Педагогическое взаимодействие с семьей в период подготовки ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: педагогическое взаимодействие с родителями старших дошкольников в период подготовки к школе
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностические методики развития познавательной активности, опытно-педагогическая работа, математические методы обработки результатов исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………3-5
Глава1. Теоретические основы исследования
Особенности педагогического взаимодействия педагогов ДУ с родителями воспитанников…………………………………….….6-9
Готовность детей к школе как результат взаимодействия педагогов и родителей……………………………………………………….…..9-17
Глава 2. Экспериментальная часть исследования
2.1. Педагогическая диагностика готовности к школе детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….…18-29
2.2. Содержание, формы и методы педагогического взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к школе……………………………………………………………………..…29-37
Заключение…………………………………………………………..………38
Список использованной литературы…………………………….………..39-41
Приложение…………………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

ананич курсовая.docx

— 81.62 Кб (Скачать документ)

Записки с ненужными качествами выбросить в корзину. А с желаемыми  качествами оставить у себя.

в) Информационно-практический блок.

     Родители знакомятся  с результатами определения мотивационной  готовности своего ребенка, полученными  в ходе занятия с детьми. 

При этом родители не только получают информацию о ребенке от психолога, но и сами участвуют в  анализе полученных результатов, совместно  создают родительскую модель поведения  для развития мотивационной готовности ребенка к школе.

7. Обратная связь. Участники  делятся впечатлениями о прошедшей  встрече.

8. Прощание: Упражнение «Пожелание  себе…».

 

Инструкция: выполняется  по кругу. Каждый участник тренинга по очереди проговаривает для себя пожелание.

Занятие №3 «Формирование  самооценки. “Язык принятия - язык непринятия”».

Цель: осознание родительской роли в формировании самооценки ребенка; знакомство с понятием «принятия» ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя.

Содержание занятия.

Приветствие. Упражнение «Подарок группе».

Инструкция. Упражнение выполняется  по кругу. Каждому участнику предлагается по очереди сделать подарок группе. Подарок изображается при помощи рук, тела, лица. При этом разговаривать  нельзя. 

Разминка. Упражнение «Ассоциация  на слово «первоклассник».

 Инструкция. Упражнение  выполняется по кругу. Ведущий  предлагает назвать ассоциации, возникающие   на слово «первоклассник».  Начинает тот, кому ведущий  передает  мяч. Затем, первый  играющий называет свою ассоциацию  и перебрасывает мяч любому  следующему игроку и т.д.

     3. Основная  часть.

    а) Информационный  блок.

Ведущий предоставляет родителям  информацию о понятии «самооценка», как самооценка влияет на формирование «Я – концепции» первоклассника, о  роли родителей в формировании самооценки ребенка. Так же ведущий знакомит родителей со способом общения с  детьми – это «язык принятия»  и «язык непринятия», показывая  положительные и отрицательные  стороны данного стиля общения. Совместно с родителями находятся  те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка.

б) Практический блок.

Упражнение на «понимание».

 

Инструкция: группа делится  на две команды. Обеим командам дается задание: на листе нарисовать композицию из геометрических фигур – двух треугольников, трех квадратов и  одного прямоугольника (размеры и  место размещения – на усмотрение команды).

Когда рисунки готовы, команды  обмениваются капитанами. Капитан, придя  в чужую команду, смотрит рисунок  и своей команде начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Это же делает второй капитан.

По окончании рисования  предлагается сравнить получившиеся рисунки  с «подлинниками» и найти отличия.

Обсуждение:

С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка?

Хотелось ли вам, затем  что-то сказать по-другому, другими  словами, более подробно?

Чем отличаются рисунки?

Как вы считаете, в чем  причина получившихся отличий?

Упражнение на «принятие».

Инструкция: двое желающих выходят  за дверь. Оставшимся дается инструкция: задумать предмет из тех, которые  находятся в помещении, и место, на которое необходимо  его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах: 1) ни сам предмет, ни его новое место не называются на прямую, а ответы, с уточнением на вопросы водящего, носят завуалированный, расплывчатый характер; 2) группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму – положительные (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищение, комплиментов и т.д.).

Приглашается первый участник, затем второй (по очереди) и им дается задание: определить задуманные группой  предмет и место.

Обсуждение:

Как Вы чувствовали себя в своей роли?

Какие чувства вызывала у  вас реакция группы?

Как Вы чувствуете себя сейчас?

Какие выводы Вы можете сделать из этого упражнения?

Обсуждение упражнений. Выход  на модель поведения взрослых, на стиль  взаимодействия с ребенком, который  способствует развитию адекватной самооценки.

в) Беседа по результатам  занятия с детьми:

-    о самооценки  каждого ребенка;

что положительное можно  отметить;

на что перед школой необходимо обратить внимание.

г) Информационно-практический блок.

Ведущий предоставляет родителям  информацию о детях, собранную на занятии №2  с детьми. Внимание родителей фиксируют на положительных  достижениях формирования самооценки ребенка, а так же ведущий дает рекомендации по состоянию самооценки каждого ребенка.

Упражнение «Ассоциация  на слово «самооценка» (диагностика, закрепление полученных данных и  навыков).

Инструкция: ведущий предлагает, передавая мяч по кругу, назвать  ассоциацию на слово «самооценка». При этом ведущий отслеживает как родители усвоили новые понятия и свою роль в формировании самооценки, какие методы и способы воспитания они собираются использовать.

4. Обратная связь. Участники  делятся своими впечатлениями  о занятии.

5. Прощание. Упражнение «Прощание  разными способами».

 

 

Одним из особо важных моментов диагностики является анализ семейной ситуации, так как от отношения  родителей к ребёнку зависит, какие рекомендации и в какой  степени будут использованы ими  для предупреждения и коррекции  проблем в обучении.

Психодиагностика является не самоцелью, а только средством, с  помощью которого обеспечивается необходимая  информационная база для планирования дальнейшей психологической помощи учащимся.

Отсутствие комплексного психолого-педагогического обследования детей при поступлении в школу  приводит к тому, что вовремя не обнаруженные дисгармоничность или  легкие отклонения в развитии порождают  неисправимые дефекты воспитания и  образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Заключение

Психологическая подготовка ребёнка к обучению в школе  является важным шагом воспитания и  обучения дошкольника в детском  саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа  предъявляет ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости  ответственного отношения к школе  и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Исходя из этого, психологическая готовность к школе  заключается в том, что дошкольник овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе  — это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных” психологических качеств, которые  могут и должны быть сформированы у ребёнка к моменту поступления  в школу.

Формированию качеств, необходимых  будущему школьнику, помогает система  педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в  целом.

Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда  развития ребёнка, однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике сказывается на развитии ребёнка единство воздействий семьи и детского сада.

 

 

 

         Список использованной литературы

 

  1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. – М, 2005. – 266 с.
  2. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 2003. – 374 с.Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 2004 г., - №8, стр. 80-83.
  3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2006. – 320 с.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -  М, 2005. - 392 с.
  4. Блонский П.П. Педология. – М, 2004. – 129 с.Бюлер Ш. Сказка и фантазия ребенка. – С-Пб, 2005. – 321 с.
  5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 2005. – 277 с. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 2005, - №8, стр. 66-74.
  6. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145 с.
  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологически очерк. – М, 2006. – 439 с.
  8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. –  С0Пб, 2006. – 301 с. Выготский Л.С. Основы педологии. – М, 2004. – 176 с.
  9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6.
  10. Груздев П.Н. и др. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. – М, 2005. – 427 с.
  11. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 2004, №5, стр.17-25.
  12. Жарков Г.В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. - Владимир. 2006. – 377 с.
  13. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 2006.
  14. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 2004г., №4, стр. 11-13
  15. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. – 424 с. 
  16. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 2004г., №6, стр.27-31.
  17. Дьяченко О, Варенцова Н. Основные направления работы по программе "Развитие" для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание, 2004г., №10, стр. 38-46.
  18. Зубков Т.И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов. - Екатеринбург, 2003. – 190 с.
  19. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа, 2006. - №8. Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М, 2005. – 432 с. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М, Педагогика, 2006. – 450 с.
  20. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 2006, №7, стр. 81-84. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 2007. – 307 с.
  21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2006. – 434 с.
  22. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 2005., №8, стр. 50-54.
  23. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. – М, 2006. – 478 с.
  24. Назаренкова Г.Н. Коллективное игровое творчество как фактор нравственного воспитания учащихся. - Чебоксары, 2003. – 158 с.
  25. Назаренкова Г.Н. Воспитательное взаимодействие в структуре игровой деятельности.– Чебоксары, 2002. – 190 с.
  26. Мухина В. Что такое готовность к учению? // Семья и школа, 2007, №4, стр.25-27.
  27. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. – 276 с.
  28. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 2005., т.2.
  29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 2006. – 203 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Приложение

 

Таблица диагностики по уровневым  показателям

 

              Ф.И. ребенка

 

 

методики

Гераськина Катя

Кевбрин Дима

Алмакаев Женя

Фоменкова  Юля

Мехвалыев Рухин

Толмачёва Наташа

Пронин Егор

Лешенко Миша

Керна-Йирасека

В

С

С

С

В

В

С

С

Графический диктант

В

В

В

Н

В

В

В

С

«Домик»

В

В

В

Н

В

В

В

С

«Да  и  Нет»

В

В

В

С

В

В

В

В

«Эхо»

В

В

В

В

В

В

В

В

«Переплетённыелинии»

В

В

С

Н

С

В

С

С

«Корректурнаяпроба»

В

В

С

С

С

В

В

В

«Нелепицы»

В

В

С

С

В

В

В

С

«Лишний предмет»

В

В

В

С

В

В

В

С

«Запомни фразы»

С

В

С

Н

В

С

С

С

РЕЗУЛЬТАТЫ

В - 9С - 1

В – 9С – 1

В – 5С – 5

В – 1С – 5Н - 4

В – 8С – 2

В – 9С - 1

В – 7С - 3

В – 3С - 6


 

Таблица процентных показателей  по итогам диагностики

 

Уровни

методики

В

С

Н

ВЫВОДЫ

Керна - Йирасека

3

37,5%

5

62%

-

-

Требуются фронтальные занятия.

«Графическийдиктант»

6

67,5%

1

12,5%

1

12,5%

Требуется индивидуальная работа.

    «Домик»

6

75%

1

12,5%

1

12,5%

Требуется индивидуальная работа.

«Да и Нет»

7

87,5%

1

12,5%

-

-

Коррекция  не нужна.

       «Эхо»

8

100%

-

-

-

-

Коррекция не нужна.

«Переплетённые линии»

3

37,5%

4

50%

1

12,5%

Требуются фронтальные занятия.

«Корректурная  проба»

5

62,5%

3

37,5%

-

-

Требуется  индивидуальная работа.

  «Нелепицы»

5

62,5%

3

37,5%

-

-

Требуется индивидуальная работа.

     «Лишний             предмет»         

6

75%

2

25%

-

-

Требуется индивидуальная работа.

 «Запомни  фразу»

2

25%

5

62,5%

-

-

Требуются  фронтальные  занятия.

Информация о работе Педагогическое взаимодействие с семьей в период подготовки ребенка к школе