Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 23:02, реферат

Описание

Задача исследования - дать общий очерк наследия педагога. В реферате
рассматривается мировоззрение К.Д.Ушинского, оказавшее существенное влияние
на его педагогическое творчество, анализируются его взгляды на проблемы
воспитания и обучения.

Содержание

Раздел I Общая характеристика исследования 3

Раздел II Педагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского 4

Глава 1. Краткая биография. Становление мировоззрения 4

Глава 2. Воспитание и общественность 7

Глава 3. Принцип народности воспитания 8

Глава 4. О воспитательном значении труда. Человек как предмет воспитания 11

Глава 5. Принцип природосообразности и построение обучения 14

§1. Принцип природосообразности 14

§2. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций 14

§3. Две стадии процесса обучения 15

§4. Методологическая последовательность обучения 16

§5. Наглядное обучение 17

Глава 6. Ушинский как сторонник классно-урочной системы 19

§1. Классно-урочная система 19

§2 Методы преподавания и изучения 19

§3. Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» 21

Глава 7. Вопросы воспитания 23

§1. Ушинский о воспитании 23

§2. Роль патриотического воспитания 23

§3. Принцип гуманного воспитания 24

§4. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения. Человек-
предмет воспитания. 25

Глава 8.Педагог. Его деятельность и основные качества 27

Глава 9. Заключение 29

Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

реферат ушиского (6).docx

— 59.58 Кб (Скачать документ)

Воспитание, писал  Ушинский, должно вырабатывать у учащихся такие 
качества, как любовь к родине, гуманность, трудолюбие, правдивость, чувство 
ответственности, дисциплинированность, эстетическое чувство, твердая воля и 
твердый характер. Все эти качества он рассматривал не как изолированные и 
самостоятельно развивающиеся объекты воспитания, а как стороны единого 
процесса воспитания, которые в этом процессе, так же как и в 
действительности, переплетаются между собой и обусловливают друг друга.

§2 Роль патриотического  воспитания

Исходя из принципа народности воспитания, К. Д. Ушинский считал 
патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным чувством в человеке, 
 
«общественным цементом», который «связывает людей в честное, дружное 
общество» (II, 431). «Как нет человека без самолюбия,— писал он,— так нет 
человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к 
сердцу человека...» (II, 160).

Патриот, по мнению Ушинского,— это человек, подчиняющий  все свои 
личные интересы интересам отечества и народа, все свои силы и знания 
отдающий на благо родины. «Мы считаем выражением патриотизма и те 
проявления любви к родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними 
врагами: высказывать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем 
подставить лоб под вражескую пулю, которая авось пролетит и мимо»,— писал 
 
Ушинский (II, 474).

Разоблачая показной патриотизм представителей привилегированных 
сословий, он утверждал, что только трудовой народ является подлинным 
защитником родины, всех ее благ и достижений, носителем самого высокого 
человеческого качества — гуманизма.

К. Д. Ушинский считал главной задачей школы воспитание у учащихся 
высоких чувств любви и преданности народу. Большое значение в связи с этим 
он придавал изучению отечественной истории — истории народа, его жизни и 
борьбы в прошлом и настоящем, изучению родного языка, литературы и особенно 
фольклора. Ушинский писал, что из уст трудового народа «льется чудная 
народная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и 
музыкант; слышится меткое, глубокое слово, в которое, с помощью науки и 
сильно развитой мысли, вдумываются филолог и философ и приходят в изумление 
от глубины и истины этого слова...» (II, 555).

Содержание рассказов, стихов, статеек и пословиц, помещенных в 
учебниках Ушинского, отражает героическую историю и трудовую жизнь русского 
народа. Подчеркивая значение народных пословиц, Ушинский писал: «По 
содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в 
них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими 
живописными особенностями, может быть, ничем нельзя так ввести дитя в 
понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В 
них отразились все стороны жизни народа» (VI, 298).

§3 Принцип гуманного  воспитания

К. Д. Ушинский стремился  утвердить в школе принципы гуманного 
воспитания. Он писал: «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб 
перед глазами его лежала ясно дорога добра» (II, 159). Ушинский 
неоднократно указывал на необходимость такой постановки обучения и 
воспитания, чтобы с самого начала развить в детях чувства бескорыстия, 
скромности и гуманное отношение к личности человека, без различия расы и 
национальности. Одной из главных задач гуманного воспитания, по мнению 
 
Ушинского, является развитие в человеке высоких нравственных качеств — 
честности, справедливости, правдивости, искренности.

Глубоко веря в  возможности ребенка и уважая его личность, К. Д. 
 
Ушинский отвергал гербартовскую теорию воспитания, основанную на 
подавлении, на ломке воли детей. «Чтобы выработалась воля,— писал он,— 
надобно дать ей упражнение и руководить этими упражнениями так, чтобы 
чувство победы препятствий не было подавлено чувством неудач. В самом 
стремлении человека к совершенству лежит уже залог того, что успех ободрит 
его... Воля крепнет от деятельности. «Ломать волю» потому только, что она 
воля дитяти, а не наставника, есть величайшее безумие» (X, 168).

К. Д. Ушинский уделял серьезное внимание воспитанию эстетического 
чувства, подчеркивая значение для этой цели художественной литературы, 
музыки, изобразительного искусства и особенно природы. «Странно, что 
воспитательное влияние природы, которое каждый более или менее испытал на 
себе...— писал он,— так мало оценено в педагогике» (XI, 56). Ушинский 
стремился воспитывать в детях способность чувствовать, переживать, 
наслаждаться прекрасным. «Во всякой науке.— замечал он,— более или менее 
есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду 
наставник» (X, 609). Не только содержание, но и форма обучения и воспитания 
должна развивать чувство любви к прекрасному.

§4 Методика нравственного  воспитания. Наказания и поощрения. Человек- 
предмет воспитания.

Много ценных мыслей высказал К. Д. Ушинский по вопросам методики 
нравственного воспитания. Указывая на необходимость воспитывать 
сознательную дисциплину, он резко критиковал современную ему школу, в 
которой «дисциплина была основана на самом противоестественном начале — на 
страхе к учителю, раздающему награды и наказания. «Этот страх,— писал 
 
Ушинский,— принуждал детей не только к несвойственному, но и вредному для 
них положению: к неподвижности, классной скуке и лицемерию» (VI, 258).

Все школьное учение и вся школьная жизнь, замечал  педагог, должны быть 
проникнуты разумным и нравственным началом. «В школе должна царствовать 
серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, 
ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без 
слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная 
деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в 
детях, а начатки дурных наклонностей, приобретенные, быть может, прежде, 
понемногу изгладятся» (VI, 259).

Одним из основных средств педагогического воздействия  К. Д. Ушинский 
считал убеждение. Но это средство, писал он, оказывается эффективным лишь 
тогда, когда учитель пользуется у детей авторитетом, когда между ним и 
учащимися установились тесные, доверительные отношения. Если же воспитатель 
находится в «официальных отношениях к детям», то не удивительно, что все 
его воспитательное влияние «выражается только в ограничениях, стеснениях, 
запрещениях и внешней дисциплине, облегчающей его труд» (II, 529—530). К. 
 
Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что метод убеждения нельзя сводить 
только к «нравственным наставлениям». Убеждает не только слово, убеждает 
личный пример учителя и тот нравственный опыт, который приобретается 
ребенком. «Напрасно ожидали бы мы,— отмечал он,— чтобы суждения и моральные 
наставления уничтожили дурную наклонность». Необходимо создать «сначала 
материал нравственности, а потом уже сеять ее правила» (X, 593). «Что 
касается до моральных сентенций, то они едва ли даже не хуже наказаний... 
 
Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, 
а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров...»—писал 
 
Ушинский (VI, 260).

Своеобразное  решение получила у Ушинского  проблема поощрений и 
наказаний. Педагог считал, что если школа и семья разумно организуют весь 
процесс обучения и воспитания детей, то перед ними никогда остро не будет 
стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. «Поощрения и 
наказания,— писал он,— уже не безвредные гигиенические средства, 
предупреждающие болезнь или излечивающие ее правильною нормальною жизнью и 
деятельностью, а лекарства, которые вытесняют болезни из организма другой 
болезнью. Чем менее нуждается школа или семья в этих, иногда необходимых, 
но всегда лекарственных и потому ядовитых средствах, тем лучше» (VI, 259).

К. Д. Ушинский выступал против всякого рода мер, отрицательно влияющих 
на самолюбие учащихся. Особо подчеркивал он вредные последствия 
искусственного возбуждения соперничества среди детей, считая это 
антипедагогической мерой. «Воспитатель не должен никогда хвалить дитя в 
сравнении с другими, но только в сравнении с его собственным прежним 
несовершенством или, еще лучше, в сравнении с нормою того совершенства, 
которое достигается»,— писал он (X, 321).

Из всех мер  наказания К. Д. Ушинский наиболее приемлемыми  считал 
предупреждение, замечание, низкую оценку поведения. При этом он 
подчеркивал, что особенно важно соблюдение педагогического такта и такое 
отношение к ребенку, которое бы не оскорбляло его личность в глазах всего 
коллектива.

Очень осторожно  подходил Ушинский также и к мерам  поощрения. Признавая 
материальные награды учащихся антипедагогическими, он придавал большое 
значение в деле нравственного воспитания моральному поощрению. «Дети,— 
писал он,— ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься одобрения 
или признания того, что хорошо сделано... Это убивает стремление к 
совершенству». Ушинский требовал от каждого учителя внимательного отношения 
к деятельности учащихся, признания их успехов с тем, чтобы развить в детях 
неутомимую жажду идти вперед, сделать эту жажду естественной потребностью 
каждого ребенка, качеством его личности.

Человек — предмет  воспитания. Его воспитатели —  семья, школа, народ, 
природа, жизнь в целом. Среди этих факторов воспитания руководящая роль, по 
мнению Ушинского, принадлежит школе. В школе, в этом «организме 
общественного воспитания, всякому назначено свое дело; но самый важный член 
в этом организме, без сомнения, преподаватель». «Многое, конечно,— писал 
 
Ушинский,— значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на 
бумаге: но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в 
характер воспитанников» (II, 28, 29). В воспитании, подчеркивал он, все 
должно основываться на личности наставника, потому что воспитательная сила 
изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие 
уставы, программы, никакие организационные формы, как бы хитро они ни были 
придуманы, не могут заменить влияния личности учителя в деле воспитания. 
 
Глава 8.

Народный учитель. Его деятельность и основные качества

В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде 
статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского 
народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально 
подготовленных к исполнению своих обязанностей» 
 
Понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало, 
поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного 
заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали 
дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного 
общего и тем более педагогического образования. 
 
В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский делает 
попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. 
 
В ней был представлен яркий образ народного учителя и сформулированы 
основные требования к нему.

В соответствии с идеей народности воспитания первым и основным 
условием плодотворной деятельности педагога К. Д. Ушинский считал его 
близость стремлениям и интересам народа. «Желание крестьянина,— писал он,— 
иметь в своей школе настоящего учителя, а не священника есть только 
типическое выражение совершенно верной и практической мысли» (III, 616). 
 
«Прежде всего и более всего,— подчеркивал Ушинский,— наше народное 
воспитание нуждается в людях, способных к этому великому делу, нуждается в 
народных учителях,— народных не потому только, что они учат народ и в 
народных школах, а потому, что они вышли действительно из среды народа, 
вынесли с собой его лучшие, характеристические свойства...» (II, 487).

Говоря о качествах  учителя, Ушинский отмечал, что учитель  должен быть 
не только преподавателем, но прежде всего воспитателем. «В преподавателе 
среднего учебного заведения,— писал он,— знание предмета далеко не 
составляет главного достоинства. Трудно ли знать какой-нибудь один предмет 
в пределах гимназического курса? Трудно ли знать три, четыре такие 
предмета, занимаясь ими исключительно год или два? Но главное достоинство 
гимназического преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать 
учеников своим предметом» (II, 66).

К. Д. Ушинский считал недопустимой такую систему классных 
воспитателей, при которой преподаватель занимается только преподаванием, а 
воспитатель, находясь в классе вместе с ним, лишь наблюдает за порядком на 
уроке. Придавая исключительно большое значение единству в подходе к детям 
администрации школы, классного руководителя и учителя, К. Д. Ушинский 
решающую, ведущую роль в воспитании учащихся отводил именно учителю. Личный 
пример учителя, писал он, «это плодотворный луч солнца для молодой души, 
которого ничем заменить невозможно» (II, 532).

Информация о работе Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского