Педагогические условия воспитания ребенка первого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития детей раннего возраста
1.1 Понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития детей раннего возраста 12
Глава 2. Этапы развития детей первого года жизни
2.1 Педагогические условия воспитания ребенка первого года жизни 17
2.2 Организация жизни детей первого года 33
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Работа состоит из  1 файл

РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ Microsoft Office Word.docx

— 69.97 Кб (Скачать документ)

Существенно важным в период новорожденности  является развитие зрительного и  слухового анализатора. В этом возрасте ребенок еще не умеет длительно  фиксировать взор на предметах, и  он легче воспринимает предмет, если в поле его зрения отсутствуют  другие раздражители. Поэтому ребенку  первого месяца жизни следует  показывать одну яркую игрушку, а  не гирлянды разноцветных погремушек.

Способность фиксировать взор на предмете, сосредоточиваться на нем, прислушиваться к звукам развивается у ребенка  при правильном воспитании к концу  периода новорожденности. Одновременно формируется и конвергенция —  способность сводить на предмете зрительные оси обоих глаз. К 2—3 месяцам дети привыкают следить  за движущимся предметом и за всем, что происходит в поле их зрения, реагируют на невидимый источник звука, например поворачивают голову на голос.

С целью развития зрительных и слуховых реакций у ребенка первых трех месяцев жизни с ним ласково  разговаривают, добиваясь сосредоточения на лице взрослого; показывают яркую  игрушку, медленно ее передвигают перед  глазами ребенка, чтобы вызвать  слежение за движением предмета. Бодрствуют дети обычно в манеже; на стойке манежа подвешиваются яркие крупные  погремушки на расстоянии 40—60 см от глаз ребенка. Время от времени следует  приводить игрушку в движение, чтобы ребенок учился следить  за нею.

Развитие зрительного и слухового  сосредоточения способствует возникновению  у малыша положительных эмоций. Улыбка появляется в конце первого месяца жизни в ответ на ласковый голос  взрослого. Вначале она возникает  редко, с трудом. В 2,5 месяца ребенок  уже часто улыбается, проявляет  радость при виде взрослого и  игрушек. К этому возрасту выражение  радости у малыша имеет вид  комплекса оживления. В состав комплекса  оживления входит ряд реакций: эмоциональная  — улыбка, голосовые — звуки, двигательные — движения рук и  ног. Голосовые реакции ребенка, входящие в комплекс оживления, выражаются в форме гукания — отрывистого  произношения согласных звуков гы, кхы. Гукание, возникающее на фоне положительного эмоционального состояния, служит подготовительным этапом развития речи.

В первые 2,5 —3 месяца у ребенка  начинают развиваться движения. Если малыша 4—6 недель во время спокойного бодрствования брать на руки и, поддерживая  за спину и головку, придавать  ему вертикальное положение, то к 2 месяцам  он овладевает умением удерживать голову в этом положении, рассматривает  окружающее.

С 1,5 месяца следует приучать ребенка  лежать на животе. С этой целью перед  кормлением или в конце бодрствования  ребенка кладут на живот, слегка поглаживают по спинке. К 3-м месяцам он уже хорошо лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко поднимая голову. Это положение полезно для развития дыхательных движений, кровообращения, а также для подготовки к ползанию. У ребенка, овладевшего умением удерживать голову в вертикальном положении, следует развивать упор ног: малыша держат в вертикальном положении так, чтобы его ноги соприкасались с манежем или с пеленальным столом, тем самым вызывая движения подтанцовывания. Однако ставить его на ножки еще нельзя

Период от 2,5-3 до 5-6 месяцев. У детей этого возраста происходит совершенствование зрительных, слуховых и голосовых реакций, возникают и развиваются хватательные движения руки, подготовительные движения к ползанию. Все это служит предпосылкой устойчивого эмоционально-положительного состояния, появления привязанности к взрослым, формирования в дальнейшем разнообразных предметных действий и основных движений.

В этот период происходят существенные изменения в психическом развитии ребенка: развиваются способности  дифференцировать звуки, цвет и форму  предметов. Различение предметов и  явлений внешней среды особенно ярко проявляется в избирательном  отношении к взрослым. Если активно  развивают органы чувств ребенка, то уже трехмесячный малыш начинает узнавать свою мать, а в 6 месяцев  при виде знакомого человека радуется, при обращении незнакомого —  хмурится, отворачивается, иногда плачет. 
Ребенок в 5—6 месяцев различает интонацию речи взрослого, по-разному реагирует на строгий или ласковый голос. Так, малыш может расплакаться, если с ним заговорят резким тоном.

Для развития у детей способности  различать раздражители внешней  среды нужно подбирать игрушки  разных цветов и оттенков, различной  формы и по-разному звучащие. Побуждая ребенка рассматривать такие  игрушки, прислушиваться к издаваемым ими звукам, взрослые содействуют его сенсорному развитию.

Дальнейшее развитие деятельности зрительного и слухового анализаторов происходит в процессе манипуляции  ребенка с предметами, эмоционального общения со взрослыми. Однако для  того чтобы слух его развивался нормально, в помещении, где бодрствуют дети, необходима благоприятная акустическая обстановка. Громкий разговор, крик других детей, постоянно работающий радиоприемник — все это не только мешает развитию слуха, но и  тормозит становление речи, нарушает деятельность нервной системы. Малыш, не приученный с первых месяцев жизни  прислушиваться к тихому голосу взрослого, будет реагировать только на громкие  звуки, повышенный тон.

Развитие слуха ребенка, положительных  эмоций, артикуляционного аппарата (при  произнесении гортанных коротких звуков, гукания) способствует возникновению  в 4—5 месяцев певучего гуления (нараспев произносится гласная а-а-а и сочетание  звуков а-гу), а в 6—7 месяцев —  лепета (так называемые повторные  слоги: многократное произнесение одного слога — ба-ба-ба).

Певучие звуки гуления произносятся на продолжительном выдохе, что способствует формированию речевого дыхания. Лепет  обычно возникает под контролем  слуха, поэтому у глухих от рождения детей его нет. Обязательным условием появления звуков гуления и лепета у детей является эмоционально-речевое  общение с ними взрослого. При  этом в разговоре с детьми 3—4 месяцев следует употреблять  певучие звуки, с детьми 5—6 месяцев  — слоги. В групповой комнате  должна быть относительная тишина, чтобы целенаправленное речевое  общение взрослого с ребенком повышало голосовую активность всех детей группы, способствовало возникновению  у них подражания звукам речи.

Предпосылкой своевременного развития речи является формирование у ребенка  потребности в речевом общении. Уже в 4—6 месяцев дети используют свое умение произносить звуки для  привлечения внимания взрослого. 
          Занятия по развитию голосовых реакций следует проводить индивидуально, хотя возможно и объединение 2—3 детей с одинаковым уровнем развития. На занятии последовательно могут быть использованы разные приемы: эмоционально-речевое общение, показ игрушки в сочетании с ласковым разговором, молчаливое присутствие взрослого, повторное эмоционально-речевое общение.

Между каждым используемым приемом  надо сделать паузу (примерно в 30 сек.), чтобы дать возможность ребенку  отреагировать. Такое занятие может  продолжаться до 6 мин. Если же на занятии  воспитатель ограничивается только ласковым разговором, то его продолжительность  не должна превышать 3 мин., так как  ребенок утомляется от однообразия  впечатлений. 
           У детей в возрасте 3—6 месяцев постепенно развиваются движения рук. В 3—3,5 месяца ребенок обычно случайно наталкивается на игрушку, подвешенную низко над ним. В 3,5—4 месяца захватывает, ощупывает игрушку, висящую на расстоянии вытянутых рук. В 4,5—5 месяцев принимает игрушку из рук взрослого. В 6 месяцев ребенок уже сам свободно берет игрушку.

Чтобы сформировать у малыша умение брать и удерживать предмет, сначала  ему подвешивают некрупные игрушки, удобные для захватывания: погремушки с шариками- на кольце. В 4-4,5 месяца взрослый учит ребенка брать игрушку из рук. Для этого он подносит к ребенку  погремушку, акцентируя зрительное сосредоточение на ней, затем касается ею руки ребенка, вызывая тактильное ощущение и желание  взять игрушку. Побуждая ребенка  к активным движениям, не нужно вкладывать погремушку ему в ладошку. Следует упражнять ребенка в умении брать игрушку, находящуюся сбоку, над лицом, удерживать одновременно два предмета. 
Обучение действиям с игрушками влияет на развитие у малыша некоторых общих движений: переворачиваться со спины на бок (в 4 месяца), на живот (в 5 месяцев), с живота на спину (в 6 месяцев). Так, ребенок, желая достать игрушку, находящуюся сбоку от него, тянется к ней и часто сам, без помощи взрослого или при незначительной помощи переворачивается на бок или на живот. Умение переворачиваться — это первое движение, посредством которого ребенок самостоятельно, без помощи взрослого изменяет свое положение. Это умение, а также умение лежать на животе, опираясь на Ладони выпрямленных рук (в 5 месяцев), является подготовительным движением к ползанию. В конце первого полугодия ребенок уже ровно, устойчиво стоит при поддержке его под мышки, что является предпосылкой самостоятельной ходьбы.

Своевременному развитию детей  в первом полугодии жизни наряду с непосредственными воздействиями  взрослого способствует правильная организация условий бодрствования. В этом возрасте дети бодрствуют от 1,5 до, 2 час. Воспитатель заботится, чтобы на протяжении всего этого  времени дети находились в активном, деятельном состоянии. На время бодрствования  их обязательно помещают в манеж, где для детей в возрасте до 5 месяцев подвешиваются разные погремушки, затем мелкие целлулоидные и резиновые  игрушки раскладываются в манеже. За время бодрствования следует  несколько раз заменить игрушки  в манеже.

Период от 5-6 до 9-10 месяцев. Для этого периода характерно возникновение ползания, совершенствование лепета, развитие понимания речи окружающих взрослых. Ползание как первый вид активного передвижения ребенка способствует развитию в дальнейшем умений садиться, вставать, переступать. Из лепетных звуков на основе понимания речи окружающих возникают первые осмысленные слова. 
           В 6,5—7 месяцев при наличии благоприятных условий для развития движений дети начинают ползать: по-пластунски, на четвереньках. Ползание очень полезно для ребенка, так как развивает и укрепляет его костно-мышечную систему, способствует расширению ориентировки малыша в окружающем, делает ребенка более самостоятельным.

Чтобы научить ребенка в начале второго полугодия ползать, надо предоставить ему возможность свободно двигаться, т. е. поместить его в  манеж. Для детей, научившихся ползать, следует отгородить барьером часть  групповой комнаты, утеплить пол. Обучая ребенка ползанию, взрослый побуждает  его к этому движению интересной игрушкой. Если попытка ребенка продвинуться вперед окажется неудачной, нужно создать  опору для его ног, например, подставить ладонь, в которую малыш может упереться ножками и оттолкнуться. Если взрослые не помогают ребенку, овладевшему ползанием, передвигаться вперед, он может начать ползать назад, не приближаясь к предметам, а отдаляясь от них.

Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вскоре устойчиво  сидит. Обучать ребенка сидеть раньше 8—9 месяцев вредно, так как это  может привести к искривлению  позвоночника. Кроме того, раннее сидение  приучает к пассивному бодрствованию, к общей зависимости от взрослых, потому что в этой позе ребенку  трудно самому достать откатившуюся игрушку, переменить положение тела и т. п.

Психическое развитие ребенка второго  полугодия первого года жизни  связано с формированием предпосылок  целенаправленных действий с предметами. Вначале у ребенка появляется желание повторять действия взрослого: похлопывать рукой по предметам, перекладывать игрушку из одной  руки в другую. Интерес к таким  движениям связан с усилением  ориентировочной деятельности малыша, научившегося к 5—6 месяцам рассматривать  предметы, воспринимать их цвет, форму, звуки, издаваемые ими, и другие качества.

Наиболее эффективными приемами обучения малыша различным действиям являются такие, которые подкрепляются другими  интересными для ребенка раздражителями. Например, воспитатель, показывая малышу, как вкладывать шарик в коробку, должен положить его так, чтобы раздался звук. 
           Овладение целенаправленными результативными действиями подготавливает ребенка к выполнению более сложных манипуляций с предметами, развивает его внимание, память, наглядно-действенное мышление, делает активным, самостоятельным.

К началу второго полугодия наряду с копированием движений (типа постукивания, размахивания) у ребенка появляется стремление многократно произносить  некоторые звуки. В основе этого  явления лежит развитие интереса к звукам собственного голоса. К 5—6 месяцам малыш, находящийся в  эмоционально-положительном состоянии, научается произносить повторные  слоги, например та-та-та. Многократность произнесения звуков лежит в основе развития самоподражания, а в дальнейшем — подражания звукам голоса взрослого. 
Формируя у ребенка лепет, нужно учить малыша произносить по подражанию сначала знакомые слоги, те, которые он уже произносит сам, позже — незнакомые, новые для него. В разговоре с детьми следует четко произносить звуки и следить за тем, чтобы ребенок видел лицо взрослого, артикуляцию звуков. Когда дети научатся подолгу лепетать, можно организовать игры-переклички, т. е. поддерживать лепет отдельных детей, произносить звуки вслед за ними.

Тесный контакт ребенка второго  полугодия с воспитателем ведет  к развитию понимания речи взрослых. Показателем понимания слов взрослого  является специфическая двигательная реакция ребенка: поворот головы в сторону называемого предмета, жест, указывающий на предмет, выполнение названного взрослым движения, например, сделать ладушки. В начале этого периода ребенок связывает слово с каким-то одним конкретным предметом. Например, слово «ляля» он относит не к любой, а лишь к определенной кукле. Это означает, что слово еще не приобрело функцию обобщения. Ребенок быстрее начинает понимать названия тех предметов, которые интересны ему, поэтому, обучая его первичному пониманию речи, следует использовать озвученные, красочные, крупные игрушки, приемы сюрпризности — прятания и появления игрушек. 
В возрасте 6—7 месяцев дети на вопрос «где?» (ляля, часы, петушок) поворачивают голову в сторону называемого предмета. Если место расположения предмета меняется, ребенок не может его найти, потому что слово связано для него не только с предметом, но и определенным местом его нахождения. В 9—10 месяцев дети находят предметы при назывании независимо от их местоположения. Поэтому сначала предметы должны стоять всегда на определенных местах: на полочках, подоконнике и т. п. Словесно обозначая предметы, взрослые должны позаботиться о том, чтобы ребенок не только смотрел на них, но и трогал, прислушивался к их звучанию. Чем больше анализаторов включается в восприятие игрушки, тем быстрее ребенок запоминает ее название. 
Умение лепетать, а также соотносить слова с предметами и действиями является той основой, на которой в дальнейшем строится весь процесс речевого развития.

Информация о работе Педагогические условия воспитания ребенка первого года жизни