Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа
1. Дайте оценку ценностям и целям воспитания современного общества
2. Проанализируйте структуру непрерывного образования, его состояние, проблемы и перспективы
3.Сравните инновационные направления в педагогике 70-80-хх гг
1. Дайте оценку ценностям и целям воспитания современного общества………………….3
1. 1 Понятие воспитания………………………………………………………………..3
1. 2 Цели воспитания…………………………………………………………………....5
1.3 Ценности воспитания…………………………………………………………….....8
2. Проанализируйте структуру непрерывного образования, его состояние, проблемы и перспективы……………………………………………………………………………………10
2.1Понятие непрерывного образования, его структура……………………………..10
2.2Состояние непрерывного образования……………………………………………11
2.3Проблемы непрерывного образования……………………………………………14
2.4 Перспективы непрерывного образования………………………………………..17
3.Сравните инновационные направления в педагогике 70-80-хх гг……………………….20
3.1 Инновационные направления в педагогике 70-80-хх гг. в России…………….20
3.2 Инновационные направления в педагогике стран запада………………………23
Список литературы…………………………………………………………………………….26
1.3 Ценности
воспитания
В понятие «ценности воспитания» в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности — это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии. государства), а как то, что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей
культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому подход к воспитательному процессу с позиций общечеловеческих ценностей означает его деидеологизацию, то есть отказ от навязывания позиций, установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, акцент на духовно- нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие личности, на основе освоения ею всего культурного богатства, накопленного в истории человечества.
Во-вторых, общечеловеческие ценности — это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности. Выражаясь философским языком, можно сказать, что это трансцендентные (запредельные) ценности, то есть ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. В их основе лежит идея Бога как абсолютного воплощения Добра, Истины, Справедливости, Красоты и т. д. Для неверующих людей, секулярного сознания за общечеловеческими ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и устремлений. Они являются плодом «общественного договора», всеобщего согласия и т. д.
При разных подходах к источнику и гаранту общечеловеческих ценностей верующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности не являются выдумкой каких-то конкретных людей, отражением и выражением социальных интересов каких-либо социальных общностей. Они носят постоянный, непреходящий характер. И именно поэтому общечеловеческие ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей. Выражая опыт всего человечества, эти ценности сформулированы в различных религиозно-нравственных системах в виде заповедей: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не сотвори себе кумира» и т. д.
Воспитание молодежи в духе этих ценностных ориентации во все века и у всех народов считалось непременным условием ее социализации. На эти нравственные установки ориентировались не только верующие, но и неверующие люди. Упомянутый выше «Моральный кодекс строителя коммунизма» представлял собой ни что иное, как переложение на язык современного советского человека тех же самых гуманистических ценностей, к которым, однако, добавлялись еще определенными идеологическими установками типа «любовь к социалистической Родине», «борьба за победу коммунизма» и т. д.
Следует
отметить, что любовь к Родине сама
по себе вполне вписывается в
систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие
установки не следует трактовать как некие
космополитические ценности. У каждого
народа эти ценности выражены особым образом.
Это выражение зависит от особенностей
культурно-исторического развития
той или иной страны, ее религиозных традиций,
типа цивилизации. Поэтому общечеловеческое
всегда реализуется через конкретно- человеческое.
А каждый конкретный человек является
гражданином конкретного государства,
принадлежит к определенной народности,
нации. И общечеловеческое начало реализуется
в этих конкретных социальных образованиях.
Поэтому воспитание человека с общечеловеческих
позиций не противоречит, а предполагает
его воспитание как гражданина, патриота
своей страны, Отечества. Следовательно,
гуманизм предполагает патриотизм, любовь
к своей Родине, воспитание гражданской
ответственности, уважение обычаев и законов
своей страны. Но гуманизм отвергает национализм
как идеологию, выдвигающую приоритет
частных ценностей и противостоящую
общечеловеческому началу.3
2. Проанализируйте
структуру непрерывного
2.1Понятие
непрерывного образования, его
структура
Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Его основные этапы:
а) обучение,
воспитание и развитие человека, предшествующие
его вступлению в самостоятельную
жизнь, — детско-юношеское
б)
учебная деятельность в период
взрослой жизни, сочетаемая с
различными видами
Старинная пословица «Век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный. Цели непрерывного профессионального образования молодежи и взрослых заключаются в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности у обучающихся, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре общества в целом, а также в профессиональной жизни, т.е. возможности помочь человеку сориентироваться в мире профессий. По своему содержанию непрерывное образование представлено такими формами образования, как непрерывное, пожизненное, начальное, дополнительное, последипломное, профессиональное и др
.
По данным исследований, в ряде
регионов страны до 50% выпускников
вузов и до 64% выпускников среднеспециальных
учебных заведений меняют свою
профессию сразу же после
среду, содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе Непрерывное образование надо отличать от непрерывного обучения. Первое относится к социализации, второе — к воспитанию и обучению. Первое предполагает, что взрослый человек может много раз на протяжении своей жизни проходить переподготовку по любой профессии. Второе касается детей и продолжительности их пребывания в учебных заведениях разного типа.
Непрерывное обучение означает, что ребенок, попав в коллектив в возрасте двух-трех лет, остается в нем вплоть до студенческой поры. В европейской гимназии дошкольные и школьные классы совмещены. Как правило, в таких школах существуют договоренности со столичными вузами о том, что выпускные экзамены приравниваются к
вступительным.
Непрерывное образование — это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. В него вовлечено множества образовательных структур — основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных.
Система
непрерывного образования распространена
во всем мире. Она включает в себя все
виды образования и воспитания, которые
каждый человек получает от рождения до
смерти. В мировой педагогике понятие
«непрерывное образование» выражается
рядом терминов, среди которых «продолжающееся
образование», «пожизненное образование»,
«пожизненное учение», «перманентное
образование» и др. К нему тесно примыкает
«возобновляющееся образование», означающее
получение образования «по частям» в течение
всей жизни, отход от практики длительного
образования в учебном заведении, чередование
образования с другими видами деятельности.
Понятие «непрерывное профессиональное
образование» можно отнести к личности,
образовательным процессам (программам),
организационным структурам.4
2.2 Состояние
непрерывного образования
В Законе Российской Федерации «Об образовании» система образования трактуется как совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием. Тем самым подчеркивается не организационно-структурная основа как раньше в жестко централизованной системе образования, а прежде всего ее содержательная основа. Это понимание определяет целесообразность содержательно-структурного подхода к построению системы непрерывного образования, который означает приоритетность построения содержания непрерывного образования перед его организационными формами.
Поэтому приводимые ниже принципы развития непрерывного образования разделены на основании пары категорий диалектики «содержание - форма». Содержательный аспект, в свою очередь, подразделен на два компонента: состав подсистемы «содержание» и ее структурные связи.
Целесообразно выделить принципы построения состава «содержания» непрерывного образования, соответствующие различным векторам движения человека в образовательном пространстве:
Принцип многоуровневое профессиональных образовательных программ предполагает наличие многих уровней и ситуаций базового профессионального образования («вектор движения вверх»).
Принцип
дополнительности (взаимодополнительности)
базового и последипломного
Принцип маневренности профессиональных образовательных программ («вектор движения по горизонтали»). Другим направлением реализации является рассмотрение непрерывности профессионального образования как системы образовательных процессов (образовательных программ), направленных на обеспечение становления и дальнейшего развития профессионализма специалистов в соответствии с их личными потребностями и социально-экономическими требования ми общества.
К настоящему времени выстраивается «многопрофильность» (название условно) общего и многоуровневость - (многоступенчатость) профессионального образования. Сегодня мы имеем:
«многопрофильную»
общеобразовательную школу: «обычная
школа», школы с углубленным
начальную
профессиональную подготовку, осуществляемую
либо в старшей ступени
как
минимум три ступени в
как минимум два уровня в учреждениях среднего профессионального образования: традиционный и повышенный, например, в техникумах и колледжах технического профиля это «техник» и «младший инженер»;
в учреждениях высшего профессионального образования действовавшая ранее система высшего образования со сроком обучения , как правило, 5 лет и единой квалификацией дополнена 4-летней программой подготовки бакалавров и 6-летней - магистров. Кроме того, введена и 2-летняя программа обучения, отнесенная к уровню неполного высшего образования.
Для того, чтобы учащийся, студент, специалист мог свободно и уверенно продвигаться в образовательном пространстве по уровням, ступеням (по вертикали) и этапам, формам (по горизонтали) необходимы согласование, стыковка образовательных программ от базового общего образования до последипломного образования. Иными словами, преемственность означает, что «выход» из одной ступени, этапа образования должен естественным образом «стыковаться» со «входом» в последующую ступень, этап. А для этого необходима сквозная стандартизация уровней и ступеней образования, основывающаяся на единых целях всей системы непрерывного образования.
Как уже говорилось, многопрофильность и многоуровневость (многоступенчатость) образовательных программ уже складывается в общеобразовательных учреждениях, в профессиональных лицеях, колледжах, вузах. Но парадокс заключается в том, что разные звенья системы образования в силу традиционной разобщенности выстраивают свою многопрофильность и многоуровневость только для себя, порознь: в общем образовании она своя, в начальном профессиональном образовании своя, в среднем профессиональном - своя, в высшем - своя. Учреждения последипломного образования, там где они сохранились, работают сами по себе.