Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 10:11, курсовая работа
Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории.
Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.
Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.
Методы исследования: Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
Введение………………………………………………………………………………………....3
Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в
средних классах……………………………………………………………................................3
1.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов ….5
1.2. Технология наглядного обучения…………………………………………………………9
1.3. Методы наглядного обучения……...……………………………………………………..14
1.3.1. Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории………..17
Выводы по I главе………………………………………………………………………………24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения.………………………………………………………………………..………………26
2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения……….26
2.2. Разработка урока по истории без использования наглядного метода обучения………28
2.3.1. Сравнительный анализ уроков………………………………………………………….29
Выводы по II главе…………………………………………………………………………..…30
Заключение………………………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………………………
Условия эффективного применения наглядности
При
использовании наглядных
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е)
демонстрируемая наглядность
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
1.2. Технология наглядного обучения
Наглядность не есть какое-то свойство или качество реальных объектов, предметов или явлений. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов.
Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создаёт в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Поэтому ненаглядным может быть образ реального предмета или явления и, наоборот, вполне наглядным может быть образ предмета или явления, не существующего реально, а созданного нашим воображением .
Наглядность или ненаглядность образа, возникающего у человека, зависит главным образом от особенностей последнего, от уровня развития его познавательных способностей, интересов и склонностей, наконец, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, понять его, создать у себя яркий, понятый образ этого объекта.
Сам по себе непроизвольно наглядный образ, как правило, не возникает. Он образуется только в результате активной работы, направленной на его создание [Фридман 1991].
Дидактический принцип наглядности ввел в процесс обучения Я.А. Коменский, назвав ‘‘золотым правилом дидактики’’. В основе этого принципа лежит живое созерцание. Однако педагогами-практиками было замечено, что чем большим количеством органов чувств учащийся воспринимает действительность, тем достовернее его знания об окружающем мире. В качестве примера можно привести высказывание, ставшее афоризмом: Кто хоть раз видел верблюда , пробовал вкус сахара, слушал пение соловья, тот никогда не забудет ни вида верблюда, ни вкуса сахара, ни соловьиных трелей.
Введение наглядности в процесс обучения значительно повышает его эффективность. Изменение содержания образования касались введения в учебный процесс научных фактов, статистики, но при этом не следовало забывать, о том, что знания эти должны быть доступными не только сильным, но и среднеуспевающим студентам. Данный принцип направлял деятельность преподавателей на путь поиска новых методов обучения, совершенствования своего мастерства в общении со студентами на основе дифференцированного подхода [Черниченко 2002].
Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребёнком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Введение в обучение наглядного материала должно учитывать, по крайней мере, два следующих психологических момента: 1) какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в условии и 2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.
Место и роль наглядного материала в процессе обучения определяются отношением той деятельности учащегося, в которой данный материал способен занять структурное место цели его действия, к той деятельности, которая ведет к осознанию того, что нужно усвоить [Фридман 1991].
Функция наглядного материала может быть очень разной. Одно дело, когда в процессе обучения возникает зада дать учащимся живой, красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, расширить в этом направлении их чувственный опыт, обогатить их впечатления- словом, сделать для них возможно более конкретным, более реально и точно представленным тот или иной круг явлений. Посещение зоопарка, историческая картина, фотография писателя или ученого и т.д.- все это делает более конкретным и как бы более ощутимым для ребёнка то, о чём идет речь в обучении.
Совсем другое дело в случае, когда наглядность включается непосредственно в процесс обучения в связи со специальной педагогической задачей. Имеются в виду такие случаи, как использование наглядных пособий при начальном обучении арифметике, на уроках русского языка, в классных занятиях по физике и т.п. Здесь роль наглядного материала, конечно, не в том, чтобы, например, изображения карандашей на таблице обогащали чувственный опыт ребёнка, они служат не для этого, а для обучения счету. Наглядный материал представляет собой в этих случаях именно материал, в котором и через посредство которого, собственно, предмет усвоения еще только должен быть найден [Фридман 1991].
Особенностью наглядных технологий является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными технологиями. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.
Л.В.Занковым было изучено основных форм сочетания слова и наглядности:
-при
посредстве слова учитель
руководит наблюдением, которое
осуществляется учащимися, а
знания об облике объекта,
его непосредственно
-при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть зримы в процессе восприятия;
-сведения
об облике объекта, о его
непосредственно
-отталкиваясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные [Бабанский 1988].
Ученые выделяют четыре
Первый. Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. Я.А.Коменский писал: ‘‘Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство’’.
Второй. Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К.Д.Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. ‘‘Паук, - отмечал он,- потому бегает так изумительно верно по тончайшим нитям, что держится не одним когтем, а множеством их: оборвется один, удержится другой’’. Развивая эту мысль далее, он подчеркивал: ‘‘Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются’’. По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний,
Третий. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. С другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами. Однако и на более высоких ступенях развития мышления не может открываться от конкретных фактов и образов.
Четвертый. Наглядность повышает
интерес учащихся к знаниям
и делает процесс обучения
более легким. Многие теоретические
положения при умелом использовании
наглядности становятся доступными
и понятными для учащихся. В
этой связи К.Д.Ушинский отмечал
следующее: “Учите ребенка каким-нибудь
пяти неизвестным ему словам,
и он будет долго и напрасно
мучиться над ними; но свяжите
с картинками двадцать таких
слов и ребенок усвоит их
на лету…” [Харламов 1997].
1.3
Методы наглядного обучения
Технологию наглядного обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также кинофильмов и диафильмов.
При наглядных технологиях используются приемы показа, обеспечения лучшей видимости (применение экрана, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждение результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.
В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. Созданы новые, более красочные географические карты с пластмассовым покрытием, альбомы иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями, сделанные со спутников. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления. Во многих школах оборудованы экраны дневного кино, когда киноаппарат устанавливается в лаборантской комнате, фильм демонстрируется на матовое стекло, помещенное над классной доской.
Рациональное применение средств наглядности позволяет достичь большого образовательного и воспитательного эффекта, создает благоприятные возможности для развития абстрактного мышления учеников.
Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения . Во всех городах и крупных районах созданы фильмотеки, которые по заявкам преподавателей присылают необходимый фильм. Перечень основных учебных фильмов нашел теперь отражение в школьных программах, что значительно облегчает выбор их учителям. В учебном процессе применяют как полные фильмы по теме, так и кинофрагменты и кинокольцовки. Кинофрагменты посвящаются отдельным вопросам соответствующей темы. Кинокольцовки обычно демонстрируют замкнутые процессы, например процесс работы модели двигателя внутреннего сгорания, процесс взлета, полета и посадки самолета и т.д. Практика показывает, что при изучении новой темы особенно полезны кинофрагменты и кинокольцовки. Для закрепления всей темы эффективно используются полные фильмы по теме.