Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 10:11, курсовая работа
Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории.
Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.
Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.
Методы исследования: Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
Введение………………………………………………………………………………………....3
Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в
средних классах……………………………………………………………................................3
1.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов ….5
1.2. Технология наглядного обучения…………………………………………………………9
1.3. Методы наглядного обучения……...……………………………………………………..14
1.3.1. Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории………..17
Выводы по I главе………………………………………………………………………………24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения.………………………………………………………………………..………………26
2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения……….26
2.2. Разработка урока по истории без использования наглядного метода обучения………28
2.3.1. Сравнительный анализ уроков………………………………………………………….29
Выводы по II главе…………………………………………………………………………..…30
Заключение………………………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………………………
При подготовке к использованию фильма в учебном процессе преподаватель должен предварительно просмотреть его, составить основные вопросы, которые будут ставиться перед учениками по ходу демонстрации, вычленить фрагменты, которые будут показаны в соответствующий момент урока. Полезно наметить место, где будут даны реплики, акцентирующее внимание на самом главном. Наконец, надо наметить и план заключительной беседы по фильму.
Использование учебного телевидения .
Массовой наглядной технологией стало учебное телевидение. Для средней школы, технических училищ и вузов созданы многочисленные учебные телефильмы, а также ведутся учебные телепередачи. Программы предстоящих передач Центрального телевидения публикуются в периодической печати, размножаются институтами усовершенствования учителей и доводятся до учителей. С учетом этого в школах составляют расписание учебных занятий и предусматривают проведение их в соответствующих кабинетах.
Расширяют применение телевидения видеомагнитофоны, позволяющие записать телепередачу и повторить её, например, для выявления возникших затруднений или углубления восприятия изучаемых вопросов. Сейчас завершено конструированное более дешевых видеомагнитофонов, которые станут доступны каждой школе [Бабанский 1988].
Применение компьютерного обучения .
Оно действительно сыграло важную роль в преобразовании учебно-воспитательного процесса и использовании в двух основных дидактических направлениях: 1)повышении успеваемости по отдельным предметам, ориентированном на результате процесса и 2)развитии когнитивных способностей. Нельзя отрицать роль компьютера в тестировании, оценке и управлении педагогическим процессом.
Введение этого обучение наталкивается на вполне понятные препятствия объективного плана : недостаточное материально-техническое обеспечение учебного заведения, отсутствие основательных методических и методологических разработок, помогающих осмыслить и понять преимущества новых, более активных, методов обучения в работе с людьми, а осмыслив, творчески их использовать.
Тем не менее, в вузах стали разрабатываться электронные учебники и учебные пособия, составляются электронные энциклопедии: из них выбираются важные статьи, которые чаще всего востребованы студентами в библиотеке. Любую нужную статью студент может скопировать и распечатать при необходимости.
Во многих вузах, компьютеризированных залах и университетских библиотеках есть возможность получить любую нужную для научной или учебной работы информацию через интернет, что позволяет не отстать от студентов других стран в развитии. Более того, с помощью Интернета человек может учиться в любом заграничном университете. Интернет-образование как вид дистанционного образования пока ещё в России мало распространен, но за ним будущее. Интернет как инструмент информации и коммуникации позволит решать многие проблемы, в том числе и образовательного характера.
Интернет способствует социализации и самореализации личности, через самообразование и самосовершенствование. Это важно не только для студентов, но для преподавателей, которые могли бы через Интернет познакомить общественность со своими методическими разработками, не ограничиваясь рамками собственного вуза [Черниченко 2002].
Условие эффективного
применения наглядности. Есть
несколько методических условий,
выполнение которых обеспечивает
успешное использование наглядных
технологий: 1) хорошее обозрение, которое
достигается путем применения
соответствующих красок при
изготовлении подъемных столиков,
экранов подсвечивания, рейтеров, указателей
и пр.; 2) четко выделение главного,
основного при показе иллюстраций,
так как они порой содержат
и отвлекающие моменты; 3) детальное
продумывание пояснений, необходимых
для выяснения сущности демонстрационных
явлений, а также для обобщения
усвоенной учебной информации;
4) привлечение самих учеников
к нахождению желаемой информации
в наглядном пособии или
демонстрационном устройстве, постановка
перед ними проблемных заданий
наглядного характера [Бабанский 1988].
1.3.1
Классификация, виды
и типы средств наглядности
при обучении истории
При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности.
В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.
На
основе непосредственного восприятия
предметов или с помощью
Существует классификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины, иллюстрации, карты, схемы, таблицы); экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи); компьютерные (графические изображения: картины, рисунки, графики, таблицы) средства обучения. Чаще всего обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую [Студеникин 2002].
Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов; не сама жизнь первобытных людей, а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменного века, систематизированных в музейной экспозиции; не феодальные усобицы и рыцарские турниры, а вещественные останки этой «благородной» деятельности – оружие и доспехи. К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.
Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность – различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. И разумеется, особенно эффективны действующие модели – водяной мельницы, рудоподъёмной машины.
Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:
а)
изображения документального
б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;
в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого;
г) технические средства обучения: диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски.
Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.
В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности.
Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты [Степанищев 2002].
Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающий момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А.Томби «Саламинский бой», М.Г.Ройтера «Вступление Жанны д, Арк в Орлеан» и т.д. Содержание картин включается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент.
Типологические
картины воспроизводят
Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.
Картины-портреты помогают воссоздать образы исторических личностей. Портреты изучаются в узком и широком смысле. При изучении портрета в узком смысле слова в первую очередь обращается внимание на черты лица, характеризующие изображенного на нем человека как личности. При изучении портрета в широком смысле слова наряду с обрисованием анатомических черт лица и их расшифровкой большое внимание обращается на награды, знаки отличия. Все это комментируется, что в конечном итоге дает содержательную характеристику изображенной личности и ее места в истории [Короткова 2008].
Одним из наглядных средств обучения истории является карикатура. Она доступна, художественно выразительна, для нее характерна остро выраженная идея. Поэтому карикатура легко воспринимается. Карикатура-иллюстрация используется лишь для наглядного подтверждения слов учителя. Карикатура- характеристика требует разъяснения сущности, комментария учителя. Для образной характеристики личности используется портретная карикатура, а для целой эпохи или крупного исторического явления – символическая.
Аппликации – это вырезанные по контуру из бумаги и раскрашенные изображения типичных для изучаемой эпохи предметов или представителей различных общественных групп: рисунки людей, орудий труда, зданий; символы более широкого содержания по сравнению с тем, что непосредственно изображено.
Аппликации появляются на доске и сменяют друг друга в процессе изложения, помогая раскрыть существенные стороны фактов и последовательность развития событий. Появление каждой новой аппликации концентрирует внимание учащихся на конкретном действии, создает зрительный образ.
К
условно-графической
Схематический рисунок передает наиболее существенные черты предмета, способствует формированию понятий. В «самой природе педагогического рисунка, - отмечал А.А Вагин, - в его эскизном, конструктивном характере, заложена тенденция к обобщению, движение от предметной наглядности к понятию, от образа к идее» [Ушинский 1950].
Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов, людей, военных сражений. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд.