Применение кейс-технологии в современной системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:43, курсовая работа

Описание

Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности учащихся.
Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития учащихся является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний. Достичь это помогают кейс-технологии.х изменений образовательных услуг.

Содержание

Оглавление
Введение……………………………………………………
Теоретическая часть
История разработки case-технологии………………………………………….
Общая характеристика case-технологии……………………………………….
Методы кейс-технологий………………………………………………………
Классификация кейсов…………………………………………………………
Практическая часть
Кейс метод в системе методов организации обучения…………………………
Технология работы с кейсом в учебном процессе ……………………………...
Процесс работы над кейсом
История возникновения и развития кейс-технологии. Основные категории.
Характерные признаки кейс-технологии и её специфика.
Источники кейсов. Типология кейсов.
Классификация кейс-материала. Технология создания кейса: основные этапы. Структура кейса.
Требования к кейсам. Правовая защита кейсов.
Выбор кейса. Сценарий организации занятий по кейс-методу.
Рекомендации для преподавателя и обучающихся по работе над кейсом.
Педагогические комментарии
Разработка развёрнутых кейсов
Презентация кейсов

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 78.92 Кб (Скачать документ)

  В зависимости от того, кто выступает  субъектом кейса, их можно условно  разделить на:

  - личностные кейсы, в которых действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;

  - организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;

  - многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.

  Величина  кейса прямо зависит от его  назначения. Мини-кейс, занимающий по объему от одной до нескольких страниц, может  быть рассчитан на то, что он займет часть двухчасового практического  занятия. Кейс средних размеров занимает обычно двухчасовое занятие, а объемный кейс, составляющий до нескольких десятков страниц, может использоваться в  течение нескольких практических занятий.

  Бывают  кейсы с приложениями и без  приложений; кейсы с приложениями обычно предполагают формирование навыков  расчетов и анализа статистической информации.

  По  типу методической части кейсы бывают вопросными, при их разрешении студентам нужно дать ответы на поставленные вопросы, либо кейсы-задания, которые формулируют задачу или задание.

  Опыт  показывает, что кейс превращается тогда в эффективное учебно-методическое произведение, когда получает всестороннюю не только научную и методическую, но и жанровую проработку.

  Источники кейсов

  Кейс  представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники, которые можно представить следующим  образом:

  - общественная жизнь во всем  своем многообразии выступает  источником сюжета, проблемы и  фактологической базы кейса; 

  - образование – определяет цели  и задачи обучения и воспитания, интегрированные в метод case-study;

  - наука – третий источник кейса,  как отражательного комплекса;  она задает ключевые методологии,  которые определяются аналитической  деятельностью и системным подходом, а также множество других научных  методов, которые интегрированы  в кейс и процесс его анализа. 

  Соотношение основных источников кейса может  быть различным. Данный подход положен  в основу классификации кейсов по степени воздействия их основных источников. При этом можно выделить:

  - практические кейсы, которые отражают  абсолютно реальные жизненные  ситуации;

  - обучающие кейсы, основной задачей  которых выступает обучение;

  - научно-исследовательские кейсы,  ориентированные на осуществление  исследовательской деятельности.

  Основная  задача практического кейса заключается  в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела такой кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться  к тренингу обучаемых, закреплению  знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально  наглядными и детальными. Главный  их смысл сводится к познанию жизни  и обретению способности к  оптимальной деятельности.

  Хотя  каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Так кейс с доминированием обучающей функции отражает жизнь  не один к одному:

  во-первых, он отражает типовые ситуации, которые  наиболее часты в жизни, и с  которыми придется столкнуться специалисту  в процессе своей профессиональной деятельности;

  во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте  стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни; ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни; они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей; такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества, однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту, он позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.

  Подобное  же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается  в том, что он выступает моделью  для получения нового знания о  ситуации и поведения в ней. Такой  кейс трудно применять в обучении обычных студентов, изучающих, например, типовой курс менеджмента. Обучающая  функция кейса, в данном случае сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится такой кейс по принципам  создания исследовательской модели. Поэтому применять его лучше  не как метод обучения студентов по основным образовательным программам высшего профессионального образования, а как метод повышения квалификации или профессиональной переподготовки специалистов. Доминирование исследовательской функции позволяет достаточно эффективно использовать подобные кейсы в научно-исследовательской деятельности.

  Выделенные  выше источники кейсов являются базовыми, или первичными, поскольку они  определяют наиболее значимые факторы  воздействия на кейсы. Вместе с тем  можно выделить и вторичные источники  формирования кейсов, которые носят  производный характер от описанных  выше базовых источников:

  1. Художественная и публицистическая  литература, которая может подсказывать  идеи, а в ряде случаев определять  сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны студентов. Применение художественной литературы и публицистики придает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности студента.

  2. Использование «местного» материала,  как источника формирования кейсов. По мнению многих исследователей  наиболее насыщенное и интересное  обсуждение кейсов о деятельности  разных компаний происходит тогда,  когда компания и ее продукция  имеют определенное личное значение  для студентов. Кейсы о компаниях  «Филипс», «Мацусита», «Кодак», «Саатчи»  и многих других обсуждаются  с большим интересом, если среди  студентов есть представители  этих компаний. Кейс о компании  «Самсунг» идет лучше всего  тогда, когда в группе есть  студенты, которые дома имеют  товары, выработанные этой фирмой. Кейс о развитии лыжного туризма  в Карпатах с наибольшим интересом  обсуждается фанатами горных  лыж, и т.д. 

  Имеется в виду, что кейсы, по возможности, должны освещать опыт тех компаний и те товары или услуги, которые  присутствуют в том или ином виде на национальном рынке. Отечественные  студенты чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и  контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно  тяжелее обсуждать американскую среду, поведение и мотивы действия американских или других иностранных  потребителей. Преподаватель тоже чувствует  себя увереннее, дирижируя обсуждением  кейса, который базируется на местном  материале, поскольку он лучше знает  и область, и само предприятие. При  обсуждении таких кейсов существует уникальная возможность пригласить представителя предприятия.

  3. Научность и строгость кейсу  придают статистические материалы,  сведения о состоянии рынка,  социально-экономические характеристики  предприятия и т.п.; при этом  данные материалы могут играть  роль непосредственного инструмента  для диагностики ситуации, а могут  выступать в качестве материала  для расчета показателей, которые  наиболее существенны для понимания  ситуации. Статистические материалы  размещают либо в самом тексте  кейса, либо в приложении.

  4. Добротные материалы к кейсу  можно получить посредством анализа  научных статей, монографий и  научных отчетов, посвященных  той или иной проблеме. Использование  научной литературы при разработке  кейса придает ему большую  строгость и корректность. Научная  статья обычно характеризуется  углубленным рассмотрением какого  – либо вопроса; научная монография  дает системную, всестороннюю  характеристику предмета исследования; особенностью научного отчета  является актуальность и новизна  материала. Научные публикации  могут выполнять в методе case-study две функции: первая заключается  в том, что научные публикации  и их фрагменты могут выступить  составляющими кейсов посредством  включения их в ткань, а вторая  – в том, что они могут  быть включены в список литературы, необходимой для понимания кейса. 

  5. Неисчерпаемым источником материала  для кейсов является Интернет  с его ресурсами. Этот источник  отличается значительной масштабностью,  гибкостью и оперативностью.  
 
 

Структура кейса и принципы его построения

Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:

1. Формирование  дидактических целей кейса. Этот  этап включает определение места  кейса в структуре учебной  дисциплины, определение того раздела  дисциплины, которому посвящена  данная ситуация; формулирование  целей и задач; выявление «зоны  ответственности» за знания, умения  и навыки студентов. 

2. Определение  проблемной ситуации.

3. Построение  программной карты кейса, состоящей  из основных тезисов, которые  необходимо воплотить в тексте.

4. Поиск  институциональной системы (фирма,  организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное  отношение к тезисам программной  карты. 

5. Сбор  информации в институциональной  системе относительно тезисов  программной карты кейса. 

6. Построение  или выбор модели ситуации, которая  отражает деятельность института;  проверка ее соответствия реальности.

7. Выбор  жанра кейса. 

8. Написание  текста кейса. 

9. Диагностика  правильности и эффективности  кейса; проведение методического  учебного эксперимента, построенного  по той или иной схеме, для  выяснения эффективности данного  кейса. 

10. Подготовка  окончательного варианта кейса. 

11. Внедрение  кейса в практику обучения, его  применение при проведении учебных  занятий, а также его публикацию  с целью распространения в  преподавательском сообществе; в  том случае, если информация содержит  данные по конкретной фирме,  необходимо получить разрешение  на публикацию.

12. Подготовка  методических рекомендаций по  использованию кейса: разработка  задания для студентов и возможных  вопросов для ведения дискуссии  и презентации кейса, описание  предполагаемых действий учащихся  и преподавателя в момент обсуждения  кейса. 

Кейс  должен:

- быть  написан интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно, при необходимости, приводить высказывания сотрудников – представителей фирмы);

- отличаться  «драматизмом» и проблемностью;  выразительно определять «сердцевину»  проблемы;

- показывать  как положительные примеры, так  и отрицательные; 

- соответствовать  потребностям выбранного контингента  студентов, содержать необходимое  и достаточное количество информации.

     Определение и квалификация проблемы занимает исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации. Вместе с тем текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

Требования  к формату и  структуре кейса:

      Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных:

- наличие  реально существующей ситуации, на основе которой разработан  кейс;

- название  компании, название продукции, описание  продукции, ее особенности; 

- имена  и должности главных персонажей;

- описание  состояния рынка в данной области  (продукты, потребители, производство, распределение и т.п.); разбор главных  конкурентов (их стратегии, позиции  на рынке, политика маркетинга  и распределения);

Информация о работе Применение кейс-технологии в современной системе образования