Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:35, курсовая работа
Целью работы является комплексное исследование правового регулирования отношений по профессиональной переподготовке в контексте обеспечения права на труд и права на образование, постановка и решение теоретических и практических вопросов и разработка на этой основе предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в обозначенной сфере.
Введение........................................................................................................................3
Глава 1.Правовая сущность профессиональной подготовки и переподготовки кадров............................................................................................................................7
1.1. Основные понятия в сфере профессионального обучения и переподготовки ............................................................................................................7
1.2. Международно-правовые источники регулирования профессиональной подготовки и переподготовки кадров......................................................................15
Глава 2.Нормативно-правовое регулирование профессиональной подготовки и переподготовки кадров в России..............................................................................20
2.1.Значение нормативно - правовых актов сфере профессиональной подготовки и переподготовки кадров..........................................................................................................................20
2.2. Основные недоработки законодательства о профессиональном обучении и способы совершенствования правового регулирования подготовки и переподготовки кадров..............................................................................................27
Заключение...............................................................................................................33
Список использованных нормативных источников и литературы.....................36
Êóðñîâàÿ ðàáîòà
ïî äèñöèïëèíå:
«Îðãàíèçàöèÿ çàêîíîäàòåëüíîãî îáåñïå÷åíèÿ
îáðàçîâàòåëüíîãî ñåðâèñà»
Òåìà:
«Ïðàâîâîå
ðåãóëèðîâàíèå ïîäãîòîâêè è ïåðåïîäãîòîâêè
êàäðîâ»
Âûïîëíèëà ñòóäåíòêà:
Èðèíà
Îãëàâëåíèå
Ââåäåíèå......................
Ãëàâà
1.Ïðàâîâàÿ ñóùíîñòü ïðîôåññèîíàëüíîé
ïîäãîòîâêè è ïåðåïîäãîòîâêè êàäðîâ........................
1.1.
Îñíîâíûå ïîíÿòèÿ â ñôåðå ïðîôåññèîíàëüíîãî
îáó÷åíèÿ è ïåðåïîäãîòîâêè ..............................
1.2.
Ìåæäóíàðîäíî-ïðàâîâûå èñòî÷íèêè ðåãóëèðîâàíèÿ
ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè è ïåðåïîäãîòîâêè
êàäðîâ........................
Ãëàâà
2.Íîðìàòèâíî-ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ïðîôåññèîíàëüíîé
ïîäãîòîâêè è ïåðåïîäãîòîâêè êàäðîâ â
Ðîññèè........................
2.1.Çíà÷åíèå
íîðìàòèâíî - ïðàâîâûõ àêòîâ ñôåðå ïðîôåññèîíàëüíîé
ïîäãîòîâêè è ïåðåïîäãîòîâêè êàäðîâ........................
2.2.
Îñíîâíûå íåäîðàáîòêè çàêîíîäàòåëüñòâà
î ïðîôåññèîíàëüíîì îáó÷åíèè è ñïîñîáû
ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ
ïîäãîòîâêè è ïåðåïîäãîòîâêè êàäðîâ........................
Çàêëþ÷åíèå....................
Ñïèñîê
èñïîëüçîâàííûõ íîðìàòèâíûõ èñòî÷íèêîâ
è ëèòåðàòóðû....................
Ââåäåíèå
Âîïðîñû ïîäãîòîâêè, ïåðåïîäãîòîâêè è ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè ðàáî÷èõ êàäðîâ â óñëîâèÿõ ðûíî÷íûõ îòíîøåíèé ïðèîáðåòàþò îñîáóþ àêòóàëüíîñòü.Ïåðåõîä ê ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå âûäâèãàåò ïðèíöèïèàëüíî íîâûå òðåáîâàíèÿ ê ðàáîòíèêàì - ðóêîâîäèòåëÿì, ñïåöèàëèñòàì, ðàáî÷èì, ê îðãàíèçàöèè è ñîäåðæàíèþ èõ ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè è ïåðåïîäãîòîâêè. Âàæíîå ðåøåíèå ýòîé ïðîáëåìû èìååò íà óðîâíå ïðåäïðèÿòèÿ, ïîëîæåíèå êîòîðîãî â óñëîâèÿõ ðûíî÷íîé ýêîíîìèêè êîðåííûì ñïîñîáîì èçìåíèëîñü. Ñòàíîâÿñü îáúåêòîì òîâàðíî-äåíåæíûõ îòíîøåíèé, îáëàäàþùèì ýêîíîìè÷åñêîé ñàìîñòîÿòåëüíîñòüþ è ïîëíîñòüþ îòâå÷àþùèì çà ðåçóëüòàòû ñâîåé äåÿòåëüíîñòè, íà ïðåäïðèÿòèè äîëæíà áûòü ñôîðìèðîâàíà òàêæå ñèñòåìà ïîäãîòîâêè, ïåðåïîäãîòîâêè è ïîâûøåíèè êâàëèôèêàöèè ðàáî÷èõ êàäðîâ, êîòîðàÿ îáåñïå÷èëà áû åìó âûñîêóþ ýôôåêòèâíîñòü ðàáîòû, êîíêóðåíòíóþ ñïîñîáíîñòü è óñòîé÷èâîñòü ïîëîæåíèÿ íà ðûíêå.Ïðåäïðèÿòèÿ, â ñâîþ î÷åðåäü, ïåðåõîäÿò íà íîâóþ òåõíîëîãèþ, âûïóñêàþò íîâóþ ïðîäóêöèþ, ìåíÿþò ïðîèçâîäñòâåííûé ïðîôèëü äåÿòåëüíîñòè. Ìíîãèå ðàáîòíèêè âûñâîáîæäàþòñÿ ñî ñâîèõ ðàáî÷èõ ìåñò ïî ýòèì ïðè÷èíàì ëèáî â ñâÿçè ñ ëèêâèäàöèåé îðãàíèçàöèé, ñîêðàùåíèåì ÷èñëåííîñòè èëè øòàòà â íèõ [16, Ñ. 320].
Êàæäîå èç ýòèõ îáñòîÿòåëüñòâ ñåðüåçíî âëèÿåò íà ñòðóêòóðó ïîòðåáíîñòåé â êàäðàõ, â çàâèñèìîñòè îò èõ ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâëåííîñòè ê ðàáîòå, êîòîðóþ îíè ìîãóò èëè ñìîãóò âûïîëíèòü.
Îáðàçîâàíèå (â ñìûñëå îáó÷åíèå) êàäðîâ - âàæíåéøèé ôàêòîð ýêîíîìè÷åñêîãî ðîñòà â ñòðàíå, ñëåäîâàòåëüíî, îò âíóòðèîðãàíèçàöèîííîãî îáó÷åíèÿ âûèãðûâàåò è îáùåñòâî, ãîñóäàðñòâî â öåëîì, ïîëó÷àÿ áîëåå êâàëèôèöèðîâàííûõ ÷ëåíîâ è áîëåå âûñîêóþ ïðîèçâîäèòåëüíîñòü îáùåñòâåííîãî òðóäà áåç äîïîëíèòåëüíûõ çàòðàò.
Òàêèì îáðàçîì, ïðîôåññèîíàëüíîå ðàçâèòèå ïåðñîíàëà ïðèîáðåòàåò îñîáîå çíà÷åíèå è ñòàíîâèòñÿ íåîòúåìëåìûì óñëîâèåì óñïåøíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ëþáîé îðãàíèçàöèè. Ó÷èòûâàÿ ñïåöèôèêó ðîññèéñêîãî ðûíêà, îñîáåííîñòüþ êîòîðîãî ÿâëÿþòñÿ áûñòðûå è ÷àñòûå èçìåíåíèÿ êàê âíåøíèõ óñëîâèé ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ïðåäïðèÿòèÿ, òàê è âíóòðåííèõ, ìîæíî êîíñòàòèðîâàòü, ÷òî ðàçâèòèå ñèñòåìû ïðîôåññèîíàëüíîãî îáó÷åíèÿ â îðãàíèçàöèè îïðåäåëÿåò íå òîëüêî óñïåøíîñòü åå ðàçâèòèÿ, íî è âûæèâàåìîñòü. Óñêîðåííîå ðàçâèòèå íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà è áûñòðîå óñòàðåâàíèå ïðîôåññèîíàëüíûõ çíàíèé è íàâûêîâ ÿâëÿþòñÿ íå åäèíñòâåííûìè ôàêòîðàìè, îïðåäåëÿþùèìè çíà÷èòåëüíî âîçðîñøóþ ðîëü ïðîôåññèîíàëüíîãî îáó÷åíèÿ - îíî ïîìîãàåò ôèðìå ñîîòâåòñòâîâàòü óæåñòî÷èâøèìñÿ òðåáîâàíèÿì ðûíêà.
Àêòóàëüíîé çàäà÷åé ñòàíîâèòñÿ ïîäãîòîâêà, ïîâûøåíèå êâàëèôèêàöèè, îáó÷åíèå ñìåæíûì è âòîðûì ïðîôåññèÿì ðàáî÷èõ, ôîðìèðîâàíèå ïðåäïðèíèìàòåëüñêîãî êîðïóñà ñ ó÷åòîì íîâûõ ýêîíîìè÷åñêèõ óñëîâèé, ðîññèéñêèõ òðàäèöèé è ìèðîâîãî îïûòà.
Çà ïîñëåäíèå ãîäû â îáëàñòè ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé ïðîèçîøëè ñóùåñòâåííûå ñäâèãè, âûçâàííûå ãëóáîêèìè èçìåíåíèÿìè â ñôåðå îðãàíèçàöèè è ïðèìåíåíèÿ òðóäà ïîä âëèÿíèåì ñóùåñòâåííûõ èçìåíåíèé â îáùåñòâåííîé è ãðàæäàíñêîé æèçíè, âîçðàñòàþùåé ðîëè ïðàâà â óñëîâèÿõ ðûíêà, íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà, ðàçâèòèÿ âíåøíåýêîíîìè÷åñêèõ îòíîøåíèé.  ïîñëåäíèå ãîäû èçìåíèëàñü äèíàìèêà, âîçðîñëà èíòåíñèâíîñòü ðàçâèòèÿ îòíîøåíèé, óñëîæíèëèñü ñîöèàëüíûå ñâÿçè, êàê â ýêîíîìè÷åñêîé, òàê è â îáùåñòâåííî-ïîëèòè÷åñêîé ñôåðå. Ýòî, â ñâîþ î÷åðåäü, òðåáóåò ïîâûøåíèÿ êîìïåòåíòíîñòè è êâàëèôèêàöèè ðàáîòíèêîâ âî âñåõ ñôåðàõ îáùåñòâåííîé æèçíè, èõ óìåíèÿ áûñòðî àäàïòèðîâàòüñÿ ê èçìåíÿþùåéñÿ îáñòàíîâêå, ïîâûøåíèÿ èõ ïîëèòè÷åñêîé è ïðàâîâîé êóëüòóðû.  òàêèõ óñëîâèÿõ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ïîâûøàåòñÿ ðîëü ïîäãîòîâêè, ïåðåïîäãîòîâêè è ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè ðàáîòíèêîâ, ÷òî, ñîîòâåòñòâåííî, âëå÷åò ïîâûøåíèå ðîëè ãîñóäàðñòâà â óêàçàííîì ïðîöåññå è äèêòóåò íåîáõîäèìîñòü ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ñèñòåìû ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ è ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ ýòîé äåÿòåëüíîñòè.
Ïîýòîìó òåîðåòè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ñèñòåìû íîðìàòèâíî-ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ ïîäãîòîâêè è ïåðåïîäãîòîâêè êàäðîâ, â òîì ÷èñëå âûÿâëåíèå ñóùåñòâóþùèõ ïî äàííîìó âîïðîñó ïðîáëåì, ñ÷èòàþ îñîáî àêòóàëüíûì.
Öåëüþ ðàáîòû ÿâëÿåòñÿ êîìïëåêñíîå èññëåäîâàíèå ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ îòíîøåíèé ïî ïðîôåññèîíàëüíîé ïåðåïîäãîòîâêå â êîíòåêñòå îáåñïå÷åíèÿ ïðàâà íà òðóä è ïðàâà íà îáðàçîâàíèå, ïîñòàíîâêà è ðåøåíèå òåîðåòè÷åñêèõ è ïðàêòè÷åñêèõ âîïðîñîâ è ðàçðàáîòêà íà ýòîé îñíîâå ïðåäëîæåíèé ïî ñîâåðøåíñòâîâàíèþ íîðìàòèâíî-ïðàâîâîé áàçû â îáîçíà÷åííîé ñôåðå.
Âûøåóêàçàííàÿ öåëü ïðåäîïðåäåëèëà ïîñòàíîâêó ñëåäóþùèõ íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêèõ çàäà÷:
Äëÿ ðåøåíèÿ ïîñòàâëåííûõ çàäà÷ íåîáõîäèìî èññëåäîâàòü îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ, ñêëàäûâàþùèåñÿ â ñôåðå ïðîôåññèîíàëüíîé ïåðåïîäãîòîâêè ðàáîòíèêîâ, à òàê æå íîðìû òðóäîâîãî ïðàâà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ðåãóëèðóþùèå îòíîøåíèÿ ïî ïðîôåññèîíàëüíîé ïåðåïîäãîòîâêå êàäðîâ.
Ìåòîäîëîãè÷åñêîé
îñíîâîé íàïèñàíèÿ êóðñîâîé ðàáîòû ïîñëóæèëè
çàêîíîäàòåëüíûå è íîðìàòèâíûå äîêóìåíòû,
äåéñòâóþùèå â ÐÔ, à òàêæå ñïåöèàëüíàÿ
ëèòåðàòóðà ïî èññëåäóåìîé ïðîáëåìå Îäåãîâà
Þ.Ã., Ðóäåíêî Ã.Ã., Áàáûíèíà Ë.Ñ -«Ýêîíîìèêà
òðóäà», Îäåëîâà Þ.Ã., Æóðàâëåâà Ï.Â.« Óïðàâëåíèå
ïåðñîíàëîì», Ëóøíèêîâîé Ì., Ëóøíèêîâà
À.«Ïðàâî íà ïðîôåññèîíàëüíîå îáðàçîâàíèå
è îáó÷åíèå: ïðîáëåìû ðåàëèçàöèè â ñîâðåìåííûõ
óñëîâèÿõ»è äðóãèå ðàáîòû îòå÷åñòâåíûõ
è çàðóáåæíûõ àâòîðîâ. Â ðàáîòå èñïîëüçîâàíû
îáùèå è ÷àñòíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ,
â òîì ÷èñëå, èñòîðèêî-þðèäè÷åñêèé, ñèñòåìíî-ïðàâîâîé
è äðóãèå, ñèñòåìíûé àíàëèç íîðìàòèâíî-ïðàâîâûõ
àêòîâ ñôåðå ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè
è ïåðåïîäãîòîâêè êàäðîâ è ñäåëàíî îïðåäåëåíèå
ñóùåñòâóþùèõ â ýòîé îáëàñòè ïðîáëåì.
Ãëàâà
1. Ïðàâîâàÿ ñóùíîñòü
ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè
è ïåðåïîäãîòîâêè êàäðîâ
1.1.
Îñíîâíûå ïîíÿòèÿ â
ñôåðå ïðîôåññèîíàëüíîãî
îáó÷åíèÿ è ïåðåïîäãîòîâêè
Êîíêðåòíûå ôîðìû ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè,ïåðåïîäãîòîâêè è ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè ðàáîòíèêîâ,à òàêæå ïåðå÷åíü ïðîôåññèé è ñïåöèàëüíîñòåé,ïî êîòîðûì îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðîôåññèîíàëüíîå îáó÷åíèå íà ïðîèçâîäñòâå,îïðåäåëÿþòñÿ ðàáîòîäàòåëåì ñ ó÷åòîì ìíåíèÿ ïðåäñòàâèòåëüíîãî îðãàíà ðàáîòíèêîâ.
Ïðîôåññèîíàëüíîå îáðàçîâàíèå ñîîòâåòñòâóþùåãî óðîâíÿ (íà÷àëüíîå, ñðåäíåå, âûñøåå, ïîñëåâóçîâñêîå è äîïîëíèòåëüíîå) îñíîâàíî íà îáÿçàòåëüíûõ ãîñóäàðñòâåííûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ñòàíäàðòàõ.
Ïîä îáðàçîâàòåëüíûì ñòàíäàðòîì ñëåäóåò ïîíèìàòü ãîñóäàðñòâåííûå îáðàçîâàòåëüíûå ñòàíäàðòû ÐÔ (íà÷àëüíîãî ïðîôåññèîíàëüíîãî, ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî è âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ).  ñîîòâåòñòâèè ñ Çàêîíîì ÐÔ «Îá îáðàçîâàíèè» ãîñóäàðñòâåííûå îáðàçîâàòåëüíûå ñòàíäàðòû âêëþ÷àþò ôåäåðàëüíûé è ðåãèîíàëüíûé (íàöèîíàëüíî-ðåãèîíàëüíûé) êîìïîíåíòû, à òàêæå êîìïîíåíòû îáðàçîâàòåëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ. Ôåäåðàëüíûìè êîìïîíåíòàìè ãîñóäàðñòâåííûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ñòàíäàðòîâ îïðåäåëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíûé ìèíèìóì ñîäåðæàíèÿ îñíîâíûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì, òðåáîâàíèÿ ê óðîâíþ ïîäãîòîâêè âûïóñêíèêîâ.
Íåîáõîäèìîñòü ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè è ïåðåïîäãîòîâêè êàäðîâ äëÿ ñîáñòâåííûõ íóæä îïðåäåëÿåò ðàáîòîäàòåëü.
Îáó÷åíèå ðàáîòíèêîâ ïðîâîäèòñÿ èñõîäÿ èç êîíêðåòíûõ çàäà÷ îðãàíèçàöèé,ïåðñïåêòèâ èõ ðàçâèòèÿ,ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ñóùåñòâóþùèõ è ñîçäàíèÿ íîâûõ ðàáî÷èõ ìåñò.
Ðàáîòîäàòåëü ïðîâîäèò ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîäãîòîâêó,ïåðåïîäãîòîâêó, ïîâûøåíèå êâàëèôèêàöèè ðàáîòíèêîâ,îáó÷åíèå èõ âòîðûì ïðîôåññèÿì â îðãàíèçàöèè,à ïðè íåîáõîäèìîñòè - â îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ íà÷àëüíîãî,ñðåäíåãî,âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî è äîïîëíèòåëüíîãî îáðàçîâàíèÿ íà óñëîâèÿõ è ïîðÿäêå,êîòîðûå îïðåäåëÿþòñÿ êîëëåêòèâíûì äîãîâîðîì,ñîãëàøåíèÿìè è òðóäîâûì äîãîâîðîì. Óñëîâèÿ îðãàíèçàöèè è ïðîâåäåíèÿ ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè,ïåðåïîäãîòîâêè è ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè ðàáîòíèêîâ óñòàíàâëèâàþòñÿ â êîëëåêòèâíîì äîãîâîðå,ñîãëàøåíèÿìè ëèáî ïðåäóñìàòðèâàþòñÿ â çàêëþ÷àåìûõ ñ íèìè òðóäîâûõ äîãîâîðàõ(ñò.57 ÒÊ)
Ê ÷èñëó îñíîâíûõ ïðàâ ðàáîòíèêà îòíîñèòñÿ ïðàâî íà ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîäãîòîâêó,ïåðåïîäãîòîâêó è ïîâûøåíèå ñâîåé êâàëèôèêàöèè. Êàê ïðàâèëî,îíî ðåàëèçóåòñÿ ïóòåì çàêëþ÷åíèÿ äîïîëíèòåëüíîãî äîãîâîðà ìåæäó ðàáîòíèêîì è ðàáîòîäàòåëåì. Ïîäãîòîâêà ðàáîòíèêîâ îïðåäåëÿåòñÿ ñëåäóþùèìè âèäàìè ïðîôåññèîíàëüíîãî îáó÷åíèÿ:
Ñïîñîáîì
ïîâûøåíèå êâàëèôèêàöèè ñëóæèò ïðîõîæäåíèå
àñïèðàíòóðû,îðäèíàòóðû,
Информация о работе Правовое регулирование подготовки и переподготовки кадров