Педагогическое взаимодействие с семьей в период подготовки ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: педагогическое взаимодействие с родителями старших дошкольников в период подготовки к школе
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностические методики развития познавательной активности, опытно-педагогическая работа, математические методы обработки результатов исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………3-5
Глава1. Теоретические основы исследования
Особенности педагогического взаимодействия педагогов ДУ с родителями воспитанников…………………………………….….6-9
Готовность детей к школе как результат взаимодействия педагогов и родителей……………………………………………………….…..9-17
Глава 2. Экспериментальная часть исследования
2.1. Педагогическая диагностика готовности к школе детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….…18-29
2.2. Содержание, формы и методы педагогического взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к школе……………………………………………………………………..…29-37
Заключение…………………………………………………………..………38
Список использованной литературы…………………………….………..39-41
Приложение…………………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

ананич курсовая.docx

— 81.62 Кб (Скачать документ)

                             Учреждение образования

       «Белорусский  государственный университет им. М. Танка»

 

 

 

 

                                   КУРСОВАЯ РАБОТА                           

 

 

                     По дисциплине «Дошкольная педагогика»

 

 

   ТЕМА:   «Педагогическое  взаимодействие с семьей в  период подготовки ребенка к  школе»

 

 

 

                                                                                     Выполнила

                                                                                     Студентка 3-его курса

                                                                                     Заочного отделения  314 гр.

                                                                                     Ананич Е.В.

 

 

 

 

                                                  Минск 2012

                                      Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………..…………3-5

Глава1. Теоретические основы исследования

    1. Особенности педагогического взаимодействия педагогов ДУ с родителями воспитанников…………………………………….….6-9
    2. Готовность детей к школе как результат взаимодействия педагогов и родителей……………………………………………………….…..9-17

Глава 2. Экспериментальная  часть исследования

2.1.    Педагогическая  диагностика готовности к школе  детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….…18-29

2.2.    Содержание, формы  и методы педагогического взаимодействия  педагогов и родителей в период  подготовки детей к школе……………………………………………………………………..…29-37

Заключение…………………………………………………………..………38 

Список использованной литературы…………………………….………..39-41

Приложение…………………………………………………………………..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

В школе за последнее время  произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие  требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в  школе альтернативных методик позволяет  обучать детей по более интенсивной  программе.

Важнейшей задачей системы  дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов  обучения в соответствие с требованиями жизни.

В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в  школе имеет особое значение. С  ее решением связано определение  целей и принципов организации  обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения  зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Готовность ребёнка к  школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе  возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком.  Рассмотрение этой проблемы и является темой моей курсовой по дошкольной педагогике.

В психолого-педагогической литературе существует и такая точка  зрения, согласно которой учебная  деятельность наблюдается на всем протяжении дошкольного периода и связана  с введением в дошкольные учреждения целенаправленного обучения. Еще  А. П. Усова1 считала, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать, поскольку это важно для их психологического развития и подготовки к школе. Однако, такой подход к данной проблеме актуален и в наши дни. Так, практика показывает, что в каждом классе ученики в различной степени способны к обучению, в неравной степени развита и учебная деятельность. Это связано с тем, насколько правильно велась подготовка к школе в период дошкольного детства. В настоящее время многие дети не посещают дошкольные учреждения, а находятся дома, поэтому уровень подготовки детей заметно отличается и находится в прямой зависимости от того, сколько внимания уделялось вопросу обучения, подготовки ребенка к школе.

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых  является изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.

 Проблемами диагностирования  детей поступающих в школу,  занимались Л. А. Венгер, В. В. Холмовсакая, Д. Б. Эльконин и др.

Высокие требования жизни  к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более  эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов  обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте готовность дошкольников к обучению в школе  имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и  принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит  успешность последующего обучения детей  в школе.

В связи с актуальностью  данной проблемы мы определили тему моего исследования: “Педагогическое взаимодействие с семьей в период подготовки ребенка к школе ”.

 Объект исследования: процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

Предмет исследования: педагогическое взаимодействие с родителями старших  дошкольников в период подготовки к  школе

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностические методики развития познавательной активности, опытно-педагогическая работа, математические методы обработки результатов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Глава1. Теоретические основы исследования

 

1.1 Особенности  педагогического взаимодействия  педагогов ДУ с родителями  воспитанников

 

Взаимоотношения воспитателя  с семьёй дошкольника

Воспитатель, работая с  детьми на занятиях, должен учитывать своеобразие каждой семьи и давать родителям тактичные советы, педагогически просвещая их; привлекать их к участию в детсадовских мероприятиях; добиться взаимопонимания, единого направления педагогических воздействий, направленных на подготовку ребёнка к школе. Важна также связь со школой, ориентировка на ее программу и требования, которые она предъявляет к ученикам.

В последний год пребывания ребёнка в детском саду, когда  интенсивно ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает  особое значение, она охватывает широкий  круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. В разнообразных  формах общения с родителями своих  воспитанников педагог-воспитатель  выявляет, какую помощь нужно оказать  семьям, в рекомендациях и советах  каких специалистов они нуждаются.

Таким образом, наиболее оптимальным  вариантом формирования у ребёнка  школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению. Воспитатель  в своей работе должен опираться  на помощь семьи, а родители согласовывать  свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата — правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая  возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

Психодиагностика дошкольников как средство педагогической помощи родителям.

Дошкольное развитие детей  протекает исключительно разнообразно, но школа предъявляет ко всем одинаковые требования. Несоответствие этим требованиям, отклонения от них в любую сторону  оказываются не желательными, могут  значительно осложнять жизнь  школьника. Индивидуальный подход в  обучении на деле оказывается практически  нереализуемым, и не только из-за того, что в классе более 30 учащихся. Стандартность  требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа  обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний и выполнение одних и тех  же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии оценки, организация учебной  деятельности, режим и форма проведения занятий  – также едины для  всех.

Важное значение с точки зрения возрастной педагогики имеет тот факт, что очень разные дошкольники, поступая в первый класс, попадают в одинаковые условия, к ним предъявляются единые требования вне зависимости от их индивидуальных психологических возможностей, исходного уровня развития интеллектуальных способностей и сформированности начальных школьных навыков.

Таким образом, встаёт вопрос о проведении комплексного психологического обследования детей при поступлении  в первый класс. Такого рода психодиагностика позволяет понять индивидуальные возможности  их ребёнка, составить прогноз относительно будущих проблем, разработать рекомендации для педагогов и родителей, выполняя которые удается избегать осложнений в обучении и развитии.

Существуют индивидуально-психологические  особенности детей, которые далеко не всегда очевидны, часто выясняются только при специальной диагностике, но порождают проблемы в обучении с первого дня прихода в  школу, если не проводить профилактической коррекционной работы. К ним относятся: сниженный уровень интеллекта ребёнка; резкая дисгармоничность интеллекта ребёнка с недостаточным развитием его вербальных подструктур (крайние "визуалы" и "кинестетики"); наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребёнка (элементы невротизма, аутичность, психопатии и пр.); недостатки зрительно-моторной координации и т.п..

Выделяется несколько  основных аспектов, в ракурсе которых  следует проводить психологическую  диагностику детей, поступающих  в первые классы:

  1. Соответствие нервно-психического и физического состояния здоровья общему режиму обучения.
  2. Соответствие интеллекта первоклассника типу учебной программы.
  3. Соответствие дошкольной подготовки ребёнка требованиям к школьным навыкам, неявно содержащимся в ряде учебных программ.
  4. Соответствие эмоционально-волевых, личностных особенностей ребёнка стилю общения и методу преподавания конкретного учителя.
  5. Соответствие коммуникативного опыта ребёнка требованиями группового взаимодействия в классном коллективе.

 

Одним из особо важных моментов диагностики является анализ семейной ситуации, так как от отношения  родителей к ребёнку зависит, какие рекомендации и в какой  степени будут использованы ими  для предупреждения и коррекции  проблем в обучении.

Психодиагностика является не самоцелью, а только средством, с  помощью которого обеспечивается необходимая  информационная база для планирования дальнейшей психологической помощи учащимся.

Отсутствие комплексного психолого-педагогического обследования детей при поступлении в школу  приводит к тому, что вовремя не обнаруженные дисгармоничность или  легкие отклонения в развитии порождают  неисправимые дефекты воспитания и  образования.

 

 

1.2 Готовность  детей к школе как результат  взаимодействия педагогов и родителей

 

 Психолого-педагогическая  готовность к школьному обучению  формируется у ребенка постепенно  с момента рождения — в общении  со взрослыми и сверстниками, в игре, посильном труде и дошкольном обучении. Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе.

 В чем же проявляется  неподготовленность к школьному  обучению?

 Неподготовленный к  школе ребенок не может сосредоточиться  на уроке, часто отвлекается,  теряет нить объяснения, не может  включиться в общий режим работы класса. У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой.

 Ребенок, плохо подготовленный  к школе часто мало инициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию.

 Причины неподготовленности  к школьному обучению можно  условно разделить на органические и воспитательные.

 Органические причины  — это различные отклонения  в физическом и нервно-психическом  развитии ребенка; снижение темпов  развития, задержка формирования  отдельных функций, ослабленность здоровья.

 

 Воспитательные причины  связаны с неэффективной тактикой  педагогического подхода к детям  в раннем дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто причиной  неподготовленности к школе и  низкой успеваемости является  педагогическая запущенность детей  в недостаточно благополучных  семьях. Неблагополучные условия  воспитания, наличие психотравмирующих  ситуаций, приводит к снижению  уровня развития ребенка. 

 Однако и в достаточно  благополучных семьях не всегда  пользуются возможностями для  полноценной подготовки детей  к школе. Это во многом объясняется  в неправильном понимании родителями  сущности подготовки к школе.  В некоторых семьях устраиваются  самые настоящие “маленькие школы”, в которых родители пытаются  научить детей писать, читать, считать.  Логика рассуждений при этом  проста: если заранее научить  ребенка тому, с чем он встретиться  в школе, он будет успешно учиться.

Информация о работе Педагогическое взаимодействие с семьей в период подготовки ребенка к школе