Предупреждение неуспеваемости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:54, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить возникновение и развитие проблемы неуспеваемости младших школьников и её предупреждение.
В соответствии с объектом, предметом, целью определены задачи исследования:
- изучить исторически сложившиеся в педагогической науке и практике теории и концепции, ставившие своей целью объяснение неуспеваемости как явления, сопровождающего процесс обучения;
- выявить особенности и современное состояние проблемы неуспеваемости в условиях смены образовательной ситуации на основе исследования этого феномена в педагогике, психологии и других науках;
- разработать технологию предупреждения неуспеваемости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ И ЕЁ СУЩНОСТЬ
1.1 Понятие неуспеваемости
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих
школьников
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
2.1 Изучение проблемы неуспеваемости в трудах отечественных учёных
2.2 Зарубежные исследователи о проблеме неуспеваемости школьников

ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ЕЁ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
3.1 Классификация причин неуспеваемости
3.2 Пути преодоления и предупреждения
неуспеваемости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Предупреждение неуспеваемости младших школдников.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

 а) точно не знаю        

 б) хотел бы        

 в) не хотел бы     

9.У  тебя в классе много друзей?       

 а) мало       

 б) много       

 в) нет друзей     

10. Тебе нравятся твои одноклассники?        

 а) нравятся       

 б) не очень       

 в) не нравится.      

Ключ  к тесту.

Уровни мотивации

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Высокий

б

в

в

а

б

б

а

б

б

а

Средний

а

б

а

б

в

а

б

а

а

Б

Низкий

в

а

б

в

а

в

в

в

в

в




 

  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Методика  диагностики  структуры учебной мотивации.

   Суть  методики  состоит в следующем: учащимся  были предложены бланки, содержащие 21 утверждение. Учащимся необходимо было выбрать из этих утверждений 10 тех, которые наиболее близки им.

   Тестовый  материал.

1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.

2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.

3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках.

4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.

5. Всё, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.

6. Знания помогают развивать ум, сообразительность, смекалку.

7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.

8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.

9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.

10. Считаю, что успех в учёбе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.

11. Приходиться учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.

12. Я испытываю чувство удовлетворения, когда сам решу трудную задачу и т.д.

13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. 

14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – это моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.

15. На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня важно понять объяснение учителя.

16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу.

17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.

19. Я много читаю книг, кроме учебников.

20. Учёба в моём возрасте – самое главное дело.

21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.

    Ключ  к тесту.

 

Мотивы

Номера ответов

Познавательные

2

9

15

Коммуникативные

3

10

16

Эмоциональные

1

8

21

Саморазвивающие

6

13

19

Позиция школьника

7

14

20

Достижения

5

12

18

Внешние (поощрение, наказание)

4

11

17


 

    Каждое  утверждение  соответствует определённому   учебному мотиву, каждый мотив  был отнесён к тому или иному  уровню, в зависимости от того  на достижение каких целей он направлен.

    Познавательные  мотивы, мотивы саморазвития были  отнесены к высокому уровню, мотивы  достижения и эмоциональные мотивы  школьника  – к среднему, а  коммуникативные и внешние мотивы  отнесены к низкому уровню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Использование методик  при проведении уроков.

 

 

1. Методика «Веселые картинки» (изучение непроизвольной памяти). Ученику показывали одновременно двадцать картинок с изображениями предметов, которые он должен был сгруппировать по четыре-пять картинки так, чтобы их можно было назвать одним словом. Затем картинки убирались, а ученика просили назвать те изображения, которые он запомнил. За каждое правильно воспроизведенное слово ученик получал один балл.

2. Методика «Лабиринт» (выявление степени развития аналитико-синтетической деятельности). Ученик с закрытыми глазами обводил пальцем контур фигуры достаточно сложной геометрической конфигурации, вырезанной в картоне. Задача состояла в том, чтобы представив себе эту фигуру, нарисовать ее затем на листе бумаги. Оценка качества выполненного рисунка зависела от количества воспроизведенных деталей и его общей конфигурации.

3. Методика «Палочки»  (выявление особенностей саморегуляции  интеллектуальной деятельности). На  листе бумаги в линейку ученику надо написать систему палочек и черточек между ними (I-II-III-I-II-III). Выполняя задания, ученик должен соблюдать заданную последовательность палочек, при переносе не разрывать группу палочек, писать палочки через строчку. Наилучший результат оценивался 10 баллами.

4. Методика «Змейка» (изучение  особенностей зрительно моторной  координации). На листе бумаги  рисунок извилистой дорожки шириной  5 мм. Ребенок должен как можно  быстрее провести карандашом  линию внутри этой дорожки,  не касаясь при этом ее стенок. Качество выполнения задания оценивалось по числу касаний. Лучший результат оценивался 0 баллов, за каждое касание начислялся 1 балл. Для определения кратковременной памяти использовала методику 10 слов - стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак (нормальный уровень 5-6 слов). Для определения смысловой памяти я предлагала запомнить пары слов (5 пар): шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь (называется 1-ое слово - ребенок вспоминает второе). Использовала тест НИИ дефектологии (выявить уровень словесно-логического мышления). I субъект. Осведомленность. «Выбери нужное слово и закончи предложение».

1. У сапога всегда  есть… - шнурок, пряжка, подошва,  ремешки, пуговицы.

2. В теплых краях  живет… - медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

3. В году… - 24мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес..

4. Месяц зимы… - сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

5. В нашей стране  не живет… - соловей, аист, синица, страус, скворец.

6. Отец старше своего  сына… - часто, всегда, никогда, редко, иногда.

 

7. Время суток… - год,  месяц, неделя, день, понедельник.

8. У дерева всегда  есть… - цветы, плоды, корень, листья, тень.

9. Время года… - август, осень, суббота, утро, каникулы.

         10. Пассажирский транспорт… - комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

1 Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., Просвещение, 1991

2 Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился

3 Блонский П.П. Школьная успеваемость // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961

4 Блонский П.П. Школьная успеваемость // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961




Информация о работе Предупреждение неуспеваемости младших школьников