Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 23:02, реферат
Задача исследования - дать общий очерк наследия педагога. В реферате
рассматривается мировоззрение К.Д.Ушинского, оказавшее существенное влияние
на его педагогическое творчество, анализируются его взгляды на проблемы
воспитания и обучения.
Раздел I Общая характеристика исследования 3
Раздел II Педагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского 4
Глава 1. Краткая биография. Становление мировоззрения 4
Глава 2. Воспитание и общественность 7
Глава 3. Принцип народности воспитания 8
Глава 4. О воспитательном значении труда. Человек как предмет воспитания 11
Глава 5. Принцип природосообразности и построение обучения 14
§1. Принцип природосообразности 14
§2. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций 14
§3. Две стадии процесса обучения 15
§4. Методологическая последовательность обучения 16
§5. Наглядное обучение 17
Глава 6. Ушинский как сторонник классно-урочной системы 19
§1. Классно-урочная система 19
§2 Методы преподавания и изучения 19
§3. Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» 21
Глава 7. Вопросы воспитания 23
§1. Ушинский о воспитании 23
§2. Роль патриотического воспитания 23
§3. Принцип гуманного воспитания 24
§4. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения. Человек-
предмет воспитания. 25
Глава 8.Педагог. Его деятельность и основные качества 27
Глава 9. Заключение 29
Список использованной литературы 30
Учитель, по глубокому
убеждению К. Д. Ушинского, должен любить
свою
профессию, с чувством ответственности
относиться к «высокому призванию
педагога», к педагогическому делу, от
которого во многом зависит будущность
народа и счастье родины. Он должен быть
образованным, знающим свое дело,
всегда заинтересованным в совершенствовании
своих знаний и педагогического
мастерства; должен обладать педагогическим
тактом, отчетливо представлять
цели своей деятельности. В противном
случае воспитатель, как бы он ни
изучал теорию педагогики, никогда не
будет хорошим воспитателем. «Вверяя
воспитанию чистые и впечатлительные
души детей, вверяя для того, чтобы оно
провело в них первые и потому самые глубокие
черты, мы имеем полное право
спросить воспитателя, какую цель он будет
преследовать в своей
деятельности, и потребовать на этот вопрос
ясного и категорического
ответа»,— писал Ушинский (VIII, 19).
К. Д. Ушинский неоднократно
отмечал, что учителю необходимо
глубокое
знание психологии. Он подчеркивал, .что
педагог по самому существу своей
работы не может не быть психологом. Педагог,
писал Ушинский, изучает
ребенка, его способности, наклонности,
достоинства и недостатки, подмечает
развитие его ума и руководит этим развитием,
дает направление воле
воспитанника, формирует характер, т. е.
«ежеминутно вращается в области
психологических явлений». Педагог, говорил
Ушинский, «должен много учиться
понимать душу в ее явлениях и много думать
о цели, предмете и средствах
воспитательного искусства, прежде чем
сделаться практиком» (II, 25—26).
Разрабатывая проблему подготовки учителя,
К. Д. Ушинский рассматривает роль
женщины в воспитании и обучении детей.
Он выступил в защиту женщин-
учительниц, которые, по его мнению, могут
быть «не только отличными
учительницами в младших классах, но и
образцовыми преподавательницами в
классах высших, и притом — преподавательницами
таких предметов, каковы,
например, химия, физика, высшая геометрия
и т. д.».
Ушинский подчеркивает, что учитель не
должен ограничиваться полученными
знаниями. Очень важно развить в учителе
способность и готовность к
постоянному расширению своего научного
и педагогического кругозора. Учитель
учит успешно до тех пор, пока учится сам.
Перед педагогическими факультетами К.
Д. Ушинский ставил три задачи: 1)
разработка наук, всесторонне изучающих
человека «со специальным приложением
к искусству воспитания»; 2) подготовка
широко образованных педагогов; 3)
распространение среди учителей и общественности
педагогических знаний и
убеждений. Наряду с выполнением этих
задач педагогические факультеты должны
обеспечивать высококвалифицированными
кадрами учительские институты и
семинарии.
Глава 9
Заключение
Велико значение
К. Д. Ушинского в развитии отечественной
школы и
педагогики. С его именем связано создание
русской народной школы и
оформление в России педагогики как науки.
Его классические труды «Человек
как предмет воспитания», «Родное слово»,
«Детский мир» и многие другие
произведения получили широчайшую известность
и вошли в золотой фонд русской
и мировой педагогической литературы.
Творчество Ушинского
всецело отвечало назревшим потребностям
преобразования системы просвещения в
России, было подчинено решению
главнейших социально-педагогических
задач эпохи. «Сделать как можно более
пользы моему отечеству — вот единственная
цель моей жизни,— писал
Ушинский,— и к ней-то я должен направлять
все свои способности» (XI, 43). В
этих словах весь смысл деятельности и
творчества великого педагога.
Уже современники
оценили Ушинского как
школу», деятельность которого «всегда
отличалась глубиной убеждения и
особенной страстностью»[6]. «Такие-то
люди,— писал об Ушинском В. Я.
Стоюнин,— и двигают вперед общественное
дело; они оживляют то, что до них
замирало, они указывают другим дорогу;
они вызывают новые силы для
деятельности»[7].
Имя Ушинского
являлось знаменем передовых педагогов
не только
русского, но и украинского, грузинского,
азербайджанского, армянского и
других народов России в их борьбе против
господствовавшей системы
образования и воспитания, за построение
новой народной школы. Однако в
условиях самодержавной России идеи великого
русского педагога не могли быть
реализованы. «Более половины из сказанного
им,— констатировал в 1916 г.
один из деятелей народного образования,—
не использовано русскою
школою»[8].
Педагогические
идеи К. Д. Ушинского нашли широкое
воплощение в
практике советской школы и получили творческое
развитие в советской
педагогике. Они стали достоянием миллионов
советских людей, достоянием
новой социалистической культуры.
Педагогическое
наследие К. Д. Ушинского и во второй
половине XX
столетия действенно и современно. Оно
не только «наследие», но один из
действующих факторов совершенствования
дела воспитания. Знакомство с
творчеством К. Д. Ушинского, писала Н.
К. Крупская, «знакомство с его
произведениями, такими простыми, ясными,
анализ их дадут педагогу
возможность ориентировки в том, что нам
надо взять у Ушинского, дадут
возможность сознательно отнестись и
к различным течениям в современной
педагогике»[9].
Список использованной литературы:
1. К.Д.Ушинский/Избранные
педагогические сочинения в
М.Ф.Шабаевой. – М. «Педагогика», 1974
2. Сычев-Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогики XVIII.
– M. 1960.
3. История педагогики
(История образования и
4. К.Д.Ушинский. Собр. сочинен., в 10 т. М.-Л., 1952, с.182
-----------------------
[1] Л.Н. Модзалевский. О народности воспит.
По Ушинскому. «Памяти
К.Д.Ушинского». СПб.,1869, с.162
[2] Н.Г.Чернышевский Полн. собр. сочинен.,
т. III. М., 1947, с.183
[3] Н.Г.Чернышевский Полн. собр. сочинен.,
т. III. М., 1947, с.302
[4] Л.Фейербах. Избр. философ. Произв., т.
II. М., 1955
[5] К.Д.Ушинский. Собр. сочинен., т.10М.-Л.,
1952, с.182. Далее ссылки на
это издание даются в тексте, в скобках
римскими цифрами указывается том,
арабскими - страница.
[6] Л.Н. Модзалевский. К биографии К. Д. Ушинского.
По поводу его
биографического очерка. Газ. «Кавказ»,
1881, № 274, 281
[7] В.Я.Стоюнин. Избр. пед. соч. М., 1954, с. 149.
[8] А.П.Медведков. Краткая история русской
педагогики в культурно-
историческом освещении. Пг., 1916, с. 114.
[9] Н. К. Крупская.Пед.соч., т. 2. М.,Изд-во
АПН РСФСР, 1958, с. 684.
Информация о работе Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского