Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение способов использования новых информационных технологий на уроках математики, которые способствуют улучшению качества знаний учащихся и скорости их получения. Точнее, применение программно-методических средств для повышения эффективности изучения тех тем математики, которые при традиционной форме обучения, вызывают у учащихся трудности в усвоении.
Введение 3
1. Понятие новой информационной технологии обучения 5
2. Обзор программных средств, разработанных для уроков математики 11
2.1 Электронный учебник-справочник “Планиметрия”. 11
2.2 Живая Геометрия. 13
2.3 Табличный процессор MS Excel. 14
2.4 Математические пакеты MathCAD, Maple, MatLab. 15
3. Педагогические цели использования ППС. Требования к программно прикладным средствам 19
4. Практическое использование ППС в процессе обучения математики 24
4.1 “Живая Геометрия”. 24
4.2 Решение математических задач в среде Excel 46
4.3 Использование системы MathCAD на уроках математики 51
Заключение 54
Список литературы 55
Требования
к программно прикладным
средствам.
Прежние попытки вести обучение с помощью компьютерных программ, предпринимавшиеся еще в начале и середине 80-х годов, потерпели неудачу, потому что несовершенство программных средств не позволяло получить явное преимущество компьютерных технологий перед традиционными формами обучения.
Создание учебных методических программ, позволяющих решать значимые педагогические задачи, требуют серьезных совместных усилий педагогов и программистов. Сложность в создание ППС (программно-прикладные средства) в том, что к ним предъявляются с одной стороны, психолого-педагогические требования, а с другой – чисто технические, “и если технические требования носят чисто технический характер, то и психолого-педагогические требования должны быть, не менее строгими, поскольку от этого зависит здоровье и духовное развитие детей”.
Многие
авторы публикаций посвященных ППС предъявляют
к программным средствам следующие требования5:
Общетехнические:
Дидактические.
В программе учебного назначения необходимо определить следующие условия:
Методические:
Учитывая перечисленные требования к ППС можно сформулировать критерий полезности применения учебных программ для каждой возрастной группы учащихся на уроках математики, а именно, та или иная учебная программа целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.
Например, если программа позволяет быстро выработать технический навык построения симметричных фигур на плоскости - такая программа нужна. Без компьютера эта работа будет перегружена массой дополнительными и рутинными действиями. Из-за обилия вспомогательных действий при построение симметричных фигур на плоскости, учителю становится трудно сформировать и проконтролировать формирование нужных умений и навыков у учащихся. Применение же, компьютера со специально разработанной учебной программой, помогает решить проблему без серьезных затруднений. Однако позже полученные умения учащимися необходимо закрепить реальными построениями, иначе настоящие навыки не разовьются.
Примером ненужных учебных программ может служить множество тестов типа “выбери правильный ответ” или длинных лекций, которые нужно проматывать на экране.
Учебная
программа не должна быть “книжкой
на экране”. Она дополняет учебники,
используя все возможности
Программа не должна категорически оценивать работу учащегося. Оценка человека - прерогатива человека. Во всяком случае, учитель должен иметь возможность изменения уровня требований, предъявляемых учащемуся программой.
И, наконец, в учебно-программном средстве должны учитываться традиции школьного образования. Методические приемы обучения разрабатывались на протяжении тысячелетий.
Из рассмотренных выше программных средств наиболее удовлетворяет педагогическим требованиям программа “Живая геометрия”.
Эта компьютерная среда является электронным аналогом готовальни с дополнительными динамическими возможностями и со стандартными компьютерными функциями. Позволяет создавать красочные, варьируемые и редактируемые чертежи, осуществлять операции над ними, проводить все необходимые измерения.
Программа обеспечивает деятельность учащихся в области анализа, исследования, построений, доказательств, решения задач, головоломок и даже рисования; позволяет обнаруживать закономерности в наблюдаемых геометрических явлениях, формулировать теоремы для последующих доказательств, подтверждать уже доказанные теоремы и развивать их понимание.
Программу “Живая геометрия” можно эффективно использовать при решении широкого круга задач различных разделов геометрии. Она обладает хорошими графическими возможностями. Овладеть основными операциями достаточно просто. Программа не требует больших ресурсов памяти ПК, требуется минимальная оперативная память.
Рекомендуется для использования на уроках математики в V – IX классах, для внеклассной и внешкольной работы.
В программе используются следующие основные действия с мышкой:
2. Понятие алгоритма, алгоритм запуска программы, алгоритм выхода из программы.
Программа - это не просто набор
инструкций, а упорядоченный набор
инструкций, так как одни и
те же команды, выполненные
в разном порядке, приводят
к разным результатам. Поэтому
при работе с различными
Алгоритм запуска программы «Живая геометрия».
Алгоритм выхода из программы «Живая геометрия».
а) Если не хотите сохранять, нажмите мышкой на кнопку Не сохранять
б) Если хотите сохранить, нажмите мышкой на кнопку Сохранять.
В данном случае будет создан файл чертежа.
3. Работа с «окном чертежа», выбор инструментов из «готовальни», знакомство с меню, выбор команд из меню.
Окно чертежа программы
«Живая Геометрия».
Выбор инструментов из «готовальни».
Чтобы выбрать инструмент из «Готовальни» необходимо:
На рис 1.2 показаны инструменты входящие в «Готовальню»
Выделитель является также набором инструментов (рис.1.3).
Рис.1.3
Выбор команд из меню.
1.Подведите курсор на имя меню.
2.Нажмите клавишу мыши и не отпускайте ее.
3.Выберите из меню необходимую команду.
4. Отпустите
кнопку мыши.
Меню Редактор(рис 1.4)
Рис 1.4
Пример практической работы №1.
Тема: “Треугольник. Начальные сведения”.
Цель: “Систематизировать
знания учащихся о различных видах и простейших
свойствах треугольников. Измерение углов
и сторон треугольника”.
Ход работы:
1.
Запустить программу «Живая
Информация о работе Практическое использование ППС в процессе обучения математики