Предупреждение неуспеваемости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:54, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить возникновение и развитие проблемы неуспеваемости младших школьников и её предупреждение.
В соответствии с объектом, предметом, целью определены задачи исследования:
- изучить исторически сложившиеся в педагогической науке и практике теории и концепции, ставившие своей целью объяснение неуспеваемости как явления, сопровождающего процесс обучения;
- выявить особенности и современное состояние проблемы неуспеваемости в условиях смены образовательной ситуации на основе исследования этого феномена в педагогике, психологии и других науках;
- разработать технологию предупреждения неуспеваемости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ И ЕЁ СУЩНОСТЬ
1.1 Понятие неуспеваемости
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих
школьников
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
2.1 Изучение проблемы неуспеваемости в трудах отечественных учёных
2.2 Зарубежные исследователи о проблеме неуспеваемости школьников

ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ЕЁ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
3.1 Классификация причин неуспеваемости
3.2 Пути преодоления и предупреждения
неуспеваемости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Предупреждение неуспеваемости младших школдников.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ И ЕЁ СУЩНОСТЬ

1.1 Понятие неуспеваемости

1.2. Психологическая характеристика неуспевающих

школьников

 

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

2.1 Изучение проблемы неуспеваемости в трудах отечественных учёных

2.2 Зарубежные исследователи о проблеме неуспеваемости школьников

 

 

ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ЕЁ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

3.1 Классификация причин неуспеваемости

3.2  Пути преодоления и предупреждения

неуспеваемости

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСРК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях модернизации образования проблема неуспеваемости учащихся остается острой. И связано  это с тем, что неуспеваемость — это сложное, многогранное явление  школьной действительности, требующее  разносторонних и неоднозначных подходов при ее решении. Коренные социальные перемены в нашей стране, несоответствие содержания образования современным требованиям, низкий авторитет знания и учительской профессии, кризис современной семьи — способствовали снижению качества обучения школьников и увеличению количества неуспевающих.

Актуальность данной проблемы для педагогической науки, сформировавшиеся противоречия между  социальным заказом и ситуацией, сложившейся в образовании на данном этапе, а также недостаточная практическая изученность аспектов неуспеваемости с точки зрения современной образовательной парадигмы и определили выбор темы исследования.

Объект исследования: целостный учебно-воспитательный процесс  в школе.

Предмет исследования: проблема неуспеваемости, причины, современные подходы к ее изучению, предупреждение неуспеваемости.

Цель исследования: изучить  возникновение и развитие проблемы неуспеваемости младших школьников и её предупреждение.

В соответствии с объектом, предметом, целью определены задачи исследования:

- изучить исторически сложившиеся в педагогической науке и практике теории и концепции, ставившие своей целью объяснение неуспеваемости как явления, сопровождающего процесс обучения;

- выявить особенности и современное состояние проблемы неуспеваемости в условиях смены образовательной ситуации на основе исследования этого феномена в педагогике, психологии и других науках;

- разработать технологию предупреждения неуспеваемости.

Методологической основой исследования являются:

- антрополого-педагогические идеи и взгляды П.Ф.Каптерева, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского;

- опыт педологических исследований неуспеваемости П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.А.Смирнова и др.;

-опыт исследования  неуспеваемости А.М.Гельмонта, С.М.Ривеса, М.А.Данилова и др.;

-концепция оптимизации  учебно-воспитательного процесса Ю.К.Бабанского;

-концепция гуманизации  образовательной деятельности, предложенная  Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревской, С.В.Кульневич  и др.; - методология и концепция исторического подхода к исследованию феномена неуспеваемости в контексте смены образовательных ориентации и парадигм Г.Ф.Карповой.

Для решения поставленных задач и в соответствии с логикой  исследования были использованы следующие  методы: обобщение, классификация и  анализ при изучении философской, педагогической, психологической, медико-биологической литературы, нормативных документов Министерства Здравоохранения РФ и Образования; изучение и обобщение педагогического опыта в области исследования явления неуспеваемости и его причин; методы педагогического наблюдения за учебной деятельностью школьников.

Теоретическая значимость исследования. Проведен исторический анализ становления проблемы и уточнение  понятия «неуспеваемость», проанализировано возникновение данного явления  и его периодизация. Осуществлен комплексный анализ причин неуспеваемости с точки зрения современной образовательной парадигмы. Определены условия приложения теоретических принципов в работе с неуспевающими учениками, предполагающие активизацию познавательной деятельности учащихся с использованием методического арсенала современных образовательных технологий.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения в общеобразовательных  учреждениях, предлагаемых в курсовой выводов для успешной работы с неуспевающими учениками, перспективой разработки в соответствии с предлагаемым подходом содержания, методов, организационных форм, направлений изучения неуспеваемости как явления. Разработанные в работе теоретические положения и выводы использованы при разработке курсов лекций, семинаров и практических занятий по педагогике, педагогической психологии, а также спецкурса по изучению неуспеваемости для будущих учителей, а также в системе повышения квалификации педагогов. Для учителей представляют определенный интерес проанализированные в работе способы организации учебно-воспитательной деятельности неуспевающих школьников, а также разнообразные методические приемы, которые могут быть использованы для организации деятельности в классных коллективах, имеющих отстающих или неуспевающих учащихся.

Структура и объем работы. Курсовая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ И ЕЁ СУЩНОСТЬ

 

1.1 Понятие неуспеваемости

 

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности. К основным причинам неуспеваемости психологи относят, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности, во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

В первом случае затруднения  в учении проявляются в том, что  школьник плохо понимает преподаваемый  материал, не способен качественно  его усвоить, не умеет на необходимом  уровне осуществлять учебные действия. Среди конкретных психологических причин, относящихся к первой группе отрицательных факторов, выделяются следующие: несформированность приемов учебной деятельности; недостаточное развитие психических процессов (главным образом – мыслительной сферы).

Ребенок, поступивший  в школу, и столкнувшийся с  необходимостью выполнять новую  для себя учебную деятельность, не всегда способен самостоятельно найти  правильные приемы работы. Любое действие, которое предстоит освоить в  школе, может быть выполнено разными способами, но не все эти способы эффективны. Если не обучать ребенка навыкам учебной работы, то он может самостоятельно выбрать не самый правильный и успешный способ письма, счета, заучивания и т.д. К таким малоэффективным способам относится механическое (без логического осмысления) заучивание материала, поспешное выполнение упражнений без предварительного усвоения необходимых правил и т. п. Относительная легкость учебного материала на начальных этапах школьного обучения позволяет на первых порах пользоваться неэффективными способами работы без заметного отставания. При отсутствии должного контроля за способами учебной работы происходит закрепление нерациональных приемов деятельности, что по мере усложнения материала неизбежно приводит к затруднениям в его освоении. Психологически обоснованные методы начального обучения предусматривают не только преподавание школьникам определенных знаний и умений, но и формирование собственно учебной деятельности. При явном несовершенстве приемов учебной работы целесообразны коррекционные занятия с помощью школьного психолога.

Недостатки психических  процессов, лежащие в основе неуспеваемости, далеко не всегда связаны с низким уровнем интеллекта. Чаще они выступают  проявлением недостаточной готовности к школьному обучению, когда ребенок в течение жизни до школы не прошел определенный путь умственного развития, не овладел необходимыми интеллектуальными навыками и умениями.

Обучение в школе  требует от ребенка умения абстрагировать и обобщать. Если же его мышление преимущественно наглядное, конкретное, то возникают типичные затруднения. Ребенок не может отвлечься от значения слова и сосредоточиться на тех его свойствах, которые характеризуют его как часть речи; ему трудно найти общее понятие, объединяющее несколько частных понятий; при изучении математики возникают трудности в подведении задачи под общий вид. Ребенок затрудняется выделить существенные признаки предметов и явлений, путает их с несущественными и потому не может правильно усвоить понятия. Еще одна характерная особенность детского мышления – неспособность одновременно оперировать всеми условиями, необходимыми для решения, одновременно выполнить все требуемые действия, рассмотреть проблемную ситуацию с разных сторон. Все эти особенности мыслительной деятельности приводят к тому, что учебная работа оказывается малоэффективной, порождая разочарование у школьника. Формируется так называемая интеллектуальная пассивность – отказ от активной мыслительной работы. Поэтому особую важность приобретает проблема подготовки к школьному обучению, которая не исчерпывается усвоением определенных навыков, но обязательно предусматривает формирование умственной деятельности, соответствующей задачам обучения.

 

1.2. Психологическая характеристика неуспевающих школьников

 

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, И.В. Дубровина и другие психологи объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

И.В. Дубровина1 рассматривает особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности. Об этих учащихся, по мнению этого психолога, можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворений наизусть – даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными, одинаково эффективными.

С точки зрения И.В. Дубровиной неадекватные способы учебной деятельности могут носить и более индивидуальный характер. Так, психолог К.В. Бардин2 описывает маленькую первоклассницу, которая при списывании буквы по образцу ориентировалась на предыдущую букву, а не на образец, выполненный учительницей. Возможны и такие случаи, когда ученик формально усваивает учебные приемы, перенимая у учителя лишь внешнюю сторону их выполнения. Нередко слабоуспевающие ученики в процессе усвоения учебных навыков упрощают и вульгаризируют их. Есть учащиеся, которые вообще не имеют устойчивых способов работы и используют случайные, не соответствующие характеру заданий приемы.

Неуспеваемость, связанная, а неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам или даже разделам школьной программы. Но она может иметь и более общий характер и проявляться в пробелах и недостатках усвоения многих или всех учебных дисциплин.

Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и  приемы учебной работы, они могут  закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учебе. Постепенному закреплению их в учебной деятельности способствуют такие ее особенности, как, во-первых, относительная легкость учебного труда в начале обучения, позволяющая на первых порах использовать малоэффективные способы без заметного отставания в учебе, и, во-вторых, отсутствие реального контроля со стороны учителя за способами учебной работы ученика.

Леворукость ребенка  в школе является одной из причин неуспеваемости.

Леворукость - это не патология  и не недостаток развития. И тем  более не каприз или упрямство  ребенка, просто не желающего работать “как все”, правой рукой, как иногда считают некоторые родители и “опытные” учителя. Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Специфика литерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, поэлементная работа с материалом; лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; снижение возможности выполнения зрительно-пространственных заданий (Безруких М.М., Князева М.Г., 1994; Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К., 1994). До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма - все должны были писать правой. При переучивании использовали порой самые жесткие методы, не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье. Переучивание приводит к ломке естественно сложившегося индивидуального профиля латерализации, что служит мощным стрессогенным фактором.

В последние годы школа  отказалась от практики переучивания леворуких детей, и они пишут  удобной для них рукой.

Важно определить направление  «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу. Для этого возможно проведение различных тестов.

Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для  младшего школьного возраста неустойчивость устремлений, наклонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Обычно во внешкольных детских учреждениях следят за тем, чтобы эти занятия не шли в ущерб учебе.

Информация о работе Предупреждение неуспеваемости младших школьников