожиданно для детей из «чудесного мешочка», яркого платочка. Проделав с игрушкой одно-два действия (собачка бежит, лает и т. п.), ее прячут, побуждая детей позвать: иди-иди. У малышей ярко выражается ориентировочная реакция на заинтересовавшую их игрушку. Одновременно смотреть и называть ее дети не могут, поэтому побуждать их к называнию следует в момент отсутствия игрушки. Такие занятия можно провести с небольшой подгруппой (3—4 ребенка). 
              С целью разучивания имен детей, а также и названий игрушек можно провести игру в прятки. Красивый прозрачный (чтобы из-под него было видно ребенка) платочек набрасывается на голову малыша. «Где Алеша?» — спрашивает воспитатель. Дети стягивают платок и радостными возгласами сопровождают появление ребенка. Таким же образом обыгрываются игрушки и разучиваются их названия.

Для формирования понимания речи нужно  использовать не только занятия, но и  повседневную жизнь: зажглась лампочка — спросить, где огонек, уронил игрушку  — сказать: «Бах, упала!», уходит тетя — «Помаши ручкой» и т. д.

В конце первого года следует  подводить детей к первичным  обобщениям игрушек по существенным признакам. С этой целью следует  подбирать однородные игрушки, различающиеся  по внешнему виду. В 10—11 месяцев дети уже знают, что ляля — не только та кукла, что сидит на полочке, но и например маленькая резиновая, и большая, которую показывает воспитатель  на занятиях. Обобщению действий способствуют такие поручения воспитателя, как  «покорми лялю, собачку, уточку» и  т. д. Выполнение ребенком одного и того же действия по отношению к разным игрушкам развивает понимание слова, обозначающего действие со многими  предметами. 
            В запасе понимаемых детьми слов в конце первого года есть и такие, как «можно», «нельзя». Они начинают понимать эти слова, если взрослый приостанавливает нежелательное действие, произнося слово «нельзя» с соответствующей строгой интонацией, и, наоборот, произносит - «можно» с разрешающей, доброжелательной.

Таким образом, уже в этот период становится возможным с помощью  речи воздействовать на поведение детей.

В последней четверти года у ребенка  интенсивно развиваются голосовые  реакции, дети много и разнообразно лепечут, к году произносят первые, легкие для произношения, состоящие  из повторяющихся слогов слова: ма-ма, ба-ба, ав-ав, бах, дай и др. В активном словаре ребенка насчитываются в это время до 12 слов.

Первые произносимые слова возникают  на основе имеющегося запаса понимаемых, способности артикулировать звуки  и подражания. В этот период важно  научить детей легко подражать  звукам, произносимым взрослыми. Занятия  по обучению подражанию следует проводить  индивидуально. Ребенка 9—10 месяцев  сажают за комбинированный стол. На занятии (так же как и в первом полугодии) используется несколько  приемов длительностью 1 —1,5 мин. каждый с паузой между ними в 30 сек. Начать занятие можно с эмоционально-речевого общения, при котором произносятся разучиваемые звуки. Ввиду того что  дети этого возраста, в силу ярко выраженной ориентировочной реакции, легко отвлекаемы, приходится использовать разнообразные приемы для удерживания  их внимания на лице, артикуляции воспитателя. С этой целью одни и те же звуки  произносятся то громко (с разной интонацией), то шепотом, то беззвучно. Далее воспитатель  показывает игрушку, называет ее, прячет, снова показывает и называет. 
Воспроизведение точного названия предмета в этом возрасте трудно, поэтому допускается замена слова облегченным звукосочетанием. Взрослый же должен использовать и полное и облегченное слово. На одном занятии можно показать две игрушки, контрастные по виду, с простым названием: например собачку (ав-ав) и куклу (ля-ля) или утку (га-га) и машину (би-би).  
Обычно при показе второй игрушки голосовая активность детей повышается. В этой части занятия ребенку дают задания «найди», «покажи», «позови», предлагают повторить за взрослым название игрушки и действия с ней: ля-ля, бах, на, дай, иди. 

Заканчивается занятие повторным  эмоционально-речевым общением без  игрушки. Воспроизведение звуков дается детям нелегко, часто подражание возникает отсрочено, спустя некоторое время после занятия. 
Помня о необходимости формирования активной речи малышей, не стоит немедленно реагировать и выполнять их желания, выраженные жестами, мимикой, а надо предлагать им выразить свою просьбу соответствующим простым словом. В то же время нужно обязательно поддерживать любое речевое обращение ребенка ко взрослому, даже если оно непонятно. Взрослые обычно догадываются об истинном желании детей, присматриваясь к их поведению.

В конце года возрастает потребность  детей в общении с окружающими. Вместе с тем усиливается избирательное  отношение к ним: дети начинают выделять тех, кто проявляет к ним ласку, играет и занимается с ними. Настороженность  или даже отрицательное отношение  к незнакомым взрослым является одой из причин того, что малыши, поступившие  в конце первого года жизни  в детское учреждение, значительно  труднее привыкают к новым  условиям, чем более младшие дети.

Ребенок 9—12 месяцев интересуется тем, что делают другие дети. Иногда он начинает перекликаться с ними, улыбается, и случайно может возникнуть совместная игра (ребенок при виде уползающего малыша быстро ползет за ним, догоняет — оба радуются). Но нередко в этом возрасте наблюдаются  и отрицательные взаимоотношения, обычно они возникают при желании  взять игрушку, находящуюся в  руках другого ребенка.

 

2.2 Организация жизни детей первого года

 

Важнейшим условием, обеспечивающим рациональную организацию жизни  детей этого возраста, является режим  дня. Режим предусматривает соответствующее  возрастным и индивидуальным особенностям детей распределение в течение  суток процессов бодрствования, кормления, сна и их чередование, а также смену видов деятельности во время бодрствования. При правильном режиме обеспечивается не только укрепление здоровья детей, но и их нормальное физическое и нервно-психическое  развитие. С возрастом увеличивается  работоспособность нервной системы  ребенка, т. е. способность активно  бодрствовать определенный отрезок  времени. Именно это обстоятельство лежит в основе изменения режимов  в раннем детстве. 
Учеными (Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, Н. М. Аксарина и др.) разработаны и научно обоснованы режимы дня для каждого возрастного периода развития ребенка первого года жизни: от рождения до 2,5—3 месяцев, с 2,5—3 до 5—6 месяцев, с 5—6 до 9—10 месяцев, с 9—10 до 1 года 2—-3 месяцев. Установлена наиболее рациональная последовательность удовлетворения органических потребностей ребенка в бодрствовании, сне, кормлении. Кормление должно следовать после сна, а бодрствование после кормления. Выспавшийся ребенок обычно хорошо ест, а сытый активно бодрствует, что способствует его полноценному развитию. При назначении режима дня необходимо учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности детей.

На первом году жизни ребенок  нуждается в индивидуальном обслуживании и обучении, поэтому группу следует  комплектовать детьми разных возрастных периодов, чтобы в ней было не менее двух возрастных подгрупп, каждая из которых бодрствует во время сна  другой. Это дает возможность уделить  большее внимание каждому ребенку. 
Помещение группы детей первого года жизни должно состоять из комнаты для бодрствования и веранды для сна. Эти малыши не гуляют, поэтому их сон должен быть организован на воздухе. Веранда необходима и для соблюдения режима дня, чтобы бодрствующие дети не нарушали покой тех, кому в это время надо спать.

При систематическом выполнении режима ребенок к 2—3 месяцам привыкает  к нему, т. е. засыпает и пробуждается в определенное время, с аппетитом  ест, спокойно бодрствует, глубоко спит. 
Кормление детей следует проводить по мере их пробуждения. 
Важно сформировать у детей положительное отношение к кормлению. Для этого ребенка приучают к посильной активности: с 3,5—4 месяцев кладут его руки на бутылочку, приучая ее удерживать, с 7—8 месяцев — есть корочку хлеба, с 10 месяцев — придерживать чашку, к году самостоятельно пить из нее. Положительное отношение к еде поддерживается и разговором взрослого. Он называет пищу, просит ребенка откусить хлеб, открыть рот и т. п. 
           До 7—8 месяцев ребенка кормят на руках у взрослого. Детей, научившихся сидеть, кормят по двое за высоким комбинированным столом с выдвижными креслицами.

При укладывании детей  и подъеме после сна важно  соблюдать индивидуальный подход. В  первую очередь укладывают легко  утомляющихся детей, затем медленно засыпающих: уложив первых, можно больше внимания уделить вторым. Чтобы дети не просыпались одновременно, надо проводить укладывание на дневной  сон неторопливо, не менее чем  в течение 20—30 мин. Поднимать детей  после сна надо постепенно, по мере пробуждения. Нельзя допускать одновременный  подъем всех. В этом случае детям  придется ждать кормления. Каждого  проснувшегося ребенка после  необходимого туалета тут же кормят. 
Переодевание после сна и в течение дня используют для общения с ребенком, развития у него движений, понимания и формирования активной речи. 
          Одежда для бодрствования состоит из распашонки, кофточки, ползунков; после 8 месяцев ползунки заменяются комбинезоном, на ноги ребенку надевают теплые носочки или ботиночки. 
Приучение к опрятности следует начинать с того времени, когда ребенок научится самостоятельно сидеть, т. е. с 8—9 месяцев.

 

 

Заключение

Информация о работе Педагогические условия воспитания ребенка первого года жизни