Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:44, курсовая работа
Предмет исследования: педагогическое взаимодействие с родителями старших дошкольников в период подготовки к школе
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностические методики развития познавательной активности, опытно-педагогическая работа, математические методы обработки результатов исследования.
Введение…………………………………………………………..…………3-5
Глава1. Теоретические основы исследования
Особенности педагогического взаимодействия педагогов ДУ с родителями воспитанников…………………………………….….6-9
Готовность детей к школе как результат взаимодействия педагогов и родителей……………………………………………………….…..9-17
Глава 2. Экспериментальная часть исследования
2.1. Педагогическая диагностика готовности к школе детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….…18-29
2.2. Содержание, формы и методы педагогического взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к школе……………………………………………………………………..…29-37
Заключение…………………………………………………………..………38
Список использованной литературы…………………………….………..39-41
Приложение…………………………………………………………………..42
Но умение ребенка
читать и писать, еще не гарантирует
успешного обучения в школе.
Ребенок должен уметь
Поэтому главная задача
детского сада и семьи состоит
в создании условий наиболее
полного общего развития
Психологическая подготовка
ребенка к обучению в школе
является важным шагом
В психологии установлено,
что любые психические
Первым условием успешного
обучения ребенка в начальной
школе является наличие у него
соответствующих мотивов
Неоднократно проводившиеся
опросы детей в
Возникновению учебной
мотивации способствует
Следующее условие
успешного обучения
Основной предпосылкой
овладения произвольностью
Все это, однако, не
означает, что поведение ребенка,
поступающего в школу, может
и должно отмечаться высокой
степенью произвольности, но важно
то, что в дошкольном возрасте
складывается такой механизм
поведения, который
Выявление единого
психологического
В последние годы
все больше внимания уделяется
проблеме готовности к
По мнению этих авторов, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т. п. под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции ребенка. Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детской группы, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.
В результате проведенных исследований выявлено, что на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста появляется новый тип общения, который существенно необходим для успешного последующего обучения детей в школе.
К концу дошкольного периода
общение приобретает новую
Тест по изменению формы
общения детей в старшем
В результате проведения
теста появляется возможность
изучить некоторые формы
В старшем дошкольном возрасте у детей проявляются различные уровни произвольности — непосредственности детей в общении со взрослыми.
У детей с высоким уровнем произвольности в общении со взрослыми, и у ребят с преобладающим импульсивным поведение образуется различное отношение ко взрослому и его вопросам. Дети с высоким уровнем произвольности общения характеризуются контекстностью общения (непривязанностью общения к какой-либо наличной ситуации). Такие дети видят условность позиций взрослого, понимают двойной смысл его вопросов. Дети с непосредственным поведением воспринимают только один прямой и однозначный смысл вопросов. Они не принимают условности позиций взрослого, испытывают трудности в понимании взрослого вообще и учителя в частности; не удерживают контекста общения.
Таким образом, повышению уровня произвольности общения со взрослыми способствуют такие условия, при которых ребенок начинает видеть двойственность позиции и удерживать контекстность общения.
Описанный эксперимент позволяет выявить развивающуюся в конце дошкольного возраста такую форму общения ребенка со взрослыми, как контекстное общение, которое имеет немаловажное значение для проблемы исследования психологической подготовки детей к школе, т. е. Успешность школьного обучения тесно связана с возникновением у детей конкретной способности к контекстному общению со взрослыми.
Подводя итоги изучения роли контекстного общения в психологической подготовке детей в школьному обучению, сформулируем следующие выводы:
Уровень произвольности общения ребенка со взрослым сказывается на успешности последующего обучения в школе.
Овладение детьми контекстным видом общения со взрослыми — необходимое условие принятия учебных задач.
Мы выяснили, что контекстное общение создает благоприятные условия, для принятия и выделения детьми учебных задач. В тоже время анализ проблемы психологической готовности детей к школьному обучению заставляет предположить, что общение ребенка со взрослыми не охватывает всех аспектов решаемой проблемы, и наряду отношения ребенка ко взрослому необходимо рассматривать и отношения детей со сверстниками.
Важные результаты по этой проблеме получены в психологии учебной деятельности (В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.). в этих работах приводятся убедительные данные, говорящие о том, что общение детей существенным образом сказывается на эффективности обучения и полноценности полученных школьных знаний. Хорошо подготовленные к школе дети имеют высокий тип общения со сверстниками, а ученики, не готовые к школьному обучению, находятся на очень низкой стадии общения.
Изучив роль общения
со сверстниками в
В старшем дошкольном
возрасте у детей возникает
и интенсивно развивается
Итак, общение детей со взрослыми и сверстниками неоднородно и проходит в своем развитии разные формы. Эти формы связаны генетической и логической преемственностью, которую необходимо учитывать при обучении и воспитании детей дошкольного возраста и при подготовке их к школе.
Психологическая готовность
к школьному обучению одна
из важнейших проблем детской
и педагогической психологии. От
ее решения зависит как
Важнейшая сторона
психологической готовности к
школьному обучению — уровень
валового развития ребенка,
Процесс совместной деятельности в начальных классах в значительной мере основан на выполнении под руководством учителя собственной работы детей с различного рода материалом. Поэтому ребенок, поступая в школу, должен также уметь планомерно обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства, т. е. владеть достаточно точным и расчлененным восприятием.
Определяет готовность ребенка
к школьному обучению и уровень
развития его речи — умение связно,
последовательно описывать
Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.
Однако, при обилии
разнообразной и доступной
Прежде, чем приступить
к обучению, необходимо к этому
подготовиться. Лучше совсем
Изучение теоретической литературы позволяет оформить критерии, опираясь на которые мы можем судить о том, готов или не готов ребенок к поступлению в школу. Готовым к школе можно считать ребенка с достаточно высоким уровнем развития физической, психологической, нравственной и мыслительной деятельности. В деятельности, как в фокусе собираются все достижения развития — состояние моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, воли.
Говоря о физической
готовности ребенка к
Информация о работе Педагогическое взаимодействие с семьей в период подготовки ребенка к школе