Педагогическое взаимодействие с семьей в период подготовки ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: педагогическое взаимодействие с родителями старших дошкольников в период подготовки к школе
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностические методики развития познавательной активности, опытно-педагогическая работа, математические методы обработки результатов исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………3-5
Глава1. Теоретические основы исследования
Особенности педагогического взаимодействия педагогов ДУ с родителями воспитанников…………………………………….….6-9
Готовность детей к школе как результат взаимодействия педагогов и родителей……………………………………………………….…..9-17
Глава 2. Экспериментальная часть исследования
2.1. Педагогическая диагностика готовности к школе детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….…18-29
2.2. Содержание, формы и методы педагогического взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к школе……………………………………………………………………..…29-37
Заключение…………………………………………………………..………38
Список использованной литературы…………………………….………..39-41
Приложение…………………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

ананич курсовая.docx

— 81.62 Кб (Скачать документ)

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

Особое внимание уделять  развитию произвольного внимания и  интеллектуальной сферы ребенка, учитывать  эти особенности в процессе обучения.

Прибегая к специальным  развивающим упражнениям развивать  интеллектуальную сферу ребенка  и произвольное внимание.

6. Ф.И: Пронин Егор

Возраст: 6 лет.

Тест Керна-Йирасека

На тест была настроен положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений.

При выполнении остальных  упражнений ребенок чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.

Результаты теста хорошие.

Методика «Да  и Нет»

Ребенок с удовольствием  отвечал на вопросы. При ответах  допущена одна ошибка. На вопросы отвечала достаточно быстро. Для ответов использовал  глаголы вопросов.

На вопрос - Хочешь ли остаться еще на год в дет. саду? – ответил неуверенно!

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  4балла

МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «С»

МЕТОДИКА: «Домик»    1балл

МЕТОДИКА: «ЭХО»       0 баллов

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 3,5 мин. 2 ошибки. «С».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» - Затратил  3,5 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашёл 7 «нелепиц». – «В».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторил 4 фразы. «С»

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 4 карточках. «В».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

Развивать смысловую память, внимание. Уделить внимание самостоятельной  работе по заданию взрослого.

7. Ф.И.: Лешенко Миша.

Возраст: 6лет.

Тест Керна-Йирасека

При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал  заинтересованно, спокойно, но временами  отвлекался. Старался аккуратно и  точно выполнить задания.

Методика «Да и Нет»

На вопросы отвечал  быстро. Ошибок не допустил.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека 6 баллов.

МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1 балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «С»

МЕТОДИКА: «Домик» 2 балла.

МЕТОДИКА: «ЭХО»       0 баллов.

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 3 мин. 3 ошибки. «С».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 3 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 5 «нелепиц». – «С».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После трёх попыток повторил 4 фразы «С».

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 4-х карточках - «В».

Результаты тестов показали, что ребёнок к школе готов, но нуждается в некоторой коррекции.

Рекомендации:

Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка, наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать на развитие произвольного внимания. Уделять внимание развитию смысловой памяти и образно-логического мышления.

 

Диагностика готовности к  школе проводилась нами на базе детского сада общеразвивающего вида №567 г. Минска в январе 2012 года. Мною было обследовано 20 детей старшей группы по системе методик для проведения обследования мотивационной готовности ребенка к школьному обучению, описанных нами выше. До начала диагностики мы тщательно ознакомились с характеристикой на каждого ребенка, продуктами деятельности детей. В результате диагностики мы получили следующие результаты: общий уровень готовности обследованных детей - средний - 55%, высокий уровень готовности к школьному обучению на момент обследования показала только одна девочка - Пустовит Снежана, это благодаря тому, что ей уделялось внимание дома, с ней занималась бабушка и родители. Детский сад был открыт только в сентябре после длительного ремонта. У Снежаны средний уровень памяти, фонематического слуха и эмоций, уровень мышления, воли, представлений и умений, а так же мотивационная готовность высокая. Очень низкий уровень готовности к школьному обучению у двух детей: Дубовик Виктора и Ткаченко Ивана. Обоим мальчикам по пять лет. Очень низкий уровень готовности связан также с тем, что дома эти дети принадлежат сами себе, оба этих мальчика из неблагополучных семей (родители страдают алкоголизмом) они не получают никакого внимания со стороны взрослых. У Ткаченко Вани все, без исключения показатели очень низкие. Когда проводилось обследование, он не проявлял никакого интереса, очень трудно было удержать его внимание, он постоянно отвлекался к играющим детям. Низкий уровень готовности показали 6 человек:

- Жданова Алина (низкий уровень развития памяти, фонематического слуха, эмоционального статуса, представлений и умений, а также мотивации);

- Зубченко Виталий (очень низкий уровень фонематического слуха);

- Ламонос Роман (низкий уровень мышления, воли, представлений, умений и мотивационной сферы);

- Нерсисян Наира (низкий уровень мышления, памяти, фонематического слуха, воли, представлений и умений, мотивации), это связано с возрастом, ей только 5 лет, а также с тем, что она мало общалась с русскими детьми и сейчас ей приходится трудно, хотя воспитатели и помогают, она плохо говорит по-русски;

- Петренко Евгений был предоставлен сам себе, дома с ним никто не занимался, родители заняты "добыванием денег";

- Хлопоня Алексей (низкий уровень развития мышления, фонематического слуха, а также мотивационной готовности).

Общий уровень мышления, памяти, фонематического слуха, эмоций - средний; воли, представлений и умений, мотивации - низкий.

 

 

 

2.2.    Содержание, формы и методы педагогического  взаимодействия педагогов и родителей  в период подготовки детей  к школе

Поступление в школу –  переломный момент в жизни каждого  ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его  образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “правильно”, “неправильно” лавиной обрушиваются на первоклассника. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам, выполнять требования учителей и родителей, добиваться хороших результатов в учебе и пр. К новым правилам, требованиям, нормам нужно адаптироваться, привыкнуть. Часть первоклассников достаточно успешно справляется с этой задачей.

Однако период привыкания к новым условиям у детей нередко  длится целую четверть, а у некоторых растягивается на весь первый учебный год. Анализ обращений за психологической помощью показывает, что родители регулярно сталкивается с такой проблемой, например, когда ребенок с сохранным интеллектом и нормальным психическим развитием, отказывается от посещений школы, конфликтует с учителями, сверстниками и пр. Взрослые пытаются решить эти проблемы своими средствами: заставляют ребенка, взывают к его совести, упрекают в отсутствии прилежания, повышают уровень требовательности. Эти традиционные способы влияния, как правило, не дают значимого эффекта. Необходимо разобраться в причинах осложнений адаптации.

Размышления о том, как  помочь родителям и детям подготовиться  к встрече с новой для них  школьной ситуацией и привели  к разработке серии психологических  занятий для детей старшего дошкольного  возраста и их родителей.

Цель занятий: профилактика возможных трудностей ребенка при  адаптации к школе.

Задачи: повышение родительской компетентности по вопросам психологической готовности детей к школе; развитие у родителей и детей навыков рефлексии; обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.); развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.

 

Занятия  с родителями

Занятие №1 «Знакомство»

Цель: знакомство участников тренинга с тематикой занятий, выяснение  ожиданий и опасений родителей.

Содержание занятия.

 

        1.Вводное  слово. Ведущий знакомит родителей  с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим  работы; вводятся правила групповой  работы. Ведущий рассказывает, в  какой форме будут проходить  занятия, каким основным темам они будут посвящены.

        2. Разминка. Упражнение «Знакомство».

  Инструкция. Каждый участник  по часовой стрелке называет  свое имя и говорит о своих  ожиданиях и опасениях в предстоящей  работе.

    Упражнение «Поменяйтесь  местами те, кто…».

 

        Инструкция. Все участники сидят в кругу,  а водящий стоит в центре. Он  смотрит на окружающих и выбирает  какой-либо признак, который объединяет  нескольких человек, в том числе  и водящего. Просит их поменяться  местами, а сам при этом стремиться  занять место одного из них.  Так как количество стульев на один меньше числа участников, кто-то один остается без места. Он и становится ведущим.

   Упражнение «Никто  не знает, что…»

        Инструкция. Все участники сидят в кругу  на стульях. По сигналу ведущего, участники начинают  перебрасывать  друг другу мяч (свободный выбор), при этом бросающий мяч заканчивает  фразу «Никто не знает, что  я…(умею, люблю, знаю и т.п.)».  Ведущий внимательно следит, чтобы все приняли участие в игре.

4. Основная часть.

 а) Информационный  блок.

 Ведущий предоставляет  родителям следующую информацию:

возрастные особенности  развития детей 6-7 лет;

особенности протекания кризиса 7 лет; роль родителей при взаимодействии с ребенком в кризисный период;

проблемы адаптации ребенка  к школе;

помощь ребенку со стороны  родителей в период адаптации  к школе.

б) Практический блок.

Упражнение «Идеальный родитель».

Материалы: большой лист бумаги, разноцветные фломастеры.

Инструкция: участники группы располагаются в круге. Каждому  предоставляется возможность высказать  свое мнение о понятии «идеальный родитель». Все варианты  записываются на листе бумаги.

   Ведущий  предлагает  родителям синим фломастером  отметить то место на схеме,  где каждый из них, сравнивая  себя с «идеальным родителем», находится в настоящее время. 

 

Далее родителям предоставляется  возможность поразмышлять и выбрать  приемлемый  для себя вариант  расположения на схеме: где они «окажутся» после прохождения полного курса  занятий тренинга. Используется красный фломастер. Затем каждый родитель  проговаривает, что ему может помешать стать «идеальным родителем», какие качества необходимо развить для этого.

Упражнение «Портрет моего  ребенка».

Материал: бумага, краски, модули, карандаши, спокойная музыка.

Инструкция: участникам тренинга предлагается устроиться так, чтобы  было удобно, используя модули, закрыть  глаза и представить своего ребенка. Ведущий предлагает обратить внимание на внешность (глаза, нос, волосы, губы и т.д.) и выражение лица ребенка. Отметить, чем он похож на вас, когда  вы были маленьким (маленькой). Затем  родителям предлагается нарисовать портрет своего ребенка.

5. Обратная связь. 

Участники делятся своими впечатлениями.

6. Прощание.

Упражнение «Пожелание соседу справа».

Инструкция. Участники по кругу (против часовой стрелки) передают мяч и говорят пожелание своему соседу справа.

Занятие №2  «Мотивационная готовность»

Цель: формирование представлений  у родителей о мотивационной  сфере ребенка.

Содержание занятия.

Приветствие. Упражнение «Зеркало».

Инструкция. Упражнение выполняется  по кругу. Сейчас один будет «зеркалом» другого. Тот, кто исполняет роль «зеркала», поворачивается к соседу, сидящему слева от себя и встречается с ним взглядом. Затем «зеркало» произносит комплимент своему соседу. А тот, кто «смотрится» в зеркало, отвечает: «Да, я знаю» или «да, я такая (ой), а еще я … (умею, знаю и т.п.)». Теперь тот, кто смотрелся в «зеркало», становится «зеркалом» для своего соседа слева.

Разминка. Упражнение «Подари  улыбку».

Инструкция: участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди «дарит» улыбку своим  соседям слева и справа, важно  при этом смотреть друг другу в  глаза.

     3. Основная  часть.

а) Информационный блок.

    Ведущий предоставляет  информацию о важности мотивационной  готовности для будущего первоклассника, методах развития мотивационной  сферы, влиянии стиля воспитания  на формирование мотивации ребенка  в ходе подготовки к первому  классу.           

 б) Практический блок.

Упражнение «Мусорная  корзина».

Инструкция: на листочках  бумаги напишите все те качества, которые  мешают Вам эффективно общаться с  ребенком, и от которых хотелось бы избавиться. После того, как эти  качества записали, подумайте, что Вы бы хотели получить взамен, чтобы способствовать развитию у ребенка мотивационной  готовности к труду, самостоятельности, усидчивости. Запишите желаемые качества на бумаге.

Информация о работе Педагогическое взаимодействие с семьей в период подготовки ребенка к школе