Принцип наглядности в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание

Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории.

Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.

Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.

Методы исследования: Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....3


Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в

средних классах……………………………………………………………................................3


1.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов ….5


1.2. Технология наглядного обучения…………………………………………………………9


1.3. Методы наглядного обучения……...……………………………………………………..14


1.3.1. Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории………..17


Выводы по I главе………………………………………………………………………………24


Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения.………………………………………………………………………..………………26


2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения……….26


2.2. Разработка урока по истории без использования наглядного метода обучения………28


2.3.1. Сравнительный анализ уроков………………………………………………………….29


Выводы по II главе…………………………………………………………………………..…30


Заключение………………………………………………………………………………………31


Список литературы……………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

     Условия эффективного применения наглядности

     При использовании наглядных методов  обучения необходимо соблюдать ряд  условий:

     а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

     б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует  постепенно и только в соответствующий  момент урока;

     в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

     г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

     д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

     е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

     ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном  пособии или демонстрационном устройстве.

1.2. Технология наглядного обучения

Наглядность не есть  какое-то  свойство  или  качество реальных  объектов, предметов или явлений. Наглядность  есть свойство,  особенность психических  образов  этих  объектов. И когда  говорят  о  наглядности тех  или иных  предметов, то на самом деле   имеют  в  виду  наглядность  образов этих  предметов.

    Наглядность  есть  показатель  простоты и понятности   для  данного  человека  того  психического  образа,  который он создаёт  в процессе  восприятия, памяти, мышления и воображения. Поэтому  ненаглядным  может  быть  образ  реального  предмета  или явления и, наоборот,  вполне  наглядным  может быть  образ  предмета  или явления,  не существующего  реально, а созданного  нашим  воображением .

Наглядность  или  ненаглядность  образа, возникающего  у человека, зависит  главным  образом  от особенностей  последнего, от уровня  развития  его  познавательных  способностей, интересов и склонностей,  наконец,  от  потребности и желания увидеть,  услышать, ощутить данный  объект, понять его, создать у себя  яркий, понятый образ этого объекта.

   Сам  по себе  непроизвольно наглядный образ,  как  правило,  не  возникает. Он образуется  только  в результате  активной  работы, направленной  на  его  создание [Фридман 1991].

   Дидактический  принцип  наглядности  ввел  в процесс обучения  Я.А. Коменский, назвав ‘‘золотым  правилом  дидактики’’. В основе  этого принципа  лежит живое созерцание. Однако  педагогами-практиками  было  замечено, что чем большим количеством органов чувств  учащийся  воспринимает  действительность, тем достовернее его знания  об  окружающем  мире. В качестве примера  можно  привести  высказывание,  ставшее  афоризмом: Кто  хоть  раз видел верблюда , пробовал  вкус  сахара, слушал  пение  соловья, тот никогда не  забудет ни вида  верблюда, ни вкуса  сахара,  ни соловьиных  трелей.

    Введение  наглядности  в процесс обучения  значительно  повышает  его  эффективность. Изменение  содержания  образования  касались  введения в учебный  процесс   научных  фактов, статистики, но  при  этом  не  следовало  забывать, о том, что знания  эти  должны  быть  доступными  не  только  сильным,  но  и  среднеуспевающим  студентам.  Данный  принцип  направлял  деятельность  преподавателей  на  путь  поиска  новых  методов  обучения,  совершенствования  своего  мастерства  в  общении  со  студентами  на  основе  дифференцированного  подхода [Черниченко 2002].

    Наглядный  материал  служит  как бы внешней  опорой  внутренних  действий, совершаемых  ребёнком  под руководством  учителя  в процессе овладения знаниями. Введение  в обучение наглядного  материала должно учитывать, по крайней мере, два следующих психологических момента: 1) какую конкретную роль  наглядный материал должен выполнять в условии и 2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного  материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.

Место и роль  наглядного  материала  в процессе  обучения определяются  отношением  той  деятельности учащегося, в которой  данный  материал способен занять структурное  место цели  его  действия, к той деятельности, которая ведет к  осознанию того, что нужно усвоить [Фридман 1991].         

  Функция наглядного материала может быть очень разной. Одно дело,  когда в процессе обучения возникает зада дать учащимся живой, красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, расширить в этом направлении их  чувственный опыт, обогатить их  впечатления- словом, сделать для них возможно более конкретным, более реально и точно  представленным тот или  иной круг явлений. Посещение зоопарка, историческая картина, фотография писателя или ученого и т.д.- все это делает  более конкретным и как бы более ощутимым для ребёнка то, о чём идет речь в обучении.

       Совсем другое дело в случае, когда наглядность включается непосредственно в процесс обучения в связи  со специальной педагогической задачей. Имеются в виду такие случаи, как использование наглядных пособий при начальном обучении арифметике, на уроках русского языка, в классных занятиях по физике и т.п. Здесь роль наглядного материала, конечно, не в том, чтобы, например, изображения   карандашей на таблице  обогащали  чувственный  опыт ребёнка, они служат  не для этого, а для  обучения счету. Наглядный  материал  представляет собой  в этих  случаях именно материал, в котором и через  посредство которого, собственно, предмет усвоения еще только должен быть найден [Фридман 1991].

          Особенностью  наглядных  технологий  является  то, что  они  обязательно  предполагают    в  той  или  иной  мере  сочетание их  со    словесными  технологиями. Тесная  взаимосвязь  слова и  наглядности  вытекает  из  того, что   диалектический  путь   познания  объективной   реальности  предполагает  применение  в  единстве  живого  созерцания, абстрактного  мышления  и  практики.

    Л.В.Занковым  было  изучено  основных  форм  сочетания  слова  и  наглядности:

-при   посредстве  слова  учитель   руководит   наблюдением,  которое   осуществляется  учащимися,  а   знания  об  облике  объекта,  его  непосредственно  воспринимаемых  свойствах  и  отношениях  ученики  извлекают  из  самого  наглядного  объекта  в  процессе  наблюдений;

-при   посредстве  слова  учитель   на  основании  осуществленного   школьниками  наблюдения  наглядных   объектов  и  на базе  имеющихся   у  них  знаний  ведет   учащихся  к  осмыслению  и   формированию  таких  связей  в  явлениях, которые  не  могут  быть  зримы  в  процессе  восприятия;

-сведения  об  облике  объекта,  о  его   непосредственно  воспринимаемых  свойствах  и  отношениях  учащиеся  получают  из  словесных   сообщений  педагога, а  наглядные   средства служат  подтверждением  или  конкретизацией   словесных  сообщений;

    -отталкиваясь  от  осуществляемого  школьниками   наблюдения  наглядного  объекта,  педагог  сообщает  о таких   связях  между  явлениями, которые   непосредственно  не  воспринимаются  учащимися,  либо  делает   вывод, объединяет, обобщает  отдельные  данные [Бабанский 1988].

         Ученые выделяют четыре фактора  наглядного обучения.

     Первый. Наглядность обучения  вытекает  из  того, что оно выступает для учащихся    как средство  познания  окружающего мира, и  поэтому  процесс   этот  происходит  более  успешно, если  основан  на  непосредственном  наблюдении  и  изучении  предметов, явлений  или  событий. Я.А.Коменский  писал: ‘‘Если  мы  желаем  привить  учащимся  истинное  и  прочное  знание  вещей,  вообще  нужно  обучать  всему  через  личное  наблюдение и чувственное доказательство’’.

    Второй. Познавательный  процесс  требует  включения  в  овладение  знаниями  различных  органов  восприятия. К.Д.Ушинский  писал, что  знания  будут  тем  прочнее и  полнее, чем  большим  количеством  различных  органов чувств  они воспринимаются. ‘‘Паук, - отмечал  он,- потому  бегает   так  изумительно  верно  по  тончайшим  нитям, что  держится  не  одним  когтем, а  множеством  их: оборвется  один, удержится  другой’’. Развивая эту мысль  далее, он  подчеркивал: ‘‘Чем  более  органов  наших  чувств  принимает  участие в  восприятии  какого-нибудь  впечатления  или  группы  впечатлений, тем  прочнее  ложатся  эти впечатления  в  нашу  механическую, нервную  память, вернее  сохраняются ею  и  легче,  потом  вспоминаются’’. По его мнению, наглядное обучение  повышает  внимание  учащихся,  способствует более глубокому усвоению  знаний,

    Третий. Наглядность  обучения  основана  на особенностях  мышления  детей, которое развивается от  конкретного к абстрактному. На  ранних  этапах  ребенок мыслит  больше образами, чем  понятиями. С другой  стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются   учащимися   легче, если  они подкрепляются конкретными фактами, примерами. Однако и  на  более высоких  ступенях  развития  мышления  не  может    открываться  от  конкретных  фактов  и  образов.

    Четвертый. Наглядность  повышает  интерес  учащихся  к  знаниям  и  делает  процесс  обучения  более  легким. Многие  теоретические  положения  при  умелом  использовании  наглядности  становятся  доступными  и  понятными  для  учащихся. В этой  связи   К.Д.Ушинский  отмечал  следующее: “Учите  ребенка  каким-нибудь  пяти  неизвестным  ему  словам, и  он  будет  долго  и  напрасно   мучиться  над  ними; но  свяжите с картинками  двадцать  таких  слов и  ребенок  усвоит  их  на  лету…” [Харламов 1997]. 
 
 
 

1.3 Методы наглядного обучения 

Технологию  наглядного обучения  условно  можно  подразделить  на  две  большие  группы: методы  иллюстраций  и демонстраций.

Метод  иллюстраций предполагает  показ ученикам  иллюстративных  пособий: плакатов,  карт,  зарисовок на  доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод  демонстраций обычно  связан  с демонстрацией приборов, опытов, технических  установок,  различного  рода  препаратов. К демонстрационным    методам относят  также  кинофильмов  и  диафильмов.

При  наглядных  технологиях  используются  приемы  показа,  обеспечения  лучшей  видимости (применение  экрана, подкрашивание,  подсвет,  подъемные  приспособления и др.), обсуждение  результатов  проведенных  наблюдений, демонстраций и  пр.

    В  последние  годы  практика обогатилась  целым  рядом  новых  средств  наглядности. Созданы  новые,  более  красочные  географические  карты  с пластмассовым  покрытием, альбомы иллюстраций  по  истории,  литературе,  географические  атласы  с  фотографиями,  сделанные  со  спутников. В практику  обучения  вошли  аппараты  ЛЭТИ, кодоскопы,  позволяющие  в  дневное  время  без  затемнения   класса  показывать  рисунки,  схемы,  чертежи, изготовляемые  учителем  на  прозрачной  пленке. На  уроках  стали применяться  зарисовки  на  листах  ватмана с помощью    широких  фломастеров,  позволяющие  раскрывать динамику  изучаемого  явления.  Во  многих  школах  оборудованы  экраны   дневного  кино,  когда  киноаппарат  устанавливается  в лаборантской  комнате,  фильм  демонстрируется  на  матовое  стекло,  помещенное  над  классной  доской.

    Рациональное  применение  средств  наглядности  позволяет  достичь  большого  образовательного   и  воспитательного  эффекта,  создает  благоприятные  возможности  для  развития  абстрактного  мышления  учеников.

    Применение  метода  демонстрации  учебного  кино  стало довольно   обычным явлением   в  практике  обучения . Во всех  городах  и  крупных  районах  созданы  фильмотеки,  которые  по заявкам  преподавателей  присылают  необходимый   фильм. Перечень  основных  учебных  фильмов  нашел  теперь  отражение  в  школьных  программах,  что  значительно  облегчает  выбор их  учителям. В  учебном  процессе  применяют  как  полные  фильмы  по  теме,  так  и  кинофрагменты  и  кинокольцовки.  Кинофрагменты  посвящаются   отдельным   вопросам   соответствующей   темы. Кинокольцовки   обычно  демонстрируют  замкнутые  процессы,  например  процесс  работы  модели  двигателя  внутреннего  сгорания,  процесс  взлета,  полета  и посадки  самолета и т.д. Практика   показывает, что  при  изучении  новой  темы   особенно  полезны   кинофрагменты  и  кинокольцовки.  Для  закрепления   всей   темы   эффективно  используются    полные  фильмы  по  теме.

Информация о работе Принцип наглядности в обучении