Применение кейс-технологии в современной системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:43, курсовая работа

Описание

Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности учащихся.
Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития учащихся является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний. Достичь это помогают кейс-технологии.х изменений образовательных услуг.

Содержание

Оглавление
Введение……………………………………………………
Теоретическая часть
История разработки case-технологии………………………………………….
Общая характеристика case-технологии……………………………………….
Методы кейс-технологий………………………………………………………
Классификация кейсов…………………………………………………………
Практическая часть
Кейс метод в системе методов организации обучения…………………………
Технология работы с кейсом в учебном процессе ……………………………...
Процесс работы над кейсом
История возникновения и развития кейс-технологии. Основные категории.
Характерные признаки кейс-технологии и её специфика.
Источники кейсов. Типология кейсов.
Классификация кейс-материала. Технология создания кейса: основные этапы. Структура кейса.
Требования к кейсам. Правовая защита кейсов.
Выбор кейса. Сценарий организации занятий по кейс-методу.
Рекомендации для преподавателя и обучающихся по работе над кейсом.
Педагогические комментарии
Разработка развёрнутых кейсов
Презентация кейсов

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 78.92 Кб (Скачать документ)

    6. Наличие  управляемого эмоционального напряжения  обучаемых.

Технологические особенности метода case-study

    1. Метод  представляет собой специфическую  разновидность исследовательской  аналитической технологии, т.е. включает  в себя операции исследовательского  процесса, аналитические процедуры. 

    2. Метод  case-study выступает как технология  коллективного обучения, важнейшими  составляющими которой выступают  работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией. 

    3. Метод  case-study в обучении можно рассматривать  как синергетическую технологию, суть которой заключается в  подготовке процедур погружения  группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.

    4. Метод  case-study интегрирует в себе технологии  развивающего обучения, включая  процедуры индивидуального, группового  и коллективного развития, формирования  многообразных личностных качеств  обучаемых. 

    5. Метод  case-study выступает как специфическая  разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной  технологии идет процесс разрешения  имеющейся проблемы посредством  совместной деятельности студентов,  тогда как в методе case-study идет  формирование проблемы и путей  ее решения на основании кейса,  который выступает одновременно  в виде технического задания  и источника информации для  осознания вариантов эффективных  действий.

    6. Метод  case-study концентрирует в себе значительные  достижения технологии «создания  успеха». В нем предусматривается  деятельность по активизации  студентов, стимулирование их  успеха, подчеркивание достижений  обучаемых. Именно достижение  успеха выступает одной из  главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной  мотивации, наращивание познавательной  активности.

  Основная  функция метода case-study – учить  студентов решать сложные неструктурированные  проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.

  Использование метода case-study имеет явные преимущества перед простым изложением материала, широко используемым в традиционной педагогике высшей школы России. Однако не стоит полагать, что кейсы могут заменить лекции. По мнению преподавателя Американского института бизнеса и экономики (AIBEc) в Москве Питера Эксмана нельзя тратить все свое время только на разбор конкретных примеров, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решению сходных проблем, и студент будет не в состоянии подняться на более высокий уровень обобщения. Кейсы показывают, как на практике применяются экономические теории; ценность таких упражнений, если они не имеют теоретической «начинки», невелика3.

  Кейсы отличаются от задач, используемых при  проведении семинарских и практических занятий, поскольку цели использования  задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий  набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение  и один путь, приводящий к этому  решению. Кейсы имеют много решений  и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

  Метод case-study относят к одному из «продвинутых»  активных методов обучения. К преимуществам  метода case-study можно отнести:

  - использование принципов проблемного  обучения – получение навыков  решения реальных проблем, возможность  работы группы на едином проблемном  поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия  решения в жизни, он более  адекватен жизненной ситуации, чем  заучивание терминов с последующим  пересказом, поскольку требует не  только знания и понимания  терминов, но и умения оперировать  ими, выстраивая логические схемы  решения проблемы, аргументировать  свое мнение;

  - получение навыков работы в  команде (Team Job Skills);

  - выработка навыков простейших  обобщений; 

  - получение навыков презентации; 

  - получение навыков пресс-конференции,  умения формулировать вопрос, аргументировать  ответ. 

  Разбирая  кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно  применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность  использования готовой схемы  решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более  серьезных проблем.

  Метод case-study требует подготовленности студентов, наличия у них навыков самостоятельной  работы; неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может  приводить к поверхностному обсуждению кейса.

  Место метода case-study в российской системе  высшего профессионального образования  далеко не однозначно. Можно сформулировать стратегические принципы развития метода case-study и внедрения его в образовательные  программы:

  1. Метод case-study необходимо как можно  быстрее внедрить в программы  подготовки специалистов по современным  рыночным специальностям, в которых  доминирует ситуационное знание  и ситуационная деятельность, таким  как менеджмент, экономика, социология, маркетинг и т.п. 

  2. Активизировать использование метода case-study в системе дополнительного  профессионального образования,  особенно при реализации программ  профессиональной переподготовки.

  3. Метод case-study необходимо использовать  в органическом единстве с  другими методами обучения, в  том числе традиционными, закладывающими  у студентов обязательное нормативное  знание. Ситуационное обучение учит  поиску и использованию знания  в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность  мышления; чрезмерное увлечение  ситуационным анализом может  привести к тому, что будущий  специалист окажется без необходимого  «нормативного скелета», все его  знания будет сводиться к знанию  множества ситуаций без определенного  методологического принципа или  системы. 

  4. Применение метода case-study должно  быть методически обосновано  и обеспечено. Это необходимо  как на уровне организации  учебного процесса по образовательной  программе в целом, так и  на уровне планирования его  отдельным преподавателем. Необходима  экспертная оценка специальностей, учебных дисциплин и их разделов, где применение метода case-study дает  гораздо больший эффект, чем традиционные  технологии обучения. Эти вопросы  должны быть предметом обсуждения  на методическом совете и являться  целью повышения квалификации  преподавателей.

  Типы  и жанры кейсов, способы их представления

  Классификация кейсов может производиться по различным  признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

  - иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

  - учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

  - учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

  - прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

  Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

  - обучающие анализу и оценке;

  - обучающие решению проблем и принятию решений;

  - иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

  Заслуживает внимания классификация кейсов, приведенная  Н. Федяниным и В. Давиденко, хорошо знакомыми с зарубежным опытом использования  метода case-study:

  - структурированный (highly structured) “кейс”, в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним студент должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение;

  - “маленькие наброски” (short vignetts), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе студент должен опираться еще и на собственные знания;

  - большие неструктурированные  “кейсы” (long unstructured cases) объемом до 50 страниц - самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; студент должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними;

  - первооткрывательские  “кейсы” (ground breaking cases), при разборе которых от студентов требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом студенты и преподаватели выступают в роли исследователей.

  Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать студентов на поиск дополнительной информации для анализа. Такой подход позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

  Кейсы могут быть представлены в различной  форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что  большие кейсы вызывают у студентов  некоторые затруднения по сравнению  с малыми, особенно при работе впервые. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за многие годы. Кейс может включать известные академические модели или не соответствовать ни одной из них.

  Нет определенного стандарта представления  кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных  носителях, однако включение в текст  фотографий, диаграмм, таблиц делает его  более наглядным для студентов. С печатной информацией или с  информацией на электронных носителях  легче работать и анализировать  ее, чем информацию, представленную, например, в аудио- или видео- вариантах; ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению первичной информации и ошибкам. В последнее время все популярнее становятся мультимедиа представление кейсов. Возможности мультимедиа представления кейсов позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения.

  По  наличию сюжета кейсы делятся  на сюжетные и бессюжетные. Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций. Бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

  Временная последовательность материала также  накладывает отпечаток на жанровые особенности кейса. Кейсы в режиме от прошлого к настоящему характеризуются  естественной временной последовательностью  событий, позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи. Кейсы-воспоминания характеризуются тем. Что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что создает затруднения по восстановлению временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, ее осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы.

  Наконец, прогностические кейсы дают довольно подробное описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант поведения «героя» в будущем.

Информация о работе Применение кейс-технологии в современной системе образования