Понятие воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание

1. Дайте оценку ценностям и целям воспитания современного общества
2. Проанализируйте структуру непрерывного образования, его состояние, проблемы и перспективы
3.Сравните инновационные направления в педагогике 70-80-хх гг

Содержание

1. Дайте оценку ценностям и целям воспитания современного общества………………….3

1. 1 Понятие воспитания………………………………………………………………..3

1. 2 Цели воспитания…………………………………………………………………....5

1.3 Ценности воспитания…………………………………………………………….....8

2. Проанализируйте структуру непрерывного образования, его состояние, проблемы и перспективы……………………………………………………………………………………10

2.1Понятие непрерывного образования, его структура……………………………..10

2.2Состояние непрерывного образования……………………………………………11

2.3Проблемы непрерывного образования……………………………………………14

2.4 Перспективы непрерывного образования………………………………………..17

3.Сравните инновационные направления в педагогике 70-80-хх гг……………………….20

3.1 Инновационные направления в педагогике 70-80-хх гг. в России…………….20

3.2 Инновационные направления в педагогике стран запада………………………23

Список литературы…………………………………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

      В результате при всех положительных  моментах роста многообразия образовательных  систем и образовательных программ складывается ситуация разрыва образовательного пространства. Так, уже нередки случаи, когда учащийся не может перейти из одной школы в другую из-за того, что даже при наличии федерального базисного учебного плана различные предметы изучаются в разных школах в разных объемах и в разное время.

      Многие  вузы стали вводить дополнительные вступительные экзамены по предметам, не предусмотренным учебными планами школы. Кроме того, вступительные экзамены во многие, особенно элитные вузы дезориентируют общеобразовательные школы, приводят к деформации требований к общему образованию, а в то же время результаты первых двух сессий в вузах часто свидетельствуют о неудовлетворительном отборе студентов.

      Перечни специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в начальном, среднем и высшем звене образования, никак не согласованны между собой  даже по на званиям профессий.

      Таким образом, несогласованность основных образовательных программ в общегосударственном масштабе фактически создает для людей «образовательные тупики», порождает многие другие проблемы и, в частности, что немаловажно, создает благоприятные условия для коррупции в образовательной сфере.5 
 

2.3 Проблемы непрерывного образования 

      Деятельность  любой социально-экономической системы  обусловлена стремлением повысить свою эффективность. С этой целью  разрабатываются новые системы  управления, выделяются новые виды управленческих дисциплин, позволяющих  системе своевременно реагировать на нестабильную, изменчивую, непредсказуемую внешнюю среду. Образовательная система так же является социально-экономической системой. Качество предоставляемой ею услуги и качество выпускаемого ею продукта должно соответствовать потребностям и требованиям общества и времени. Следовательно, образовательная система так же должна искать адекватные методы и способы достижения своей цели: предоставления качественной образовательной услуги, и создания условий, способствующих формированию члена общества, отвечающего моральным, человеческим, общепрофессиональным, квалификационным требованиям, актуальным в настоящей социальной действительности.

      Непрерывное образование, это не процесс развития, ввиду того, что его целью является не совершенствование как таковое, но стремление человека (системы) быть актуальным в существующей социальной действительности и приспособить социальную действительность внутренним потенциальным потребностям человека (системы), то есть это осуществление интеграции индивидуального и всеобщего. Процесс непрерывного образования не бессознателен и не бесцелен, но направлен на определенное целедостижение, а значит целеполагаем, следовательно направлен на идеальный результат, что, в свою очередь указывает на его бесконечность, воспроизводимость, постоянное качественное изменение в его прерывности (окончании цикла и постановке новой цели)

      Основными факторами, определяющими непрерывность  образования человекосистемы, являются с одной стороны способность  к управляемости, то есть задача соответствия потребностям существующей действительности, определенному критерию качества; с другой стороны постановкой идеально-предположенного результата, достижение которого возможно только через новообразование. Относительность результата приводит к возобновлению процесса целеполагания на базе достигнутого результата, а значит на базе интегрированной системы.

      Почему  способности и таланты не всегда реализуются, но остаются на уровне потенции или увлечения? Потому что не подчинены  цели. Почему ложные таланты могут  достичь признания и славы? Потому, что цель определяет наличие таланта.

      Возникают вопросы о том, может ли система  осуществить свою цель, не интегрируя собственную структуру на базе существующей целостности; и может ли система  остаться неизменной, если ставит целью повышение своей эффективности?

      В этом и заключается проблема непрерывного образования, что его задача сводится к простому накоплению знаний без  осуществления их интеграции с уже  ранее накопленными с целью многократного  их введения в сферу деятельности для решения конкретных практических задач образования и самообразования.

      Непрерывность образования предполагает определенную взаимосвязь всех этапов процесса его  осуществления и взаимосвязь  всех его промежуточных результатов. Непрерывность образования только усиливает понимание необратимости, постоянства, природной целесообразности развертывания сознательной жизни любой социальной системы. Характер непрерывного образования зависит от ситуации, потому что приводит в первую очередь к изменению восприятия действительности, пониманию необходимости ее преобразования (проблема), поиску путей такового преобразования (варианты решения), выбору оптимального пути преобразования (выбор решения, отвечающего возможностям системы), реализации выбранного пути преобразования (тактика преобразования), оценка результата (новая проблема). Задайте вопрос о том, зачем человек продолжает свое образование (получает второе образование, проходит курсы повышения квалификации, пишет диссертацию и т.д.) и вы получите разные ответы, относящиеся  к жизненной ситуации в которой он сейчас находится, почти всегда ответы будут носить социально-экономический подтекст (улучшение материального положения, повышение статуса, престижа, продвижение по службе и т.д.) и весьма редко личностный (чтобы быть полезным обществу, чтобы внести свой вклад в науку, искусство, профессию, с целью самопознания, саморазвития и т.п.). Образование для человека лишь средство адаптации к изменениям в социальной среде, часто вынужденное, но не внутренне необходимое, тем более не средство самореализации. О какой тогда непрерывности можно говорить, есть ли она вообще, если для большинства основным стимулом является конечный результат (получение диплома, научной степени и т.д.). Таким образом, понятие непрерывного образования в том виде в каком оно понимается в современной науке, как «образование длинною в жизнь» – это красивая игра слов, так как непрерывность предполагает постоянство возобновления, а образование – появление чего-то нового, на базе существовавшего ранее, но потерявшего свою актуальность, формирующего новый образ известного объекта, подобного известным объекта, или неизвестного объекта.

      Проблема  заключается в том, что непрерывное  образование требует не только осуществление  образовательной деятельности во внешнем окружении, но требует постоянного внутреннего образования, изменения под воздействием вновь освоенных знаний, что для современного индивида и системы является непосильным трудом, потому что он привык, ему удобно, и намного легче изменить что-то вовне или сделать видимость изменения, оставаясь при этом внутренне неизменным, то,  что можно назвать «с широко закрытыми глазами».6 
 
 
 
 

2.4 Перспективы  непрерывного образования 

      Для любой страны в условиях ускорения  научно-технического развития профессиональное образование является абсолютно необходимым фактором для достижения её устойчивого социально-экономического развития.

      В последние десятилетия Россия столкнулась  с проблемой несоответствия в  необходимых профессиональных компетенциях работников и выпускников профессиональных образовательных учреждений. Решить эту проблему без изменений в системе образования не представляется возможным.

     Для того чтобы приспособиться  к быстроизменяющимся условиям  производства и жизни, работник  должен овладевать новой техникой и современными технологиями, использовать новые технические средства, с которыми прежде никогда не сталкивался.

     Именно поэтому традиционная  система образования должна модифицироваться  в систему непрерывного профессионального  образования в течение всей жизни.

     Продуктом процесса непрерывного  профессионального образования  является специалист с высоким  уровнем квалификации, способный  к труду высокого качества  и сложности, к самообразованию.  Повышая квалификацию и приобретая  новые знания и навыки, человек становится более конкурентоспособным на рынке труда и получает дополнительные возможности для профессионального роста, как внутри своего предприятия, так и вне его. Таким образом, непрерывное профессиональное образование, с одной стороны, способствует увеличению доходов самого работника, а, с другой – организации, региона и государства в целом.

          Перспективной тенденцией в развитии  непрерывного профессионального  образования, его доступности  и личностной ориентации является  оптимальное сочетание традиционных форм обучения и дистанционных технологий.

     Дистанционное бизнес-образование  очень актуально для преуспевших  в жизни людей, которые хотят  не только расширить бизнес, увеличить  прибыль, обойти конкурентов,  но и заниматься семьёй, радоваться жизни, узнавать мир. Эта форма обучения подходит тем, кто не имеет возможности регулярно посещать занятия (предприниматели, жители других регионов, инвалиды, военные, люди, работающие вахтовым методом и т.д.). В основу обучения положена самостоятельная работа студента по изучению различных учебных материалов. Компьютерные технологии, конечно же, предоставляют огромные возможности для дистанционного и домашнего обучения, но методисты института все ещё считают, что они непременно должны сопровождаться личными встречами преподавателя и студента. Поэтому установочные лекции, консультации и контрольные мероприятия проходят непосредственно в институте.

     В настоящее время дистанционное  обучение прочно занимает свою  нишу на рынке образовательных  услуг. Наибольшая популярность сферы применения данной технологии – корпоративная сфера (для подготовки сотрудников компании и повышения их квалификации) и сфера образования (для студентов как оптимальный вариант получения образования).

     Дистанционное обучение на сегодняшний день находит широкое применение в государственной структуре. Здесь оно практически незаменимо для создания и поддержки системы непрерывного повышения квалификации государственных служащих.

     Кроме того, в некоторых отраслях (сфера услуг, торговля) наблюдается высокая текучесть кадров, в результате чего в организациях появляются новые сотрудники, которым необходимо пройти обучение, и организация обычных курсов будет лишней тратой денег для компании.

     В учебных заведениях дистанционное форма обучения позволяет охватить удалённые регионы и снизить затраты на обучение.

     Совершенно очевидно, что важной  проблемой становится проблема  массового непрерывного образования  людей. Число людей, стремящихся  и вынужденных к продолжению  своего образования после окончания обучения, в процессе работы, значительно превосходит число студентов вузов. Значение непрерывного образования столь велико, что в состязании стран, лидером станет страна, которая сумеет раньше других осознать неизбежность и лучше других организовать непрерывное образование населения.7

      Система непрерывного образования в проекте  состоит из трех основных элементов: переход от системы управления вузами к системе управления отдельными программами с отказом от аккредитации вузов в пользу аккредитации учебных программ, введение так называемой кредитно-модульной системы образовательных программ, создание независимых центров оценки качества образования.

      При переходе к ней студенты начнут учиться  не по единому учебному плану, а станут выбирать сами, какие предметы изучать. Определившись, они начнут набирать интересующие их кредиты (зачетные единицы) и модули (части образовательных программ), причем получат возможность делать это не в одном, как сейчас, а сразу в нескольких вузах. По завершении каждого такого курса студент получит сертификат, подтверждающий, что курс прослушан. Качество получаемых знаний будет подтверждаться аккредитацией каждого курса, а также системой проверок, организуемых независимыми центрами оценки качества образования.

      Предполагается  внедрять систему непрерывного образования  поэтапно. В ближайшей перспективе  начнут с дополнительного образования. Большую долю займет образование  по индивидуальным планам, учитывающим  психолого-физиологические, генетические и другие качества человека. Непрерывное образование органически сочетается с вариативностью образования, многообразием типов образовательных учреждений, педагогических технологий и форм государственно-общественного управления. Непрерывная система образования предполагает такую сеть связанных друг с другом учебно-воспитательных учреждений, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности населения.

      Информационные технологии, в том числе Интернет, помогают более успешно справиться с переходом учащихся к непрерывному образованию. Но прежде надо решить проблему непрерывного образования учителей информационным технологиям. В противном случае непонятно, чему учителя станут обучать своих подопечных. Профессионалам любого профиля необходимо постоянно повышать квалификацию, чтобы «быть в форме». А особенно это важно для тех, чья специальность — учить других.

      Для государства непрерывное образование  является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности каждого человека. Для общества это механизм расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, предпосылка ускорения социально-экономического прогресса страны.

      Современный вуз превращается в конструктора образа жизни, в структуру, которая  дает индивидууму навыки для непрерывной  адаптации. То, что мы традиционно  называем культурой, сегодня приобретает  форму культуры обучения — обучения жизни, социального обучения (social learning) в постоянно меняющейся среде, поскольку виртуальная (текучая) и реальная социальная среда все более совпадают.8 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие воспитания