Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:54, курсовая работа
Цель исследования: изучить возникновение и развитие проблемы неуспеваемости младших школьников и её предупреждение.
В соответствии с объектом, предметом, целью определены задачи исследования:
- изучить исторически сложившиеся в педагогической науке и практике теории и концепции, ставившие своей целью объяснение неуспеваемости как явления, сопровождающего процесс обучения;
- выявить особенности и современное состояние проблемы неуспеваемости в условиях смены образовательной ситуации на основе исследования этого феномена в педагогике, психологии и других науках;
- разработать технологию предупреждения неуспеваемости.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ И ЕЁ СУЩНОСТЬ
1.1 Понятие неуспеваемости
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих
школьников
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
2.1 Изучение проблемы неуспеваемости в трудах отечественных учёных
2.2 Зарубежные исследователи о проблеме неуспеваемости школьников
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ЕЁ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
3.1 Классификация причин неуспеваемости
3.2 Пути преодоления и предупреждения
неуспеваемости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Наличие разнообразных и сильных внеучебных интересов подростков связано, как отмечают специалисты, с важнейшими особенностями детского возраста: избытком неистраченной энергии, стремлением к подвижным видам деятельности, расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых. Установлено, что наличие сильных внеучебных интересов в сочетании с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников.
Не только отрицательное отношение к школе и учение по принуждению вызывают отставание учащихся среднего звена. Большим злом является и учение только ради отметки, когда получение хорошей или удовлетворительной отметки («хотя бы троечку») становится единственной целью и ведущим мотивом работы, это парализует оценочную деятельность ученика, порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности. Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи с возможностью или невозможностью получить желаемую отметку. Радость познания нового, удовольствие от коллективного труда, удовлетворение от преодоленных трудностей — все заслоняется отметкой. Урон наносится не только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию школьника. У некоторых учащихся цель получения отметки выступает как средство самоутверждения, удовлетворения самолюбия, средство для получения обещанной дома награды («заработать пятерками» велосипед, фотоаппарат, часы). Во всех этих случаях имеет место внеучебная мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления совершенствовать свои умения и навыки, углублять и расширять знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию.
Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у П. П. Блонского3, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие: 1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит, 2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы), 3) не подмечает своих неудач и трудностей, 4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу, 5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно, 6) индифферентно относится к результатам работы. Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости. Другой выделенный тип назван патологическим – это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический характер.
Психологическую типологию неуспеваемости дает Н. И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников. Ценность этой работы определяется тем, что в ходе исследования автором были выявлены общие черты для всех групп неуспевающих школьников. Они обобщены понятием «слабая самоорганизация», которая проявляется в неумении ученика управлять собственными психическими процессами (вниманием, памятью), отсутствием сформированных рациональных способов умственной работы, нежеланием думать при решении учебных задач, формальным усвоением знаний. Стремясь избежать умственной работы, неуспевающие ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости мыслить. Следствием низкой самоорганизации является интеллектуальная недогрузка, приводящая к снижению уровня умственного развития этих детей. Специальный анализ с помощью апробированных психологических методик выявил, что низкие показатели развития мышления, восприятия, внимания, памяти не являются результатом патологических изменений, а объясняются только отсутствием у школьников необходимых умений и привычки правильно работать. Здесь также можно почерпнуть материал для характеристики неуспеваемости, и он во многом совпадает с тем, что мы находим у П. П. Блонского.4
Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р. Л. Гинзбург. Автор имеет в виду разные уровни усвоения учащимися учебного материала. Под учебным материалом в данном случае понимается текст учебника, и различные типы усвоения соотносятся с определенным уровнем смысловой переработки текста. Так, одни неуспевающие ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя и испытывают серьезные трудности при чтении текста учебника, другие — тем, что справляются с анализом — синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях. Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
2.1 Изучение проблемы неуспеваемости в трудах отечественных учёных
Изучением отдельных аспектов проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников занимались многие отечественные ученые-педагоги: Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, М.А. Данилов, A.M. Гельмонт, Б.П. Есипов, Л.В. Занков, Ф.Ф. Королёв, СМ. Риверс, М.Н. Скаткин, Т.Ю. Стульпинас, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий, П.О. Эфрусси, психологи: П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С Выготский, В.И. Зыкова, З.И. Калмыкова, Г.С Костюк, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, Э.И. Моносзон, Т.Л. Мусеридзе, Н.И. Мурачковский, СЛ. Рубинштейн, С.Я. Рубинштейн, Л.С. Славина, А.А. Смирнов, B.C. Цетлин, дефектологи: Т.А. Власова, М.С Певзнер, В.И. Лубовский; а также зарубежные деятели: Я.Л. Коменский, А. Дистервег и другие.
При определении понятия «неуспеваемость» мы придерживаемся мнения М.С. Певзнера, считающего, что содержание этого понятия не является раз и навсегда данным, оно меняется в ходе развития школы и связано с изменением целей и содержания образования.
И.Н. Садовникова
пишет: «Отстающих учеников
Я.А. Коменский в своей работе «Великая дидактика» писал, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, всех их можно учить. Он также подчёркивал, что дети по способностям не одинаковы и учителю в процессе работы необходимо учитывать это обстоятельство. Большое значение автор придавал правильно организованной помощи школьникам в учении: «Школа должна учить молодёжь всему приятно и основательно и стать для них самым любимым местом». Решающее значение Я.А. Коменский придавал правильной постановке самого процесса обучения и воспитания.
Рассматривая проблемы предупреждения неуспеваемости школьников, А. Дистервег советовал учителям обращать особое внимание на ленивых, вялых и слабых детей, энергично побуждать их к деятельности при помощи вопросов и одобрения.
«Школа должна строить учебно-воспитательный процесс на началах народности, учёте возрастных и индивидуальных особенностей детей, глубокого уважения человеческого достоинства каждого из них», утверждал В.Г. Белинский.
По мнению К.Д. Ушинского, для успешного обучения каждого ребенка необходимо создание таких условий, в которых дети проявляли бы активность и самостоятельность, работали с охотой и без принуждения. К.Д. Ушинский призывал учителей «знать человека во всех его отношениях», рекомендовал прежде всего выявить уровень знаний слабого ученика, вскрыть причину его отставания в учебе, привести в систему имеющиеся у него знания, изучать новый материал с опорой на уже усвоенное, продвигаться вперед небольшими шагами.
Заботой о ребенке, о его человеческом достоинстве, о разумной организации учебного процесса проникнута статья Н.А. Добролюбова «Ученики с медленным пониманием». В этой статье он осуждал бездушное отношение учителей к отстающим ученикам, практику наклеивания ярлыков «неспособный», «безнадежный» и так далее.
Н.А. Добролюбов отмечал, что при подходе к каждому ученику «должна быть своя особая метода» и что учитель «должен, принимая всякое затруднение понимания ученика не за недостаток ученика, а за недостаток своего учения, стараться изобретать в себе новые приемы».
Специальные исследования проблемы неуспеваемости были проведены в связи с ориентацией на всеобщее обязательное обучение детей, когда отсев из школы превратился в общественную проблему. Особенно остро эта проблема проявилась в России после Октябрьской революции, когда образование стало носить широкий и массовый характер. Уже в «Основных принципах единой трудовой школы» (1918 год) намечались пути предупреждения неуспеваемости и ликвидации второгодничества, где в качестве основных направлений деятельности рассматривались улучшение «условий домашнего обихода» и организация для слабых в учении детей «особых забот школы».
В первые годы советской
власти предусматривалась возможность
второгодничества: в 1925 году было принято
официальное решение о
В эти годы широкое
распространение получили исследования
педологов. Педология как наука
имела два направления «
Сторонники «биогенетического» направления (П.П. Блонский, М.М. Шершень и др.) основную причину неуспеваемости школьников усматривали в биологической неполноценности ребенка, в частности, П.П. Блонским было выявлено, что неуспевающие учащиеся отстают от успевающих по физическим данным и подвержены более частым инфекционным заболеваниям.
Сторонники «социогенетического» направления (А.Е. Аркин, А.Б. Залкинд и др.) появление неуспеваемости объясняли социальными условиями (неблагополучная семья, плохие жилищные условия, недоедание, отсутствие книг и учебных пособий, переполненность классов, слабые педагогические кадры и т.п.). Они полагали, что неблагоприятные социальные факторы накладывают свой отпечаток на состояние ребенка и, следовательно, неуспеваемость - явление чисто социальное, а не педагогическое.
В исследованиях школьной неуспеваемости 40-50-х годов видное место занимают работы М.А. Гельмонта и С.М. Риверса. Классификацию отстающих детей эти авторы провели по степени выраженности неуспеваемости:
1) Общее и глубокое отставание в учении - учащийся не успевает по всем или по многим предметам хронически, часто на протяжении не одного учебного года. Причины такого отставания: плохая подготовленность и значительные пробелы в знаниях, неблагоприятные бытовые условия, нерадивость учащихся, лень, нежелание учиться, недостаточный уровень общего развития.
2) Частичная, но относительно
стойкая неуспеваемость - только
по наиболее трудоемким и
3) Эпизодическая неуспеваемость
- причинами ее являются
В настоящее время имеют место следующие основные подходы к изучению неуспеваемости: социологический, психологический, биологический, педагогический и др.
Психологические проблемы неуспеваемости школьников наиболее многосторонне и основательно изучены Г.А. Антоновой, В.И. Зыковой, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, Н.И. Мурачковским, A.M. Орловой, Л.С. Славиной и другими учёными.
Наиболее значительная работа по изучению неуспеваемости школьников была проведена Н.А. Менчинской. В выполненном под ее руководством исследовании дается психологическая характеристика учащихся с пониженной обучаемостью.
Типологию неуспевающих школьников разработал Н.И. Мурачковский, положив в основу следующие признаки: а) свойства мыслительной деятельности (связанные с обучаемостью); б) направленность личности, которая включает отношение к учению, «внутреннюю позицию» школьника.
Л.Е. Журова на основе особенностей развития мышления выделила четыре типа школьников, стойко не успевающих по чтению, и разработала пути преодоления неуспеваемости в области обучения грамоте.
Среди педагогических исследований необходимо отметить работу Б.П. Есипова, который, проведя анализ передового опыта учителей в середине века, все причины неуспеваемости разделил на две группы:
– причины, зависящие от учителя (слабое знание учителем преподаваемого предмета и его методики, неумение проявить требовательность к учащимся, незнание индивидуальных особенностей учеников, плохо организованный учет их работы, неумение сочетать требовательность с сохранением уважения к личности ученика, неправильные пути установления контакта с семьей и т.п.);
– причины, не зависящие от учителя.
Важнейшим условием предупреждения неуспеваемости Б.П. Есипов считал индивидуальный подход учителя к учащимся, опирающийся на знание им каждого ученика, а также правильную организацию домашней самостоятельной работы учащегося.
Дидактические основы преодоления второгодничества и неуспеваемости сформулировал Н.И. Мурачковский. Он подчеркнул важность диагностики каждого конкретного случая неуспеваемости и разработки на этой основе индивидуальной системы мер для повышения уровня знаний. Основное внимание он рекомендовал уделять развивающему обучению, повышению логической культуры уроков, развитию разнообразных форм и методов организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения.
Информация о работе Предупреждение неуспеваемости младших школьников