Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:54, курсовая работа
Цель исследования: изучить возникновение и развитие проблемы неуспеваемости младших школьников и её предупреждение.
В соответствии с объектом, предметом, целью определены задачи исследования:
- изучить исторически сложившиеся в педагогической науке и практике теории и концепции, ставившие своей целью объяснение неуспеваемости как явления, сопровождающего процесс обучения;
- выявить особенности и современное состояние проблемы неуспеваемости в условиях смены образовательной ситуации на основе исследования этого феномена в педагогике, психологии и других науках;
- разработать технологию предупреждения неуспеваемости.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ И ЕЁ СУЩНОСТЬ
1.1 Понятие неуспеваемости
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих
школьников
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
2.1 Изучение проблемы неуспеваемости в трудах отечественных учёных
2.2 Зарубежные исследователи о проблеме неуспеваемости школьников
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ЕЁ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
3.1 Классификация причин неуспеваемости
3.2 Пути преодоления и предупреждения
неуспеваемости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Наиболее фундаментальное
Ю.К. Бабанский разработал оптимальную, с его точки зрения, систему мер по предупреждению неуспеваемости школьников, основным звеном которой является организация диагностики «реальных возможностей школьников», выявление доминирующих причин их отставания и эффективное использование имеющихся средств педагогического воздействия.
Известный отечественный педагог М.Н. Скаткин исследовал сущность, природу и пути «изжития» формализма в знаниях учащихся. Под формализмом он понимал отрыв формы выражения знаний от их содержания, механическое запоминание учебного материала без его осмысления, в ходе чего и возникают первые пробелы в знаниях, которые ведут затем к затруднениям в усвоении новых понятий и законов, а в конечном счете - к эпизодической, а нередко и к устойчивой неуспеваемости школьников.
В.В. Давыдов решающим фактором, определяющим успех в предупреждении и преодолении второгодничества, относил высокий уровень всей учебно-воспитательной работы и осуществление индивидуального подхода к слабоуспевающим ученикам.
Психологи выделили 4 типа слабоуспевающих школьников:
– случайно отстающие, в основном из-за длительной болезни;
– занимающиеся с исключительной опорой на память, без должного осмысления запоминаемого;
– поверхностно активные подростки,
владеющие мыслительными
– глубоко отстающие, для которых характерно отрицательное отношение к учению и применение нерациональных способов умственного труда.
Комплексный дидактико-психологический подход к изучению проблемы школьной неуспеваемости применял А.А. Бударный; им были выявлены существенные различия в степени восприятия и понимания учебного материала учащимися одного и того же класса. А.А. Бударный пришёл к выводу о необходимости дифференциации обучения школьников путем выделения в классе трёх наиболее характерных по степени восприятия и понимания учебного материала групп учащихся. В основу деления была положена степень развития учебных возможностей школьников, которая определяется сочетанием способности к учению (обучаемости) и работоспособности.
В психолого-педагогическом исследовании Т.М. Мусеридзе выявлены наиболее типичные причины снижения успеваемости и возникновения неуспеваемости у учащихся V-VI классов. Эти причины автор разделил на объективные (общая перегрузка учащихся, нерационально составленное расписание занятий, факультативная подготовка и пр.) и субъективные (снижение работоспособности, свойственное подростку, возрастные интересы и стремления подростка).
Некоторые исследователи
пытались объяснить школьную неуспеваемость
психофизиологическими или
Специальные исследования по проблеме школьной неуспеваемости были проведены также дефектологами и физиологами совместно с психологами. Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский и другие среди учащихся с нарушениями развития выявили школьников, неуспеваемость и особенности поведения которых давали основание считать их умственно отсталыми. Эти ученики были объединены в особую категорию. В ходе дальнейших исследований Т.А. Власовой и М.С. Певзнер были выделены две наиболее многочисленные группы, охарактеризованные как школьники с психофизическим и психическим инфантилизмом.
В первую группу вошли дети с нарушенным темпом физического и умственного развития.
Вторую группу составили учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности, которые чаще всего являются следствием мозговых травм.
Позднее такие учащиеся были выделены в категорию детей с задержкой психического развития.
2.2 Зарубежные исследователи о проблеме неуспеваемости школьников
Зарубежные исследователи при рассмотрении проблемы школьной неуспеваемости учитывают сферу функционирования причин неуспеваемости, в зависимости от чего формируются концепции, в которых ведущая роль отводится внутренним или внешним по отношению к ученику факторам.
К теориям «внутреннего плана» относятся биологические теории (нативистическая, теория зрелости), рассматривающие врожденные способности и физиологические задатки как основу возможностей учебной деятельности школьника, и недооценивающие роль среды в развитии личности.
Представители нативистической теории (А. Лессель и др.) рассматривают психофизическое развитие человека как результат эндогенных факторов. «Теория зрелости» на первый план выдвигает не наличие или отсутствие интеллектуальной одаренности у личности, а процесс созревания организма, уровень зрелости человека. Сторонники этой теории (А. Керн, Л. Кайзер, В. Карлл, Г. Клаус) считают, что если подождать с началом обучения ребёнка до момента, когда он достигнет необходимого уровня зрелости, то обучение будет относительно лёгким и успешным.
Среди теорий «внешнего по отношению к ученику плана» наиболее известны социологические, социально-психологические и педагогические теории.
Социологические теории исходят из того, что дети разных социальных групп имеют различные устойчиво отличающиеся умственные способности.
Широко известна также теория двух факторов, в которой механически объединяются биологические и социологические факторы. Эта теория рассматривает социальное и биологическое как два независимых начала, параллельно существующих в человеке, и не учитывает их динамической взаимосвязи.
Весьма распространены в различных модификациях теории, сводящие проблему неуспеваемости к влиянию только психологических факторов. Так, в 60-70е годы XX в. были популярны глубинно-психологические теории неуспеваемости, объясняющие неудачи в учении явлениями фрустрации, подсознательных, факторов.
В настоящее время западноевропейские и американские педагоги констатируют глобальный кризис образования, который прежде всего выражается в неуклонном снижении среднего уровня подготовки выпускников.
В Германии наиболее фундаментальным исследованием проблемы школьной неуспеваемости и второгодничества считается работа Ли. В ней излагаются основные причины школьной неуспеваемости, выявленные на основе широких социологических опросов.
Уоллес в своих работах выделил первый, второй, шестой и девятый классы как наиболее уязвимые в плане возникновения неуспеваемости и как «основные пункты в борьбе против отставания». Важное значение в предупреждении отставания автор придает периоду перехода от дошкольного к школьному возрасту.
Ханс-Дитер Шмидт отмечал, что главная причина неуспеваемости заключается в качестве постановки педагогической работы в школе. По его мнению, учебный материал очень часто подается без расчленения, без выделения главного, поэтому учащиеся затрудняются в отделении существенного от несущественного.
Отличительной чертой исследований данной проблемы польскими учёными является стремление всестороннего изучения ее с педагогических, психологических и социальных позиций. Наиболее видное место занимают работы Я.А. Коменского.
По мнению Ли в основе неуспеваемости лежат чисто психологические причины, в частности, нарушение взаимодействий между учениками, учеником и учителями, внешними условиями.
Б. Герхард в результате комплексного анализа ошибок учащихся делит причины их неуспеваемости на 3 группы: эмоциональные (отрицательное влияние семьи и среды, нарушение межличностных отношений), интеллектуальные (слабое развитие способностей к учебе и наличие специфических умственных недостатков) и программно-дидактические (неправильная оценка работы учащихся со стороны учителей, недостатки учебных программ и учебников).
Болгарский ученый Б. Иванов установил, что учащиеся связывают испытываемые ими затруднения с непониманием изучаемого материала, быстрой утомляемостью, отсутствием внимания и интереса к обучению.
Чешские педагоги М. Ципро, С. Мартан, В. Pickova и другие исходят из того, что в равном внимании учителя нуждаются все три группы учащихся - «слабые», «средние» и «сильные». Решение проблемы неуспеваемости эти авторы видят в широком применении разнообразных форм дифференцированного подхода к учащимся.
В последние годы в педагогической теории и практике наиболее развитых западноевропейских стран и США выделяются два основных взгляда на проблему предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Представители первого направления (P. Barney, P. Joodmen, J. Gydled, J. Jllich, F. Klejne, K. Rodzjeres и другие) выступают за слом сложившихся содержания, методов и организационных форм школьного обучения.
Представители второго направления выступают за дифференциацию образования, которая предусматривает проведение реформ, направленных на повышение эффективности школьного обучения и осуществление комплекса общественно-педагогических мер, обеспечивающих право всех получать соответствующее своим склонностям и возможностям образование. Но введение дифференциации образования необходимо сопровождать развитием компенсирующего обучения, при отсутствии которого создание гомогенных классов может стать серьезным препятствием для интеллектуального развития детей с различным уровнем подготовки.
В школах США широко используются разнообразные системы перевода учащихся из класса в класс без учета их успеваемости. Одной из наиболее характерных черт школьного обучения в США является определение уровня одарённости детей методом тестирования.
В Англии получила распространение система так называемого потока ABC. Она предполагает деление школьников для обучения в одном из трех потоков - А, В или С. Каждый поток работает по своим, отличающимся программам. Неуспевающий ученик не остается на второй год, а переводится в следующий класс, но уже в более низкий по уровню программы поток. Таким образом, учащиеся, заканчивающие одно и то же учебное заведение (школу), фактически получают совершенно различное образование.
Подобная система школьного обучения существует и в Швеции. Оптимальное решение проблемы неуспеваемости некоторые педагоги видят в переносе начала специального общего образования на возможно поздний этап обучения, когда ученик становится более зрелым в социальном, психическом и физическом планах.
В Италии, по официальным данным, второгодники составляют примерно 20 % от всех учащихся школьного возраста, особенно велико их количество в первых классах. По мнению Филиппи, Сальвемини, Мотобио и других, основными причинами этого являются социально-экономические и психолого-педагогические факторы:
– неудовлетворительный уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки учителей элементарной школы;
– крайне низкий уровень психологической подготовки выпускников педвузов;
– косность системы преподавания многих учителей, не владеющих новейшими образовательными технологиями.
На основании проведенного обзора литературы можно выделить следующие основные причины школьной неуспеваемости:
– неготовность детей
к началу систематического обучения,
в крайнем выражении
– соматическая ослабленность ребенка в результате длительных (особенно хронических) заболеваний в дошкольный период;
– дефекты речи, не скорригированные в дошкольный период, не выявленные нарушения зрения и слуха;
– негативные взаимоотношения ребенка с одноклассниками и учителем;
– школьная дезадаптация;
– задержка психического развития у детей.
В целом, резюмируя, можно сделать следующие выводы:
1) Обзор отечественных
и зарубежных исследований по
проблеме неуспеваемости
2) В своих исследованиях
по проблеме школьной
3) Причины низкой готовности
детей к школе: задержка умстве
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ЕЁ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
3.1 Классификация причин неуспеваемости
В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д.
Однако имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Так, например, А. М. Гельмонт поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория).
Информация о работе Предупреждение неуспеваемости младших школьников