Педагогическое взаимодействие с семьей в период подготовки ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: педагогическое взаимодействие с родителями старших дошкольников в период подготовки к школе
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностические методики развития познавательной активности, опытно-педагогическая работа, математические методы обработки результатов исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………3-5
Глава1. Теоретические основы исследования
Особенности педагогического взаимодействия педагогов ДУ с родителями воспитанников…………………………………….….6-9
Готовность детей к школе как результат взаимодействия педагогов и родителей……………………………………………………….…..9-17
Глава 2. Экспериментальная часть исследования
2.1. Педагогическая диагностика готовности к школе детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….…18-29
2.2. Содержание, формы и методы педагогического взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к школе……………………………………………………………………..…29-37
Заключение…………………………………………………………..………38
Список использованной литературы…………………………….………..39-41
Приложение…………………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

ананич курсовая.docx

— 81.62 Кб (Скачать документ)

 В понятие эмоционально-волевой  готовности к школе входит: желание  ребенка учиться; умение преодолевать  препятствия, управлять своим  поведением; правильное отношение  ребенка к взрослым и товарищам;  сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость.

 Психологическая готовность  ребенка к школе предполагает  сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления), сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и познавательных умений: дифференцированного восприятия, познавательной активности, познавательных интересов.

 

Таким образом, только тех  детей, которые соответствуют составленным критериям, мы можем считать готовыми к школьному обучению. Однако, по наблюдениям учителей начальных  классов дети, идущие в школу, не обладают всеми качествами необходимыми будущему школьнику, т. е. не готовы к  школе. Чаще всего это связано с тем, что в дошкольном детстве не реализуются все задатки ребенка, и он остается недостаточно развит в результате неправильного понимания взрослыми вопроса воспитания и развития дошкольников с целью подготовки их к обучению в школе. Поэтому проблема состоит в том, чтобы правильно и своевременно подготовить ребенка к обучению. А обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребенка, однако, и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребенка, поэтому выделить что важнее детский сад или семья мы не можем, так же как и предпочесть одно воспитание другому. Лучше всего сказывается на развитии ребенка единство воздействий семьи и детского сада. Поэтому, на наш взгляд, необходимо изучить возможности семьи и дошкольного учреждения в формировании у ребенка готовности к школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальная  часть исследования

 

2.1.    Педагогическая  диагностика готовности к школе  детей старшего дошкольного возраста

Я провела диагностику детей на предмет их готовности к школьному обучению.  Полученные результаты должны  помочь выявлению сторон  психической деятельности детей, нуждающихся в коррекции.

  1. Ф.И.: Гераськина Катя. Возраст: 6 лет

Тест Керна-Йирасека

На тест была настроена  положительно. Задание нарисовать мужскую  фигуру не вызвало затруднений.

При выполнении остальных  упражнений ребенок чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.

Результаты теста хорошие.

Методика «Да  и Нет»

Ребенок с удовольствием  отвечал на вопросы. При ответах  допущена одна ошибка. На вопросы отвечала достаточно быстро. Для ответов использовала глаголы вопросов.

На вопрос - Хочешь ли остаться еще на год в дет. саду? – ответила неуверенно!

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  3балла

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «В» (высокий уровень)

МЕТОДИКА :«Домик»    1балл

МЕТОДИКА: «ЭХО»       0 баллов

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратила  3,5 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашла 7 «нелепиц». – «В».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторила 4 фразы. «С»

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 5 карточках. «В».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

Развивать смысловую память.

2. Ф.И.: Кевбрин Дима. Возраст: 6 лет.

Тест Керна-Йирасека

Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание  выполнить еще не известное задание. Установка на рисование мужской  фигуры не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.

На втором упражнении уточнил  значение слова «скопировать». С  упражнением справился.

3 Задание выполнил хорошо. Затруднений не возникало. 

Во время работы Дима  чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.

Методика «Домик»

Перед выполнением методики ребенок испугался, что не справится  с заданием. Благодаря подбадриванию  с моей стороны мальчик сразу  согласился выполнить упражнение. Во время работы у Димы проснулся  интерес к тесту. Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов.

«Да и Нет»

С удовольствием отвечал  на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах  использовал  глаголы вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  3балла

МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «В» (высокий уровень)

МЕТОДИКА: «Домик»    0 баллов.

МЕТОДИКА: «ЭХО»       0 баллов.

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 2 мин. 1 ошибки. «В».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» - Затратил 3 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»  - Нашёл  8 «нелепиц». – «В».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторил 5 фраз «В».

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 6-ти карточках. «В».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

Продолжать развивать  интеллектуальную сферу ребенка, а  также произвольное внимание, логическое мышление, память.

3. Ф.И.: Алмакаев Женя. Возраст: 6 лет

Тест Керна-Йирасека

При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал  заинтересованно, спокойно, но временами  отвлекался. Старался аккуратно и  точно выполнить задания.

Методика «Да  и Нет»

На вопросы отвечал  быстро. Для ответов поначалу использовал  кивки головой, но после моего  замечания стал использовать фразы: «не знаю», «не очень», «так себе», «когда как». Ошибок не допустил.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека 6 баллов.

МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «С» (высокий уровень)

МЕТОДИКА: «Домик» 2 балла.

МЕТОДИКА: «ЭХО»    0 баллов.

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 3 мин. 3 ошибки. «С».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 4 мин. 2 ошибки – «С».

МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 5 «нелепиц». – «С».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После трёх попыток повторил 4 фразы «С».

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 4-х карточках - «В».

Результаты тестов показали, что ребёнок к школе условно  готов, и нуждается в некоторой  коррекции.

Рекомендации:

Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка, наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать на развитие произвольного внимания. Уделять внимание развитию смысловой  памяти и  образно-логического мышления.

4. Ф.И.: Фоменкова Юля.

Возраст: 5 лет.

Тест Керна-Йирасека:

На выполнение теста была настроена положительно. После рисования  мужской фигуры ребенок сказал мне  обратить внимание на то, что на поясе  у мужчины надет ремень, так  как в рисунке у нее это  не понятно. Пери выполнении оставшихся двух заданий девочка уточняла, где  ей выполнять упражнение.

Ребенок работал сосредоточенно, спокойно.

Методика «Домик»

Перед выполнением задания  ребенок сказал, что справится  с ним без проблем. Задание  выполнила быстро, но неаккуратно.

Работала с интересом, спокойно, уверенно.

Методика «Да  и Нет»

Для ответов на вопросы  использовала глаголы вопросов. Допустила  ошибку в вопросе о желании  учиться. В результатах ответов  выяснилось противоречие: ребенок хочет  учиться и в то же время остаться в детском саду. На мое предложение  выбрать одно желаемое из двух был  дан ответ: остаться в детском  саду. На мой уточняющий вопрос ответ  остался таким же.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  4 балла.

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл.

МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «Н»

МЕТОДИКА: «Домик»    13 баллов.

МЕТОДИКА: «ЭХО»       0 баллов

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 6 мин. 4 ошибки. «Н».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» - Затратила 5 мин. 5 ошибок. – «С».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашла 6 «нелепиц». – «С».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторила 3 фразы. «С»

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 3 карточках. «С».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе не готов.

Рекомендации:

Учитывать слабую подготовку ребенка к школе. Развивать интеллектуальную сферу,  произвольное внимание.

Родителям: настоятельно рекомендуется оставить ребенка еще на год в детском саду.!!!  Ребенок сам хочет остаться). Особенно развивать произвольное внимание девочки с помощью специальных упражнений.

Психологу: психологически готовить ребенка к смене условий, наблюдать за развитием произвольного внимания, мотивационной сферы ребенка.

5. Ф.И.: Мехвалыев Рухин.

Возраст: 6 лет.

Тест Керна-Йирасека

Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание  выполнить еще не известное задание. Установка на рисование мужской  фигуры не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.

С упражнением справился.

Задание выполнил хорошо. Затруднений  не возникало.

Во время работы Рухин  чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.

Методика «Домик»

Перед выполнением задания  Рухин проявил большую заинтересованность.

Ребенок проявлял усидчивость  и точность расчетов. Результаты  хорошие.

«Да и Нет»

С удовольствием отвечал  на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах  использовал  глаголы вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека 3 балла

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1 балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «В» .

МЕТОДИКА: «Домик»    0 баллов.

МЕТОДИКА: «ЭХО»       0 баллов.

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 2 мин. 4 ошибки. «С».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» - Затратил 4 мин. 3 ошибки. – «С».

МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл  8 «нелепиц». – «В».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторил 5 фраз «В».

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 6-ти карточках. «В».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

Продолжать развивать  интеллектуальную сферу ребенка, а  также произвольное внимание, логическое мышление, память.

6. Ф.И.: Толмачёва  Наташа

Возраст: 6 лет.

Тест Керна-Йирасека

На выполнение теста была настроена положительно. На задание- нарисовать мужскую фигуру отреагировала отрицательно - попросила разрешение нарисовать женскую. Получив отрицательный ответ, приступила к работе. Во время выполнения всех заданий ребенок отвлекался, но не нервничал. При преступлении к выполнению очередного задания девочка спрашивала, как его выполнять.

Методика «Да  и Нет»

На вопросы отвечала не сразу. Для ответов на вопросы  использовала не только глаголы вопросов, но и такие фразы как: «очень», «не очень». Допустила ошибку при  ответе на вопрос о желании еще  на год остаться в детском саду. Из теста явно видно, что ребенок  больше хочет пойти в школу, нежели остаться в детском саду.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека 3 балла

МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1 балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «В» .

МЕТОДИКА: «Домик» 1 балл

МЕТОДИКА: «ЭХО»       0 баллов

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» - Затратила 3,5 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашла 7 «нелепиц». – «В».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторила 4 фразы. «С»

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 5 карточках. «В».

Информация о работе Педагогическое взаимодействие с семьей в период подготовки ребенка к школе