Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:54, курсовая работа
Цель исследования: изучить возникновение и развитие проблемы неуспеваемости младших школьников и её предупреждение.
В соответствии с объектом, предметом, целью определены задачи исследования:
- изучить исторически сложившиеся в педагогической науке и практике теории и концепции, ставившие своей целью объяснение неуспеваемости как явления, сопровождающего процесс обучения;
- выявить особенности и современное состояние проблемы неуспеваемости в условиях смены образовательной ситуации на основе исследования этого феномена в педагогике, психологии и других науках;
- разработать технологию предупреждения неуспеваемости.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ И ЕЁ СУЩНОСТЬ
1.1 Понятие неуспеваемости
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих
школьников
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
2.1 Изучение проблемы неуспеваемости в трудах отечественных учёных
2.2 Зарубежные исследователи о проблеме неуспеваемости школьников
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ЕЁ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
3.1 Классификация причин неуспеваемости
3.2 Пути преодоления и предупреждения
неуспеваемости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
а) точно не знаю
б) хотел бы
в) не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
а) мало
б) много
в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравится.
Ключ к тесту.
Уровни мотивации |
№ вопроса | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Высокий |
б |
в |
в |
а |
б |
б |
а |
б |
б |
а |
Средний |
а |
б |
а |
б |
в |
а |
б |
а |
а |
Б |
Низкий |
в |
а |
б |
в |
а |
в |
в |
в |
в |
в |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика диагностики структуры учебной мотивации.
Суть методики состоит в следующем: учащимся были предложены бланки, содержащие 21 утверждение. Учащимся необходимо было выбрать из этих утверждений 10 тех, которые наиболее близки им.
Тестовый материал.
1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.
2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках.
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.
5. Всё, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.
6. Знания помогают развивать ум, сообразительность, смекалку.
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.
10. Считаю, что успех в учёбе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.
11. Приходиться учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.
12. Я испытываю чувство удовлетворения, когда сам решу трудную задачу и т.д.
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – это моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.
15. На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня важно понять объяснение учителя.
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу.
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
19. Я много читаю книг, кроме учебников.
20. Учёба в моём возрасте – самое главное дело.
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.
Ключ к тесту.
Мотивы |
Номера ответов | ||
Познавательные |
2 |
9 |
15 |
Коммуникативные |
3 |
10 |
16 |
Эмоциональные |
1 |
8 |
21 |
Саморазвивающие |
6 |
13 |
19 |
Позиция школьника |
7 |
14 |
20 |
Достижения |
5 |
12 |
18 |
Внешние (поощрение, наказание) |
4 |
11 |
17 |
Каждое утверждение соответствует определённому учебному мотиву, каждый мотив был отнесён к тому или иному уровню, в зависимости от того на достижение каких целей он направлен.
Познавательные
мотивы, мотивы саморазвития были
отнесены к высокому уровню, мотивы
достижения и эмоциональные
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Использование методик при проведении уроков.
1. Методика «Веселые картинки» (изучение непроизвольной памяти). Ученику показывали одновременно двадцать картинок с изображениями предметов, которые он должен был сгруппировать по четыре-пять картинки так, чтобы их можно было назвать одним словом. Затем картинки убирались, а ученика просили назвать те изображения, которые он запомнил. За каждое правильно воспроизведенное слово ученик получал один балл.
2. Методика «Лабиринт» (выявление степени развития аналитико-синтетической деятельности). Ученик с закрытыми глазами обводил пальцем контур фигуры достаточно сложной геометрической конфигурации, вырезанной в картоне. Задача состояла в том, чтобы представив себе эту фигуру, нарисовать ее затем на листе бумаги. Оценка качества выполненного рисунка зависела от количества воспроизведенных деталей и его общей конфигурации.
3. Методика «Палочки»
(выявление особенностей
4. Методика «Змейка» (изучение
особенностей зрительно
1. У сапога всегда есть… - шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.
2. В теплых краях живет… - медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.
3. В году… - 24мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес..
4. Месяц зимы… - сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.
5. В нашей стране не живет… - соловей, аист, синица, страус, скворец.
6. Отец старше своего сына… - часто, всегда, никогда, редко, иногда.
7. Время суток… - год, месяц, неделя, день, понедельник.
8. У дерева всегда есть… - цветы, плоды, корень, листья, тень.
9. Время года… - август, осень, суббота, утро, каникулы.
10. Пассажирский транспорт… - комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.
1 Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., Просвещение, 1991
2 Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился
3 Блонский П.П. Школьная успеваемость // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961
4 Блонский П.П. Школьная успеваемость // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961
Информация о работе Предупреждение неуспеваемости младших школьников