Предупреждение неуспеваемости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:54, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить возникновение и развитие проблемы неуспеваемости младших школьников и её предупреждение.
В соответствии с объектом, предметом, целью определены задачи исследования:
- изучить исторически сложившиеся в педагогической науке и практике теории и концепции, ставившие своей целью объяснение неуспеваемости как явления, сопровождающего процесс обучения;
- выявить особенности и современное состояние проблемы неуспеваемости в условиях смены образовательной ситуации на основе исследования этого феномена в педагогике, психологии и других науках;
- разработать технологию предупреждения неуспеваемости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ И ЕЁ СУЩНОСТЬ
1.1 Понятие неуспеваемости
1.2. Психологическая характеристика неуспевающих
школьников
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
2.1 Изучение проблемы неуспеваемости в трудах отечественных учёных
2.2 Зарубежные исследователи о проблеме неуспеваемости школьников

ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ЕЁ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
3.1 Классификация причин неуспеваемости
3.2 Пути преодоления и предупреждения
неуспеваемости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Предупреждение неуспеваемости младших школдников.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

В качестве причин I категории  отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные  обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.

Для II категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

Для III категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность  знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

Ближе всех к решению  задачи описания системы причинно-следственных связей неуспеваемости, отвечающей теоретическим  требованиям, подошел Ю. К. Бабанский. Он изучает учебные возможности  школьников, объединяя в этом понятии два основных фактора успеваемости. Учебные возможности, в понимании Ю. К. Бабанского, составляют некий потенциал личности в учебной деятельности и представляют синтез особенностей самой личности и ее взаимодействий с внешними влияниями.

 

 

 

 

 

К причинам внутреннего  плана он относит дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объем  знаний, умений и навыков. К причинам внешнего порядка отнесены в первую очередь педагогические:

а) недостатки дидактических  и воспитательных воздействий;

б) организационно-педагогического  характера (организация педпроцесса  в школе, материальная база);

в) недостатки учебных  планов, программ, методических пособий, а также недостатки внешкольных. влияний, включая и семью.

 Очень важно в  схеме Ю. К. Бабанского то, что  показаны связи между группами  причин, различаются явления первого  и второго порядков, соотносящиеся  между собой как причины и  следствия. Так, например, отрицательное влияние семьи связано с недисциплинированностью ученика.

Некоторые другие попытки  сгруппировать причины неуспеваемости больше отвечают теоретическим требованиям. В частности, представляет интерес  схема П. П. Борисова. В ней рассматриваются  три группы причин неуспеваемости:

I. Общепедагогические  причины. 

II. Психофизиологические  причины. 

III. Социально-экономические  и социальные причины. 

Причины I группы порождаются, как считает автор, недостатками учебно-воспитательной работы учителей. Соответственно эти причины делятся на дидактические (нарушение принципов и правил дидактики) и воспитательные (главным образом недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми). Вторая группа причин обусловлена нарушениями нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей.

Причины III группы, отмечает П. П. Борисов, непосредственно не зависят  от воли учителей и учащихся. К ним  он относит слабую материально-техническую  базу школы, низкий уровень дошкольного  воспитания детей, неразработанность проблем языка обучения, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватку учителей.

 

3.2  Пути преодоления и предупреждения

неуспеваемости

 

Современная дидактика  в качестве основных путей преодоления  неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика  – поиски оптимальных педагогических  систем, в том числе применение  активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

2. Педагогическая диагностика  – систематический контроль и  оценка результатов обучения, своевременное  выявление пробелов. Для этого  применяются беседы учителя с  учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия  – меры по устранению отставаний  в учебе. В отечественной школе  это дополнительные занятия. На  Западе – группы выравнивания. Преимущества последних в том,  что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие.  Поскольку неудачи в учебе  связаны чаще всего с плохим  воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками  выдвигаются воспитательные и развививающие  педагогические воздействия. Целью  работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в  их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

Осуществляется нейтрализация  причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и  усиление положительных моментов).

При разработке путей  совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учета и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

Обращено внимание и  на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания  ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.

В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя ее и справедливо  критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В законе Российской федерации  об образовании предусматривается  создание в общеобразовательных  школах классов компенсирующего  обучения как формы дифференцированного, коррекционно-развивающего обучения для  детей группы риска. Индивидуальное внимание к каждому ученику дало мощный толчок к их развитию. Учитель вдохнул веру и надежду на успех, и ребенок поверил в себя. В дело вступили мощные компенсирующие возможности психики ребенка. Подробно изучив эту тему, я открыла для себя много нового и интересного, что наверняка пригодится в моей профессиональной деятельности. Я познакомилась с трудами выдающихся педагогов-новаторов. Я поняла, что именно мы, учителя, можем сделать так, чтобы наша школа не выпускала «брак», чтобы не было неуспевающих учеников. Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями. У человека тысячи граней, каждая из которых вспыхнет, загорится давней красотой, если только прикоснуться к этой грани умело и тонко шлифовщику, воспитателю. Мучительная сложность, вся трудность и радость воспитания заключается в том, чтобы каждому найти именно его грань. Важнейшая задача со школой, семьей и общественностью - заключается в том, чтобы дети вошли в жизнь людьми стойких убеждений, людьми возвышенных идеалов, горячего сердца, ясного ума, умеющего жить большой гражданской жизнью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.     К. В. Бардин Подготовка ребенка к школе // издательство Знание №5, 1983г.

2.     Безруких, Ефимова. Знаете ли вы своего ученика. Издательство Москва, 1991г.

3.     Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М., 1988г.

4.     Гаврилычева Г.Ф. Изучаем личность младшего школьника // Начальная школа, №10, 1989г.

5.     Дубровина «Рабочая книга школьного психолога. - М., 1991г.

6.     Европина А.С. Больше внимания слабоуспевающим ученикам. // Начальная школа, №9, 1988г.

7.     Зорина Л.Я. Системность - качество знаний. - М., 1976г.

8.     Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога.// Издательство Знание №3, 1982г.

9.     Кумарина Г.Ф. Индивидуализация обучения слабоуспевающих школьников. // Советская педагогика. - №2, 1986г.

10.   Лукоянов. Если вашему ребенку трудно учиться. // Издательство Знание №5, 1980г.

11.   Морозова Л.В. Зрительное восприятие и школьные трудности. // начальная школа, №8, 1994г.

12.   Невский И.А. Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении. // Начальная школа, №9, 1985г.

13.   Овчарова Практическая психология образования

14.   Пидкасистый «Педагогика»

15.   Подласый Педагогика. - М., 1996г.

16.   Сулимцев И. Профилактика нарушения зрения. // начальная школа, №10, 1989г.

17.   Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученического коллектива. - М., 1988г.

18.   Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. -М., 1999г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Методика  диагностики школьной мотивации.    

Суть  этой методики состоит в следующем: учащимся раздавался тест, состоящий из 10 вопросов, каждый вопрос имел 3 варианта ответа (а, б, в). Учащиеся должны были выбрать в каждом из вопросов один вариант ответа.     

Тестовый  материал.

               1.Тебе нравится в школе?

        а) не очень

        б) нравится

        в) не нравится      

2. Ты всегда с радостью идёшь в школу?      

   а) чаще хочется остаться дома      

   б) бывает по – разному       

   в) иду с радостью     

3. Если бы тебе предложили не  идти в школу, как бы ты  поступил?        

 а) не знаю         

 б) не пошёл бы        

 в) пошёл бы     

4. Тебе нравится, когда отменяют уроки?        

 а) нет        

 б) бывает по – разному        

 в) да     

5. Ты хочешь, чтобы тебе не задавали  домашнее задание?        

 а) хочу        

 б) не хочу        

 в) не знаю     

6. Хочешь, чтобы в школе были  одни перемены?         

   а) не знаю       

  б) не хочу        

 в) хочу     

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?        

 а) часто        

 б) редко        

 в) не рассказываю     

8. Ты хочешь, чтобы учитель был  не строгим?        

Информация о работе Предупреждение неуспеваемости младших школьников