Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 23:02, реферат
Задача исследования - дать общий очерк наследия педагога. В реферате
рассматривается мировоззрение К.Д.Ушинского, оказавшее существенное влияние
на его педагогическое творчество, анализируются его взгляды на проблемы
воспитания и обучения.
Раздел I Общая характеристика исследования 3
Раздел II Педагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского 4
Глава 1. Краткая биография. Становление мировоззрения 4
Глава 2. Воспитание и общественность 7
Глава 3. Принцип народности воспитания 8
Глава 4. О воспитательном значении труда. Человек как предмет воспитания 11
Глава 5. Принцип природосообразности и построение обучения 14
§1. Принцип природосообразности 14
§2. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций 14
§3. Две стадии процесса обучения 15
§4. Методологическая последовательность обучения 16
§5. Наглядное обучение 17
Глава 6. Ушинский как сторонник классно-урочной системы 19
§1. Классно-урочная система 19
§2 Методы преподавания и изучения 19
§3. Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» 21
Глава 7. Вопросы воспитания 23
§1. Ушинский о воспитании 23
§2. Роль патриотического воспитания 23
§3. Принцип гуманного воспитания 24
§4. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения. Человек-
предмет воспитания. 25
Глава 8.Педагог. Его деятельность и основные качества 27
Глава 9. Заключение 29
Список использованной литературы 30
Под педагогикой
К. Д. Ушинский понимал теорию воспитания.
Воспитание
он определял как целенаправленный процесс
формирования «человека в
человеке», формирование личности под
руководством воспитателя.
К. Д. Ушинский считал,
что воспитание имеет свои объективные
законы,
знание которых необходимо педагогу для
того, чтобы он мог рационально
осуществлять свою деятельность. Но чтобы
познать эти законы и
сообразоваться с ними, надо прежде всего
изучить самый предмет воспитания:
«Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она
должна прежде узнать его тоже во всех
отношениях» (VIII, 23).
Педагогическая
наука, замечал К. Д. Ушинский, не может
существовать и
развиваться изолированно от других наук,
«из которых она почерпает знание
средств, необходимых ей для достижения
ее целей» (VIII, 22). «Мы сохраняем
твердое убеждение, - писал он, - что великое
искусство воспитания едва
только начнется... Читая физиологию, на
каждой странице мы убеждаемся в
обширной возможности действовать на
физическое развитие индивида, а еще
более на последовательное развитие человеческой
расы. Из этого источника,
только что открывающегося, воспитание
почти еще и не черпало. Пересматривая
психические факты... мы поражаемся едва
ли еще не более обширною
возможностью иметь громадное влияние
на развитие ума, чувства и воли в
человеке и точно так же поражаемся ничтожностью
той доли из этой
возможности, которою уже воспользовалось
воспитание» (VIII, 36).
К. Д. Ушинский требовал,
чтобы учение с самого же начала
было
отмежевано от игры и направлено на выполнение
учащимися конкретной
серьезной задачи. «Я советую, - писал он,
- начинать ученье лучше несколько
позднее и назначать для него сначала
как можно меньше времени; но с первого
же раза отделить от игры и сделать серьезною
обязанностью для ребенка.
Конечно, можно выучить ребенка читать
и писать играючи, но я считаю это
вредным потому, что чем долее вы будете
оберегать ребенка от серьезных
занятий, тем труднее для него будет потом
переход к ним. Сделать серьезное
занятие для ребенка занимательным - вот
задача первоначального обучения»
(VI, 251). Вместе с тем Ушинский подчеркивал,
что лишь такое обучение
принесет пользу и достигнет своей цели,
которое строится с учетом интересов
и возможностей детей.
К. Д. Ушинский считал,
что обучение может выполнить
свои
образовательные и воспитательные задачи
лишь при соблюдении трех условий:
если, во-первых, оно будет связано с жизнью;
во-вторых, будет построено в
соответствии с природой ребенка и, наконец,
в-третьих, если преподавание
ведется на родном языке учащихся.
Все дидактическое
учение Ушинского пронизано
не с курьезами и диковинками науки должно
в школе знакомить дитя, а,
напротив, приучить его находить занимательное
в том, что его беспрестанно и
повсюду окружает, и тем самым показать
ему на практике связь между наукою и
жизнью» (V, 27). Ведя неустанную борьбу против
оторванности школы и
обучения от жизни, от интересов народа,
Ушинский на примере классических
гимназий (где преподавание классических
языков выдвигалось на первый план в
ущерб всем остальным предметам школьного
курса) вскрывал несостоятельность
и антинародный характер существовавшей
в его время системы образования. Он
считал необходимым, чтобы каждый учебный
предмет наряду с обогащением
памяти учащихся реальными знаниями приучал
их пользоваться этими знаниями в
жизни.
Никакое обучение,
по мнению К. Д. Ушинского, не достигнет
никогда
своей цели, если оно не сообразуется с
природой человека. «Педагог, - писал
он, - должен прежде всего учиться у природы
и из замеченного явления
детской жизни выводить правила для школы».
Глава 5
Принцип природосообразности и построение обучения
§1 Принцип природосообразности
К. Д. Ушинский стремился
построить процесс обучения в
соответствии с
природой и развитием детей. Первое условие
этого соответствия он видел в
своевременном начале обучения. «Если
вы начинаете вообще учить ребенка
раньше, чем он созрел для ученья, - писал
Ушинский, - или учить его какому-
нибудь предмету, содержание которого
приходится ему еще не по возрасту, то
неминуемо встретитесь с такими препятствиями
в его природе, которые может
преодолеть только одно время. И чем настойчивее
будете вы бороться с этими
препятствиями возраста, тем более принесете
вреда вашему ученику» (VI, 244
- 245).
Не менее важным
условием природосообразного обучения
К. Д. Ушинский
считал содействие свободному развитию
способностей детей с учетом
специфических особенностей этого развития
на разных возрастных ступенях, а
также «отсутствие чрезмерной напряженности
и чрезмерной легкости» в
обучении. И наконец, как еще одно условие
он выдвигал требование
постоянного усложнения учебной работы
в процессе общего роста и развития
учащихся, но с тем, чтобы не надрывать
сил ребенка, не задерживать его
развития и в то же время не давать этим
силам ослабиться, «де давать им
засыпать». Для осуществления принципа
природосообразности Ушинский считал
необходимым строить обучение в соответствии
с данными психологии,
физиологии и анатомии человека. В своей
работе «Человек как предмет
воспитания» он дал научное обоснование
системы обучения, созданной на
основе учета закономерностей психофизического
развития детей. Ушинский
стремился помочь учителю, воспитателю
в изучении этих закономерностей, в
изучении природы ребенка. Обучение и
воспитание, подчеркивал он, только
тогда будут эффективны и рациональны,
когда педагог сумеет научно управлять
развитием и формированием личности.
Учет психологических
особенностей ребенка К.Д.Ушинский
считал
важнейшим условием правильного построения
всей учебной работы.
Закономерность обучения, указывал он,
хотя и является педагогической
закономерностью, но имеет и не может не
иметь свою специфическую
психологическую природу, которая должна
быть учтена при установлении
принципов обучения. Психология в отношении
своей приложимости к педагогике
и своей необходимости для педагога, по
его мнению, занимает первое место
между всеми науками.
§2 О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций
К.Д.Ушинский высказал
много интересных мыслей о методах
воспитания,
внимания, воли, памяти, эмоций. «Внимание
есть та единственная дверь нашей
души, через которую все из внешнего мира,
что только входит в сознание,
непременно проходит; следовательно, этой
двери не может не миновать ни
одно слово ученья, иначе оно не попадет
в душу ребенка. Понятно, что
приучить дитя держать эти двери открытыми
есть дело первой важности, на
успехе которого основывается успех всего
ученья» (VI, 291). Но внимание
является не только необходимым условием
учения, оно вместе с тем
представляет и предмет воспитания. «Развить
в ученике внимание к научным
предметам — значит проложить ему широкую
и легкую дорогу к учению» (II,
217). При активном внимании уже не предмет
владеет человеком, а человек —
предметом, поэтому обучение постоянно
должно опираться на активное внимание
учащихся.
Если внимание
является «дверью», через которую
внешние впечатления
попадают в наше сознание, то память сохраняет
то, что уже однажды было
воспринято. Ушинский подчеркивал необходимость
глубокого изучения педагогом
процессов памяти у детей и закономерностей
ее развития в ходе обучения. Он
особенно обращал внимание учителей на
важность понимания сущности как
логической, так и механической памяти
и их значения для прочного усвоения
детьми знаний и навыков. Прежде чем предложить
учащимся запомнить материал,
писал Ушинский, надо возбудить в них сознание
необходимости запоминания, т.
е. надо стремиться к тому, чтобы акту запоминания
предшествовало осознание
цели запоминания. Ушинский особо подчеркивал
необходимость воспитывать в
каждом учащемся уверенность в своей памяти.
«Дитя, неуверенное в своей
памяти,— писал он,— привыкшее знать,
что оно забывает, легко отказывается
от усилий воспоминания и тем самым заставляет
изглаживаться в памяти
приобретенные ею факты» (VIII, 395).
Но процесс
обучения не является только процессом
восприятия и
запоминания. Ушинский хорошо понимал,
что без движения мысли, раскрывающей
существующие связи между отдельными
фактами и явлениями, не может быть и
речи об обучении вообще и о сознательном
запоминании в частности. Как в
общепсихологическом плане, так и в особенности
с точки зрения
педагогической психологии Ушинский затронул
основные стороны психологии
мышления и дал много ценных указаний
о построении обучения с учетом
психологических закономерностей процессов
мышления. К. Д. Ушинский
подчеркивал, что, начиная с первого же
года обучения, особое внимание
необходимо уделить постепенному развитию
в детях способности логического
мышления. Он рекомендовал приучать детей
находить сходство и различие между
предметами, приучать их к анализу, синтезу,
обобщению, индукции, дедукции и
другим формам суждений. На эту логическую
сторону обучения, по мнению
Ушинского, должны обращать внимание преподаватели
каждой учебной дисциплины
на всех ступенях обучения.
§3 Две стадии процесса обучения
Обучение, по Ушинскому,
проходит две основные стадии. Первая,
из них
делится на три ступени. На первой ступени
под руководством учителя
происходит живое восприятие детьми предметов
или явлений окружающего мира;
на второй ступени учащиеся, направляемые
учителем, сравнивают и
сопоставляют воспринятые образы и таким
путем вырабатывают предварительные
понятия; на третьей ступени дается дополнительное
разъяснение учителем этих
понятий, основное отделяется от второстепенного
и полученные знания
приводятся в систему. Вторая стадия процесса
обучения начинается с
обобщения учителем преподнесенного им
материала (при участии самих
учащихся), и проводится соответствующая
работа по закреплению полученных
знаний и навыков.
Глубокое понимание
Ушинским природы и закономерностей
процесса
обучения ярко проявилось не только в
выделении указанных важнейших этапов
этого процесса, но и в его учении о дидактических
принципах, которые
Ушинский называл «необходимыми условиями
преподавания». Такими
«необходимыми условиями» он считал: сознательность
и активность учащихся в
процессе обучения (ясность, самостоятельность
учащегося); наглядность в
обучении; последовательность (постепенность);
доступность (отсутствие
чрезмерной напряженности и чрезмерной
легкости) и прочность знаний и
навыков учащихся (твердость усвоения).
§4 Методологическая последовательность обучения
К. Д. Ушинский выдвинул
ряд положений о построении обучения
в
определенной методической последовательности,
основой которых были
незыблемые педагогические формулы: «от
конкретного — к отвлеченному», «от
знакомого — к незнакомому», «от простого
— к сложному», «от частного — к
общему, и наоборот» и т. д. Отметив, что
«самый логический ход развития
ведет нас к тому, чтобы начинать с конкретных
явлений и потом уже
переходить к отвлеченностям» (II, 225), Ушинский
писал: «Истинная
педагогика... дает ученикам прежде материал
и по мере накопления этого
материала приводит его в систему. Чем
более и разнообразнее накопляется
материал, тем выше становится система
и, наконец, достигает до
отвлеченности логических и философских
положений» (V, 355).
Осуществление
последовательности в обучении не может
быть достигнуто в
отрыве не только от принципа сознательности
и активности, но и от принципов
наглядности и прочности усвоения знаний
и навыков.
Наглядное обучение,
по мнению Ушинского,— «это такое
ученье, которое
строится не на отвлеченных представлениях
и словах, а на конкретных
образах, непосредственно воспринятых
ребенком: будут ли эти образы
восприняты при самом ученье под руководством
наставника, или прежде
самостоятельным наблюдением ребенка,
так что наставник находит в душе
дитяти уже готовый образ и на нем строит
ученье. Этот ход ученья от
конкретного к отвлеченному, от представления
к мысли так естественен и
основывается на таких ясных психических
законах, что отвергать его
необходимость может только тот, кто вообще
отвергает необходимость
сообразоваться в обучении с требованием
человеческой природы вообще и
детской в особенности» (VI, 265—266).
§5 Наглядное обучение
Основными средствами
наглядного обучения Ушинский считал
предметы в
натуре, модели, рисунки и другие наглядные
пособия, отображающие вещи или
явления. Степень использования этих средств
должна быть обусловлена
возрастом учащихся, спецификой учебного
предмета и конкретным материалом
обучения. По мнению Ушинского, чем меньше
возраст учащихся, тем более
должно прибегать к наглядному обучению.
Одним из самых
основных показателей полноценности
знаний и навыков и,
следовательно, качества обучения К. Д.
Ушинский считал степень прочности
этих знаний и навыков. Главное средство
для выработки у учащихся прочных
знаний он видел прежде всего в повторениях
и упражнениях. Ушинский вел
решительную борьбу против схоластически-догматической
постановки повторений
и упражнений, против зубрежки и муштры,
направленных на выхолащивание в
детях всякой самостоятельной мысли, заглушающих
в них способности,
инициативу и творческую самодеятельность.
Информация о работе Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского