Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 23:02, реферат

Описание

Задача исследования - дать общий очерк наследия педагога. В реферате
рассматривается мировоззрение К.Д.Ушинского, оказавшее существенное влияние
на его педагогическое творчество, анализируются его взгляды на проблемы
воспитания и обучения.

Содержание

Раздел I Общая характеристика исследования 3

Раздел II Педагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского 4

Глава 1. Краткая биография. Становление мировоззрения 4

Глава 2. Воспитание и общественность 7

Глава 3. Принцип народности воспитания 8

Глава 4. О воспитательном значении труда. Человек как предмет воспитания 11

Глава 5. Принцип природосообразности и построение обучения 14

§1. Принцип природосообразности 14

§2. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций 14

§3. Две стадии процесса обучения 15

§4. Методологическая последовательность обучения 16

§5. Наглядное обучение 17

Глава 6. Ушинский как сторонник классно-урочной системы 19

§1. Классно-урочная система 19

§2 Методы преподавания и изучения 19

§3. Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» 21

Глава 7. Вопросы воспитания 23

§1. Ушинский о воспитании 23

§2. Роль патриотического воспитания 23

§3. Принцип гуманного воспитания 24

§4. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения. Человек-
предмет воспитания. 25

Глава 8.Педагог. Его деятельность и основные качества 27

Глава 9. Заключение 29

Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

реферат ушиского (6).docx

— 59.58 Кб (Скачать документ)

 
Московский Городской Педагогический Университет

Факультет Английской Филологии

Реферат по философии  и истории образования на тему:

«Педагогическое наследие

Константина Дмитриевича  Ушинского»

Выполнила:

Студентка I курса

Группы 104

Кузина И.

Проверила:

Куракина Е.Б.

г.Москва, 2004 
 
Содержание

Содержание 2 
 
Раздел I Общая характеристика исследования 3 
 
Раздел II Педагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского 4 
 
Глава 1. Краткая биография. Становление мировоззрения 4 
 
Глава 2. Воспитание и общественность 7 
 
Глава 3. Принцип народности воспитания 8 
 
Глава 4. О воспитательном значении труда. Человек как предмет воспитания 11 
 
Глава 5. Принцип природосообразности и построение обучения 14 
 
§1. Принцип природосообразности 14 
 
§2. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций 14 
 
§3. Две стадии процесса обучения 15 
 
§4. Методологическая последовательность обучения 16 
 
§5. Наглядное обучение 17 
 
Глава 6. Ушинский как сторонник классно-урочной системы 19 
 
§1. Классно-урочная система 19 
 
§2 Методы преподавания и изучения 19 
 
§3. Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» 21 
 
Глава 7. Вопросы воспитания 23 
 
§1. Ушинский о воспитании 23 
 
§2. Роль патриотического воспитания 23 
 
§3. Принцип гуманного воспитания 24 
 
§4. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения. Человек- 
предмет воспитания. 25 
 
Глава 8.Педагог. Его деятельность и основные качества 27 
 
Глава 9. Заключение 29 
 
Список использованной литературы 30

Раздел I

Общая характеристика исследования

К.Д.Ушинский принадлежал  тому щедрому десятилетию русской  истории, 
которое выдвинуло блестящую плеяду мыслителей и художников, обогативших 
сокровищницу мировой культуры. Творчество К.Д.Ушинского было крупным шагом 
в обогащении педагогического знания. Русский ученый открывал новые, 
магистральные пути развития педагогики, поднимал педагогику на ступень 
науки.

Значение творчества великого русского педагога не исчерпывается  его 
вкладом в развитие педагогической науки. Влияние К.Д.Ушинского выходило за 
пределы школы и педагогики. Оно простиралось глубоко в область национальной 
культуры, выступало как одна из ведущих сил формирования русского 
общественно-педагогического самосознания. Проницательными были слова 
соратника великого педагога и его ученика Л.Н. Модзалевского, емко и точно 
определившего место К.Д.Ушинского в истории русской культуры: «Ушинский-это 
наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов - наш 
народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный 
поэт, Глинка - наш народный композитор»[1].

Задача исследования - дать общий очерк наследия педагога. В реферате 
рассматривается мировоззрение К.Д.Ушинского, оказавшее существенное влияние 
на его педагогическое творчество, анализируются его взгляды на проблемы 
воспитания и обучения.

При исследовании были использованы работы и статьи Ушинского:

Педагогическая  поездка по Швейцарии 
 
Проект учительской семинарии 
 
О необходимости сделать русские школы русскими 
 
О пользе педагогической литературы 
 
Труд в его психическом и воспитательном значении

Раздел II

Педагогическая  теория и деятельность К.Д.Ушинского

Глава 1. 
 
Краткая биография. Становление мировоззрения

К. Д. Ушинский родился 2 марта в Туле в небогатой дворянской семье. 
 
Рос и воспитывался в Новгороде-Северском Черниговской губернии. До 11 лет 
мальчик обучался дома, а потом он поступил в третий класс гимназии. В 
возрасте 16 лет он, окончив гимназию, отправляется с двумя товарищами в 
 
Москву для поступления в университет. Пройдя испытания, Ушинский в 1840 
году становится студентом юридического факультета Московского университета. 
 
После окончания университета, в 1846 г., Константин Ушинский был назначен 
исполняющим обязанности профессора "камеральных наук" (экономики, финансов 
и т. д.) Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой профессор 
отличался смелостью и самостоятельностью суждений. В своих лекциях он 
увлекательно раскрывал передовые для того времени идеи и пользовался 
любовью у студентов. Некоторое время (с марта по май 1848 года) он 
редактировал неофициальную часть газеты "Ярославские губернские ведомости" 
и способствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний. 
 
"Статьи, написанные К. Д. Ушинским для ярославской газеты, - пишет Д. Н. 
 
Иванов, исследовавший жизнь и деятельность великого педагога в Ярославле, - 
были его первыми литературными выступлениями... В них достаточно ярко 
отразились его общественно - политические взгляды. В них он ставил и 
обсуждал вопреки инструкциям для местных газет вопросы государственного 
значения".

Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь 
совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые 
педагогические взгляды. Начальство заподозрило молодого педагога в 
политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Это было 
большой потерей для передовой демократической интеллигенции и студенчества 
 
Ярославля. "Не покидайте нас, - писали студенты Ушинскому. - Мы так 
привыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотим примириться 
с мыслью о разлуке с Вами". Переехав в Петербург, Ушинский активно 
сотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образования в 
 
Некрасовском "Современнике", преподает словесность и географию в Гатчинском сиротском институте, работает инспектором Смольного института.

Прогрессивная деятельность в Сильном институте  вызвала недовольство 
реакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен как 
опасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело отдался 
литературно - педагогической деятельности. "Сделать как можно больше пользы 
моему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то 
я должен направлять все свои способности".

Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского  была 
глубоко чужда и враждебна официальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря 
 
1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославских 
губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославского 
вице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русского 
педагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д. 
 
Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улица названа 
его именем.

Имя К. Д. Ушинского  носит Ярославский педагогический университет.

Начало педагогической деятельности К.Д.Ушинского совпало  с подъемом 
общественного движения в России в середине 50-х годов XIX столетия. Но не 
только совпало. Его деятельность была вызвана и всецело обусловлена этим 
движением.

К.Д.Ушинский вошел  в педагогику, когда школа и  педагогическая наука 
стояли перед необходимостью радикальных преобразований. Но всякая 
 
«историческая потребность вызывает к деятельности людей и дает силу их 
деятельности»[2]. В русской педагогике 60-х годов «историческая 
потребность» вызвала к жизни замечательную фалангу педагогов - 
шестидесятников. Их вдохновителем и идеологом стал Ушинский.

«У каждого  века,- писал Чернышевский,- есть свое историческое дело, 
свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего времени составляют два 
стремления, тесно связанные между собой и служащие дополнением одного 
другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни.…Даже 
отдельные науки приобретают или теряют свою относительную важность по мере 
того, в какой степени служат они господствующим потребностям века»[3]. 
 
К.Д.Ушинский поставил педагогику на службу этим потребностям. Основной, 
главной задачей его творчества стала реализация в педагогике социальных 
требований эпохи падения крепостного права и тех требований, которые 
выдвигались логикой развития самой науки.

Корень противоречивости взглядов великого педагога — столкновение 
между объективным содержанием его демократических требований и субъективной 
ограниченностью его социально-философских воззрений. Эта ограниченность 
имела, впрочем, и объективное основание. Противоречия, присущие 
мировоззрению К. Д. Ушинского, порождались не только субъективным, 
личностным фактором, но и фактором объективным — конкретными историческими 
условиями. Эти объективные исторические условия включали, с одной стороны, 
социальную ситуацию и, с другой, реальную ситуацию в науке: состояние 
научных знаний и уровень их обобщения в философии.

Мировоззренческие позиции молодого Ушинского в  годы учебы в Московском 
университете складывались под воздействием двух основных направлений; 
идеалистической философии, преимущественно гегелевской системы, талантливым 
пропагандистом которой был профессор П. Г. Редкий, и естественнонаучного 
учения об органической природе, представленного в университете выдающимся 
русским естествоиспытателем К. Ф. Рулье.' Влияние первого направления было 
преобладающим. И объяснялось это прежде всего социальной атмосферой, точнее 
 
- социально-психологической атмосферой той среды, которая окружала будущего 
педагога. Глубокое изучение К. Д. Ушинским достижений естественных наук, 
явившееся одной из предпосылок создания «Педагогической антропологии», 
существенно изменило соотношение в его взглядах мировоззренческих факторов, 
о которых говорилось выше. В 60-х годах он развенчивал объективный идеализм 
как «новую мифологию», резко критиковал его за пренебрежение реальным миром 
и реальным знанием ради «абсолютного духа», который «сам из себя развивает 
весь мир» (III, 345). Естествознание, писал ученый, обнаружило 
несостоятельность «идеальной философии»; в свою очередь, она сама «лишила 
естественные науки необходимого для них содействия философии» (III, 351).

Тем не менее, религиозность  К. Д. Ушинского оставила заметный след в 
его педагогическом творчестве. Особенно — в этической концепции педагога и 
в его теории нравственного воспитания. Именно здесь более всего проявилась 
противоречивость мировоззренческой позиции ученого — соединение религии и 
морали, наделение религии моральной санкцией. Ушинский оставался верен 
самому распространенному предрассудку эпохи — преувеличению моральной 
значимости религии (особенно первоначального христианства), предрассудку, 
которого не избежали даже многие представители домарксового материализма, 
абсолютно не принимавшие религии, «...христианство,— писал, например, Л. 
 
Фейербах,— принесло в мир другое средство культуры: мораль, учение о 
нравственности»[4].

Отдавая науке  сферу знания и оставляя религии  сферу морали, К. Д. 
 
Ушинский вместе с тем не раз подчеркивал, что мораль, насаждавшаяся 
официальной церковью, «условна», что церковь, государство и общество «берут 
из морали» только то, что им «нужно для своего существования и преуспеяния» 
 
(X, 345).

Социальные установки  Ушинского явились основой его  мировоззренческих 
позиций, фундаментом и предпосылкой его педагогических идей. Ценность и 
сила этих идей состоит более всего именно в их социальной емкости. 
 
Творчество Ушинского наглядно раскрывает специфику и внутреннюю логику 
социальных и педагогических теорий: чем более демократичны эти теории, тем 
более эффективен и перспективен их научный выход. 
 
Глава 2

Воспитание и  общественность

Разрабатывая  педагогическую теорию на основе своей  философской и 
общественно-политической концепции, К.Д. Ушинский стремился прежде всего 
раскрыть общие, фундаментальные проблемы педагогики. Он неоднократно 
указывал на «тесную связь, которая существует между воспитанием и 
философскими науками» и которой «так упорно», по его словам, не хотели 
понять многие его современники. «Основанием воспитания, - писал Ушинский, - 
должна служить и руководить философская идея». Педагогика по своему 
существу «наука философская и потом требует единства идеи»[5].

К.Д.Ушинский отчетливо  понимал, что педагогика является социальной 
наукой, что общественное бытие определяет ход и направление воспитания, его 
задачи и содержание. «Воспитание, - писал он, - может двигаться вперед 
только с движением всего общества»(II,165). Основным условием развития 
воспитания Ушинский считал, во-первых, соответствие его целей и содержания 
общественным потребностям и, во-вторых, широкое участие общества в решении 
педагогических проблем. «Действительную воспитательную силу» имеет только 
воспитание, которое «будет основывать свои правила на общественном мнении и 
вместе с ним жить и развиваться» (II, 36-37).

Информация о работе Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского