Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 23:02, реферат
Задача исследования - дать общий очерк наследия педагога. В реферате
рассматривается мировоззрение К.Д.Ушинского, оказавшее существенное влияние
на его педагогическое творчество, анализируются его взгляды на проблемы
воспитания и обучения.
Раздел I Общая характеристика исследования 3
Раздел II Педагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского 4
Глава 1. Краткая биография. Становление мировоззрения 4
Глава 2. Воспитание и общественность 7
Глава 3. Принцип народности воспитания 8
Глава 4. О воспитательном значении труда. Человек как предмет воспитания 11
Глава 5. Принцип природосообразности и построение обучения 14
§1. Принцип природосообразности 14
§2. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций 14
§3. Две стадии процесса обучения 15
§4. Методологическая последовательность обучения 16
§5. Наглядное обучение 17
Глава 6. Ушинский как сторонник классно-урочной системы 19
§1. Классно-урочная система 19
§2 Методы преподавания и изучения 19
§3. Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» 21
Глава 7. Вопросы воспитания 23
§1. Ушинский о воспитании 23
§2. Роль патриотического воспитания 23
§3. Принцип гуманного воспитания 24
§4. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения. Человек-
предмет воспитания. 25
Глава 8.Педагог. Его деятельность и основные качества 27
Глава 9. Заключение 29
Список использованной литературы 30
Московский Городской
Факультет Английской Филологии
Реферат по философии и истории образования на тему:
«Педагогическое наследие
Константина Дмитриевича Ушинского»
Выполнила:
Студентка I курса
Группы 104
Кузина И.
Проверила:
Куракина Е.Б.
г.Москва, 2004
Содержание
Содержание 2
Раздел I Общая характеристика исследования
3
Раздел II Педагогическая теория и деятельность
К.Д.Ушинского 4
Глава 1. Краткая биография. Становление
мировоззрения 4
Глава 2. Воспитание и общественность 7
Глава 3. Принцип народности воспитания
8
Глава 4. О воспитательном значении труда.
Человек как предмет воспитания 11
Глава 5. Принцип природосообразности
и построение обучения 14
§1. Принцип природосообразности 14
§2. О воспитании внимания, воли, памяти,
эмоций 14
§3. Две стадии процесса обучения 15
§4. Методологическая последовательность
обучения 16
§5. Наглядное обучение 17
Глава 6. Ушинский как сторонник классно-урочной
системы 19
§1. Классно-урочная система 19
§2 Методы преподавания и изучения 19
§3. Дидактика. Учебные книги Ушинского
«Родное слово» и «Детский мир» 21
Глава 7. Вопросы воспитания 23
§1. Ушинский о воспитании 23
§2. Роль патриотического воспитания 23
§3. Принцип гуманного воспитания 24
§4. Методика нравственного воспитания.
Наказания и поощрения. Человек-
предмет воспитания. 25
Глава 8.Педагог. Его деятельность и основные
качества 27
Глава 9. Заключение 29
Список использованной литературы 30
Раздел I
Общая характеристика исследования
К.Д.Ушинский принадлежал
тому щедрому десятилетию русской
истории,
которое выдвинуло блестящую плеяду мыслителей
и художников, обогативших
сокровищницу мировой культуры. Творчество
К.Д.Ушинского было крупным шагом
в обогащении педагогического знания.
Русский ученый открывал новые,
магистральные пути развития педагогики,
поднимал педагогику на ступень
науки.
Значение творчества
великого русского педагога не исчерпывается
его
вкладом в развитие педагогической науки.
Влияние К.Д.Ушинского выходило за
пределы школы и педагогики. Оно простиралось
глубоко в область национальной
культуры, выступало как одна из ведущих
сил формирования русского
общественно-педагогического самосознания.
Проницательными были слова
соратника великого педагога и его ученика
Л.Н. Модзалевского, емко и точно
определившего место К.Д.Ушинского в истории
русской культуры: «Ушинский-это
наш действительно народный педагог, точно
так же как, Ломоносов - наш
народный ученый, Суворов - наш народный
полководец, Пушкин - наш народный
поэт, Глинка - наш народный композитор»[1].
Задача исследования
- дать общий очерк наследия педагога.
В реферате
рассматривается мировоззрение К.Д.Ушинского,
оказавшее существенное влияние
на его педагогическое творчество, анализируются
его взгляды на проблемы
воспитания и обучения.
При исследовании были использованы работы и статьи Ушинского:
Педагогическая
поездка по Швейцарии
Проект учительской семинарии
О необходимости сделать русские школы
русскими
О пользе педагогической литературы
Труд в его психическом и воспитательном
значении
Раздел II
Педагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского
Глава 1.
Краткая биография. Становление мировоззрения
К. Д. Ушинский родился
2 марта в Туле в небогатой дворянской
семье.
Рос и воспитывался в Новгороде-Северском
Черниговской губернии. До 11 лет
мальчик обучался дома, а потом он поступил
в третий класс гимназии. В
возрасте 16 лет он, окончив гимназию, отправляется
с двумя товарищами в
Москву для поступления в университет.
Пройдя испытания, Ушинский в 1840
году становится студентом юридического
факультета Московского университета.
После окончания университета, в 1846 г.,
Константин Ушинский был назначен
исполняющим обязанности профессора "камеральных
наук" (экономики, финансов
и т. д.) Ярославского Демидовского юридического
лицея. Молодой профессор
отличался смелостью и самостоятельностью
суждений. В своих лекциях он
увлекательно раскрывал передовые для
того времени идеи и пользовался
любовью у студентов. Некоторое время
(с марта по май 1848 года) он
редактировал неофициальную часть газеты
"Ярославские губернские ведомости"
и способствовал пропаганде естественнонаучных
и исторических знаний.
"Статьи, написанные К. Д. Ушинским для
ярославской газеты, - пишет Д. Н.
Иванов, исследовавший жизнь и деятельность
великого педагога в Ярославле, -
были его первыми литературными выступлениями...
В них достаточно ярко
отразились его общественно - политические
взгляды. В них он ставил и
обсуждал вопреки инструкциям для местных
газет вопросы государственного
значения".
Ярославский период
в жизни Ушинского имел огромное
значение: здесь
совершенствовалось его педагогическое
мастерство, вырабатывались передовые
педагогические взгляды. Начальство заподозрило
молодого педагога в
политической неблагонадежности, и в 1849
г. его уволили из лицея. Это было
большой потерей для передовой демократической
интеллигенции и студенчества
Ярославля. "Не покидайте нас, - писали
студенты Ушинскому. - Мы так
привыкли к Вашему живому слову, так полюбили
Вас, что не хотим примириться
с мыслью о разлуке с Вами". Переехав
в Петербург, Ушинский активно
сотрудничает по актуальным вопросам
педагогики и народного образования в
Некрасовском "Современнике", преподает
словесность и географию в Гатчинском
сиротском институте, работает инспектором
Смольного института.
Прогрессивная
деятельность в Сильном институте
вызвала недовольство
реакционеров, по доносу которых в начале
1862 г. он снова уволен как
опасный для молодежи педагог. В последующие
годы Ушинский всецело отдался
литературно - педагогической деятельности.
"Сделать как можно больше пользы
моему отечеству, - писал он, - вот единственная
цель моей жизни, и к ней-то
я должен направлять все свои способности".
Научно-педагогическая
и литературная деятельность Ушинского
была
глубоко чужда и враждебна официальной
России. Когда Д. Ушинский 22 декабря
1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев
подготовил для Ярославских
губернских ведомостей некролог о нем,
чем вызвал недовольство ярославского
вице-губернатора. Наши современники глубоко
чтят память великого русского
педагога. Ежегодно проводятся педагогические
чтения, учреждена медаль К. Д.
Ушинского, издано Полное собрание его
сочинений. В Ярославле улица названа
его именем.
Имя К. Д. Ушинского
носит Ярославский
Начало педагогической
деятельности К.Д.Ушинского совпало
с подъемом
общественного движения в России в середине
50-х годов XIX столетия. Но не
только совпало. Его деятельность была
вызвана и всецело обусловлена этим
движением.
К.Д.Ушинский вошел
в педагогику, когда школа и
педагогическая наука
стояли перед необходимостью радикальных
преобразований. Но всякая
«историческая потребность вызывает к
деятельности людей и дает силу их
деятельности»[2]. В русской педагогике
60-х годов «историческая
потребность» вызвала к жизни замечательную
фалангу педагогов -
шестидесятников. Их вдохновителем и идеологом
стал Ушинский.
«У каждого
века,- писал Чернышевский,- есть свое
историческое дело,
свои особенные стремления. Жизнь и славу
нашего времени составляют два
стремления, тесно связанные между собой
и служащие дополнением одного
другому: гуманность и забота об улучшении
человеческой жизни.…Даже
отдельные науки приобретают или теряют
свою относительную важность по мере
того, в какой степени служат они господствующим
потребностям века»[3].
К.Д.Ушинский поставил педагогику на службу
этим потребностям. Основной,
главной задачей его творчества стала
реализация в педагогике социальных
требований эпохи падения крепостного
права и тех требований, которые
выдвигались логикой развития самой науки.
Корень противоречивости
взглядов великого педагога — столкновение
между объективным содержанием его демократических
требований и субъективной
ограниченностью его социально-философских
воззрений. Эта ограниченность
имела, впрочем, и объективное основание.
Противоречия, присущие
мировоззрению К. Д. Ушинского, порождались
не только субъективным,
личностным фактором, но и фактором объективным
— конкретными историческими
условиями. Эти объективные исторические
условия включали, с одной стороны,
социальную ситуацию и, с другой, реальную
ситуацию в науке: состояние
научных знаний и уровень их обобщения
в философии.
Мировоззренческие
позиции молодого Ушинского в
годы учебы в Московском
университете складывались под воздействием
двух основных направлений;
идеалистической философии, преимущественно
гегелевской системы, талантливым
пропагандистом которой был профессор
П. Г. Редкий, и естественнонаучного
учения об органической природе, представленного
в университете выдающимся
русским естествоиспытателем К. Ф. Рулье.'
Влияние первого направления было
преобладающим. И объяснялось это прежде
всего социальной атмосферой, точнее
- социально-психологической атмосферой
той среды, которая окружала будущего
педагога. Глубокое изучение К. Д. Ушинским
достижений естественных наук,
явившееся одной из предпосылок создания
«Педагогической антропологии»,
существенно изменило соотношение в его
взглядах мировоззренческих факторов,
о которых говорилось выше. В 60-х годах
он развенчивал объективный идеализм
как «новую мифологию», резко критиковал
его за пренебрежение реальным миром
и реальным знанием ради «абсолютного
духа», который «сам из себя развивает
весь мир» (III, 345). Естествознание, писал
ученый, обнаружило
несостоятельность «идеальной философии»;
в свою очередь, она сама «лишила
естественные науки необходимого для
них содействия философии» (III, 351).
Тем не менее, религиозность
К. Д. Ушинского оставила заметный след
в
его педагогическом творчестве. Особенно
— в этической концепции педагога и
в его теории нравственного воспитания.
Именно здесь более всего проявилась
противоречивость мировоззренческой
позиции ученого — соединение религии
и
морали, наделение религии моральной санкцией.
Ушинский оставался верен
самому распространенному предрассудку
эпохи — преувеличению моральной
значимости религии (особенно первоначального
христианства), предрассудку,
которого не избежали даже многие представители
домарксового материализма,
абсолютно не принимавшие религии, «...христианство,—
писал, например, Л.
Фейербах,— принесло в мир другое средство
культуры: мораль, учение о
нравственности»[4].
Отдавая науке
сферу знания и оставляя религии
сферу морали, К. Д.
Ушинский вместе с тем не раз подчеркивал,
что мораль, насаждавшаяся
официальной церковью, «условна», что
церковь, государство и общество «берут
из морали» только то, что им «нужно для
своего существования и преуспеяния»
(X, 345).
Социальные установки
Ушинского явились основой его
мировоззренческих
позиций, фундаментом и предпосылкой его
педагогических идей. Ценность и
сила этих идей состоит более всего именно
в их социальной емкости.
Творчество Ушинского наглядно раскрывает
специфику и внутреннюю логику
социальных и педагогических теорий: чем
более демократичны эти теории, тем
более эффективен и перспективен их научный
выход.
Глава 2
Воспитание и общественность
Разрабатывая
педагогическую теорию на основе своей
философской и
общественно-политической концепции,
К.Д. Ушинский стремился прежде всего
раскрыть общие, фундаментальные проблемы
педагогики. Он неоднократно
указывал на «тесную связь, которая существует
между воспитанием и
философскими науками» и которой «так
упорно», по его словам, не хотели
понять многие его современники. «Основанием
воспитания, - писал Ушинский, -
должна служить и руководить философская
идея». Педагогика по своему
существу «наука философская и потом требует
единства идеи»[5].
К.Д.Ушинский отчетливо
понимал, что педагогика является социальной
наукой, что общественное бытие определяет
ход и направление воспитания, его
задачи и содержание. «Воспитание, - писал
он, - может двигаться вперед
только с движением всего общества»(II,165).
Основным условием развития
воспитания Ушинский считал, во-первых,
соответствие его целей и содержания
общественным потребностям и, во-вторых,
широкое участие общества в решении
педагогических проблем. «Действительную
воспитательную силу» имеет только
воспитание, которое «будет основывать
свои правила на общественном мнении и
вместе с ним жить и развиваться» (II, 36-37).
Информация о работе Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского