Применение кейс-технологии в современной системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:43, курсовая работа

Описание

Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности учащихся.
Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития учащихся является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний. Достичь это помогают кейс-технологии.х изменений образовательных услуг.

Содержание

Оглавление
Введение……………………………………………………
Теоретическая часть
История разработки case-технологии………………………………………….
Общая характеристика case-технологии……………………………………….
Методы кейс-технологий………………………………………………………
Классификация кейсов…………………………………………………………
Практическая часть
Кейс метод в системе методов организации обучения…………………………
Технология работы с кейсом в учебном процессе ……………………………...
Процесс работы над кейсом
История возникновения и развития кейс-технологии. Основные категории.
Характерные признаки кейс-технологии и её специфика.
Источники кейсов. Типология кейсов.
Классификация кейс-материала. Технология создания кейса: основные этапы. Структура кейса.
Требования к кейсам. Правовая защита кейсов.
Выбор кейса. Сценарий организации занятий по кейс-методу.
Рекомендации для преподавателя и обучающихся по работе над кейсом.
Педагогические комментарии
Разработка развёрнутых кейсов
Презентация кейсов

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 78.92 Кб (Скачать документ)

- общее  состояние дел в компании, ее  слабые и сильные стороны; дилеры  и партнеры; управленческая стратегия;  организационные отношения; ключевые  фигуры в управленческой группе; производственные операции, продукты  и процессы; финансовое положение  компании; маркетинговая информация; взаимодействие работников.

Информационная  часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий:

- этапы  развития компании, важные моменты  в истории развития, успехи и  неудачи; 

- стиль  работы компании, стиль управления  руководства; 

- краткое  описание проблемы, желательно привести  несколько различных точек зрения (как она видится разными участниками  событий);

- определенная  хронология развития ситуации  с указанием действий или воздействующих  факторов, желательно оценить результаты  их воздействия; 

- предпринятые  действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали;

- какие  ресурсы могут быть выделены  на решение данной ситуации.

Методическая  часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для студентов и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя.

    Сюжетная и информационная части могут существовать как относительно независимые (информация может быть вынесена в приложение), так и тесно переплетаясь. Но в любом кейсе его назначение и задание должны быть четко сформулированы.

     Как отмечалось выше, кейс может содержать видео-, аудиоматериалы, материалы на электронных носителях или любые другие.

    Студентам раздается на дискете, CD или в виде твердой копии версия текста ситуации, приложения, возможные вопросы, но без преподавательской записки.

    В преподавательской записке авторы “кейсов” должны разрабатывать конкретные рекомендации по разбору ситуаций, в которых излагается авторский разбор ситуаций, их ключ, а также рекомендуемая методика проведения занятий.

Виды  анализа кейсов и  решаемые задачи

Анализ  кейсов представляет собой процесс  решения значительного числа  частных задач, что предполагает постоянное присутствие в этом процессе генерации идей. Остановимся на характеристике основных видов анализа, которые получили наиболее широкое распространение и оказывают существенное воздействие на развитие метода case-study.

Проблемный  анализ основывается на понятии «проблема». По сути дела проблемный анализ предполагает осознание сущности, специфики той  или иной проблемы и путей ее разрешения. Технология проблемного анализа  предполагает аналитическую работу с классификацией проблем по следующим  направлениям:

- определение  формулировки проблемы, как неудовлетворенной  общественной потребности; 

- пространственно-временная  констатация проблемы, которая предполагает  определение пространственных и  временных границ проблемы;

- выяснение  типа, характера проблемы, ее основных  системных характеристик (структуры,  функций и т.д.);

- выявление  закономерностей развития проблемы, ее последствий; 

- диагностика  принципиальной разрешимости проблемы;

- определение  ресурсов, которые необходимы для  разрешения проблемы;

- выработка  организационно-управленческих технологий  разрешения проблемы;

- разрешение  проблемы.

Причинно-следственный анализ основывается на причинности; ее основными понятиями выступают  «причина» и «следствие», которые  описывают связь между явлениями. Технология причинно-следственного анализа включает в себя следующие шаги:

- формулировка  объекта и предмета исследования;

- определение  некоторых исходных событий как  возможной причины и возможного  следствия, объясняющих объект  и предмет исследования;

- установление  наличия причинно-следственной связи,  определение причины и следствия; 

- диагностика  типа причинно-следственной связи,  установление ее характера; 

- выяснение  места данной причинно-следственной  связи в структуре причинно-следственной  цепи;

- объяснение  причинностью изучаемых явлений  и процессов. 

Прагматический (праксеологический) анализ предполагает осмысление того или иного объекта, процесса, явления с точки зрения более эффективного использования в практической жизни. Основными понятиями прагматического анализа выступают «эффективность» – достижение высокого результата минимальными ресурсами; «результативность» – способность достигать поставленную цель; «оценка» – величина, характеризующая то или иное явление с точки зрения эффективности и результативности. Прагматический анализ осуществляется в несколько этапов:

- осмысление  объекта или процесса с точки  зрения его функций; 

- определение  результативности системы; 

- выявление  тех функций, выполнение которых  не удовлетворяет запросы к  системе, анализ эффективности  функционирования системы; 

- структурный  анализ системы, выявление ее  структурных проблем, причин неэффективности; 

- изучение  возможностей системы, ее потенциала, неиспользованных резервов;

- выработка  предложений по повышению эффективности  системы. 

Аксиологический анализ предполагает анализ того или иного объекта, процесса, явления в системе ценностей. Необходимость этого анализа обусловлена тем, что общество характеризуется значительной ценностной дифференциацией. Ценности представителей разных социальных групп различаются между собой. Поэтому довольно часто в демократическом обществе возникает проблема согласования ценностей, ценностного партнерства, без которого невозможно нормальное взаимодействие людей. Методика аксиологического анализа еще не сложилась. Можно предложить следующую его схему:

- выявление  множества оцениваемых объектов;

- определение  критериев и системы оценивания;

- формирование  группы экспертов; 

- проведение  аксиологической экспертизы;

- получение  системы оценок объектов;

- выработка  рекомендаций по совершенствованию  оцененных объектов.

Ситуационный  анализ имеет особое значение при использовании метода case-study. Данный вид анализа основывается на совокупности приемов и методов осмысления ситуации, ее структуры, определяющих ее факторов, тенденций развития и т.п. Ситуационный анализ основывается на термине «ситуация», который является достаточно многозначным. Не смотря на многообразие понимания ситуации, можно выделить то общее, что свойственно различным концептуальным подходам. Прежде всего следует отметить, что ситуация является результатом социальных изменений, она вытекает из предыдущей ситуации и втекает в последующую ситуацию, т.е. она процессуальная. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, а также наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

Прогностический анализ предполагает не разработку, а использование моделей будущего и путей его достижения. По сути дела, этот анализ сводится к прогностической диагностике, выяснению степени соответствия анализируемого явления или процесса будущему. Он включает в себя два вида анализа: нормативный прогностический анализ, когда задается будущее состояние системы и определяются способы достижения будущего, и поисковый прогностический анализ, при котором посредством построения трендовых моделей определяется ситуация будущего.

     Рекомендательный анализ ориентирован на выработку рекомендаций относительно поведения действующих лиц в некоторой ситуации. Рекомендательный анализ играет особую роль в системе взаимодействия исследователя и практика. Он обеспечивает внедрение результатов исследования в жизнь. Основной проблемой этого анализа является проблема взаимодействия и общности языка исследователя и практика–управленца. Исследователь должен не только разрешить проблему теоретически, но и выработать рекомендации для совершенствования деятельности управленца, изложив их в категориях понятного управленцу языка. От прагматического анализа рекомендательный анализ отличается тем, что предполагает выработку вариантов поведения в некоторой ситуации.

Программно-целевой  анализ представляет собой дальнейшее развитие рекомендательного анализа в аспекте выработки программы достижения определенной цели. Он сосредотачивается на разработке подробной модели достижения будущего.

Задачи, решаемые в процессе реализации метода case-study

1. Осуществление  проблемного структурирования, предполагающего  выделение комплекса проблем  ситуации, их типологии, характеристик,  последствий, путей разрешения (проблемный  анализ).

2. Определение  характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с  окружающей и внутренней средой (системный анализ).

3. Установление  причин, которые привели к возникновению  данной ситуации, и следствий  ее развертывания (причинно-следственный  анализ).

4. Диагностика  содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация  (праксеологический анализ).

5. Построение  системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих  лиц (аксиологический анализ).

6. Подготовка  предсказаний относительно вероятного, потенциального и желательного  будущего (прогностический анализ).

7. Выработка  рекомендаций относительно поведения  действующих лиц ситуации (рекомендательный  анализ).

8. Разработка  программ деятельности в данной  ситуации (программно-целевой анализ).

    Исходя из описанных выше методов анализа кейсов и общей характеристики задач, решаемых в процессе реализации метода case-study, можно сформулировать основные рекомендации по их решению.

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

Первый  этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.

Второй  этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально  воздействовать.

Третий  этап – предложение концепций  или тем для «мозгового штурма».

Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.

Пятый этап – решение кейса – предложение  одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение  проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Анализ  кейсов может быть как специализированным, так и всесторонним. Специализированный анализ должен быть сосредоточен на конкретном вопросе или проблеме. Всесторонний (подробный) анализ подразумевает глубокое погружение в ключевые вопросы кейса.

Метод сase-study как образовательная технология

     Использование метода сase-study как технологии профессионально-ориентированного обучения представляет собой сложный процесс, плохо поддающийся алгоритмизации. Формально можно выделить следующие этапы:

- ознакомление  студентов с текстом кейса; 

- анализ  кейса; 

- организация  обсуждения кейса, дискуссии,  презентации; 

- оценивание  участников дискуссии; 

- подведение  итогов дискуссии. 

     Ознакомление студентов с текстом кейса и последующий анализ кейса чаще всего осуществляются за несколько дней до его обсуждения и реализуются как самостоятельная работа студентов; при этом время, отводимое на подготовку, определяется видом кейса, его объемом и сложностью.

Информация о работе Применение кейс-технологии в современной системе образования