Применение кейс-технологии в современной системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:43, курсовая работа

Описание

Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности учащихся.
Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития учащихся является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний. Достичь это помогают кейс-технологии.х изменений образовательных услуг.

Содержание

Оглавление
Введение……………………………………………………
Теоретическая часть
История разработки case-технологии………………………………………….
Общая характеристика case-технологии……………………………………….
Методы кейс-технологий………………………………………………………
Классификация кейсов…………………………………………………………
Практическая часть
Кейс метод в системе методов организации обучения…………………………
Технология работы с кейсом в учебном процессе ……………………………...
Процесс работы над кейсом
История возникновения и развития кейс-технологии. Основные категории.
Характерные признаки кейс-технологии и её специфика.
Источники кейсов. Типология кейсов.
Классификация кейс-материала. Технология создания кейса: основные этапы. Структура кейса.
Требования к кейсам. Правовая защита кейсов.
Выбор кейса. Сценарий организации занятий по кейс-методу.
Рекомендации для преподавателя и обучающихся по работе над кейсом.
Педагогические комментарии
Разработка развёрнутых кейсов
Презентация кейсов

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 78.92 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

Введение……………………………………………………

  1. Теоретическая часть

История разработки case-технологии………………………………………….

Общая характеристика case-технологии……………………………………….

Методы кейс-технологий………………………………………………………

Классификация кейсов…………………………………………………………

  1. Практическая часть

Кейс метод  в системе методов организации  обучения…………………………

Технология работы с кейсом в учебном процессе ……………………………...

Процесс работы над кейсом

  • История возникновения и развития кейс-технологии. Основные категории.
  • Характерные признаки кейс-технологии и её специфика.
  • Источники кейсов. Типология кейсов.
  • Классификация кейс-материала. Технология создания кейса: основные этапы. Структура кейса.
  • Требования к кейсам. Правовая защита кейсов.
  • Выбор кейса. Сценарий организации занятий по кейс-методу.
  • Рекомендации для преподавателя и обучающихся по работе над кейсом.
  • Педагогические комментарии
  • Разработка развёрнутых кейсов
  • Презентация кейсов
 

http://logomag.ru/blog/vkr/178/ 
 
 
 
 
 

Введение

      Способность мыслить нестандартно рассматривается  сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности учащихся.

      Поиск инновационных путей всегда трудоёмок  и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития учащихся является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний. Достичь это помогают кейс-технологии.

      В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения, т.е. распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, как при классическом образовании, при котором была характерна массовость, стабильность, традиционализм, завершенность, нормативность и т.д., сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя. Проблема внедрения метода кейс-технологий в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

      - первая вытекает из общей направленности  развития образования, его ориентации  не столько на получение конкретных  знаний, сколько на формирование  профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной  деятельности, развитие способностей  личности, среди которых особое  внимание уделяется способности  к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные  массивы информации;

      - вторая вытекает из развития  требований к качеству специалиста,  который, помимо удовлетворения  требованиям первой тенденции,  должен обладать также способностью  оптимального поведения в различных  ситуациях, отличаться системностью  и эффективностью действий в  условиях кризиса.

        Развитие мобильности преподавателей  в сфере усвоения алгоритма  написания кейса и профессионального  применения кейс-методов в учебном процессе позволит достичь качественных изменений образовательных услуг.  

История разработки case-технологии 

      Гарвардская юридическая школа считается  основоположником кейс-метода, а Христофор  Колумб Лэнгделл – пионером case-study. После окончания Гарвардской  школы права Лэнгделл продолжил  в ней свою работу в качестве научного сотрудника и библиотекаря. В 1870 г. президент  Гарварда Чарльз Уильям Элиот назначил его деканом школы права, и Лэнгделл, изучивший огромный библиотечный материал по юриспруденции, немедленно приступил к развитию метода кейсов. Используя сократовский метод, развивая метод проб и ошибок, он предложил студентам работать с первоисточниками (судебными делами, решениями апелляционного суда и др.), а затем делать собственные выводы, представлять собственные интерпретации и анализ. Подход Лэнгделла резко отличался от традиционного обучения (лекций, семинаров и т.д.), и новшество было встречено с огромным сопротивлением. В течение первых трех лет его работы деканом количество студентов снизилась от 165 до 117, но, благодаря поддержке Ч. Элиота, Лэнгделл оставался деканом до 1895 г. К тому времени метод утвердился не только в Гарварде, но и в шести других юридических школах.

      Школа бизнеса в Гарварде была основана в 1908 г. В первую программу под  названием «Master  of   Business Administration» (МВА) («Магистр делового администрирования») был введен обязательный курс – метод ситуационного анализа «Искусство ведения бизнеса» (1912 г.). На курс приглашались владельцы собственного бизнеса с целью представить и обсудить проблемы из их собственной практики. Через два дня каждый студент сдавал письменный отчет, содержащий аналитический разбор проблемы и рекомендуемое решение, затем бизнесмен обсуждал эти отчеты с группой.

      «Расцвет» метода ситуаций наступил в 1919 г. с приходом нового декана, банкира Уоллеса Донэма, которому совмещение двух областей знаний (права и бизнеса), знание метода ситуаций позволило предложить преподавателям пересмотреть лекционный подход на «коллекционирование  кейсов»1 и работу с ними. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1921г. в «Отчетах Гарвардского университета о бизнесе», а в 1922 году 85 учебных заведений стали применять их в своей работе. Также Донэм организовал ряд занятий по преподаванию метода ситуаций, и с тех пор Гарвард считается пропагандистом метода кейсов.

      В Европейском образовании самой  известной по применению кейс- метода стала Манчестерская школа бизнеса, взявшая на вооружение основные идеи Гарварда в начале ХХ века, но развивающаяся  своим путем. В Манчестерской  традиции описание ситуации более краткое, а решение принципиально открыто  и вырабатывается в ходе групповых  дискуссий. На современном этапе  Манчестерская школа стала уходить  от теоретического исследования кейсов к практическому интерактивному обучению, позволяющему вовлекать студентов  в решение реальных бизнес-кейсов в действующих компаниях. Студентов устраивают на практику в компании, которые испытывают какие-либо конкретные трудности и ставят перед ними задачу найти способ справиться с проблемой и добиться его реализации.

      На  современном этапе применение ситуационных задач осуществляется не только в  бизнесе, медицине, социологии, а во всех областях человеческих знаний. Преподаватели  различных наук применяют кейс-метод  не как специализированный курс по исследованию ситуации, а в виде обучающей технологии на занятиях (кейс-технология). «Различные организации многих стран  мира (институты, университеты и др.) имеют свои коллекции кейсов. Права  на большинство из этих кейсов принадлежат ECCH (European Case Clearing House), созданному в 1973 г. по инициативе 22 высших учебных заведений  и являющемуся лидером по сбору  и распространению кейсов»2.

     Практика  решения бизнес-кейсов попадает в Россию с Запада вместе с первыми управленцами, получившими образование за рубежом, а также со студентами программ стажировок по обмену. В России применять кейс метод в обучении стали в 80-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее - на специальных курсах подготовки и переподготовки. С конца 80-х годов используются переводные (западные) кейсы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общая характеристика case-технологии

      Аббревиатура CASE расшифровывается как Computer Aided Software Engineering.

      Case-studiеs  – учебные конкретные ситуации  специально разрабатываемые на  основе фактического материала  с целью последующего разбора  на учебных занятиях. В ходе  разбора ситуаций обучающиеся  учатся действовать в «команде»,  проводить анализ и принимать  управленческие решения. Название произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай. Главная особенность метода — изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики.

      Существуют  различные обозначения этой технологии. В зарубежных публикациях можно  встретить названия: метод изучения ситуации, метод деловых историй  и, наконец, просто метод кейсов. В  российских изданиях чаще всего говорится  о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах, а в 2001 году американские исследователи Эткинсона Дж., Уилсона Й. в своей книге: «Стратегический маркетинг. Ситуации. Примеры» ввели впервые понятие – «ситуационные задачи».

      Суть  кейс-метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

  Метод case-study – инструмент, позволяющий  применить теоретические знания к решению практических задач. Метод  способствует развитию у студентов  самостоятельного мышления, умения выслушивать  и учитывать альтернативную точку  зрения, аргументированно высказать  свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и  усовершенствовать аналитические  и оценочные навыки, научиться  работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

  Будучи  интерактивным методом обучения, метод case-study завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических  положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес  и позитивную мотивацию по отношению  к учебе. Одновременно метод case-study выступает  и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

  Сase – пример, взятый из реального бизнеса, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

    - соответствовать  четко поставленной цели создания;

    - иметь соответствующий  уровень трудности; 

    - иллюстрировать  несколько аспектов экономической  жизни; 

    - не устаревать  слишком быстро;

    - быть актуальным  на сегодняшний день;

    - иллюстрировать  типичные ситуации;

    - развивать  аналитическое мышление;

    - провоцировать  дискуссию; 

    - иметь несколько  решений. 

  Суть  обучения методом case-study состоит в  том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Например, для кого-то изменение  семейного положения главы компании не является важной деталью, а другой студент может, опираясь на свой опыт, посчитать этот факт исключительно  важным.

  У метода case-study есть свои признаки и технологические  особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. 

Признаки  метода case-study:

    1. Наличие  модели социально-экономической  системы, состояние которой рассматривается  в некоторый дискретный момент  времени. 

    2. Коллективная  выработка решений. 

    3. Многоальтернативность  решений; принципиальное отсутствие  единственного решения. 

    4. Единая цель  при выработке решений. 

    5. Наличие  системы группового оценивания  деятельности.

Информация о работе Применение кейс-технологии в современной системе образования