Принцип наглядности в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание

Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории.

Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.

Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.

Методы исследования: Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....3


Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в

средних классах……………………………………………………………................................3


1.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов ….5


1.2. Технология наглядного обучения…………………………………………………………9


1.3. Методы наглядного обучения……...……………………………………………………..14


1.3.1. Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории………..17


Выводы по I главе………………………………………………………………………………24


Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения.………………………………………………………………………..………………26


2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения……….26


2.2. Разработка урока по истории без использования наглядного метода обучения………28


2.3.1. Сравнительный анализ уроков………………………………………………………….29


Выводы по II главе…………………………………………………………………………..…30


Заключение………………………………………………………………………………………31


Список литературы……………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

      Беседа  с учащимися:

  • Дайте определение понятию «религия».
  • Религия - это вера человека в сверхъестественное.
  • Почему появляются религиозные верования?
  • Потому что человек не мог объяснить явления природы.
  1. Изучение новой темы

    Ученики читают и рассказывают миф о Деметре и Персефоне.

  1. Закрепление изученного на уроке

         Детям раздаются карточки с заданиями, чтобы проверить уровень усвоения нового материала.

  1. Итог урока

         Домашнее задание: Ответить письменно чему покровительствовал каждый из известных вам богов древних греков? Подготовить рассказ об одном-двух подвигах Геракла. 

    2.3.1 Сравнительный анализ  уроков 

    Первый  урок с применением наглядности, оказался наиболее эффективным в  процессе обучения в процессе обучения школьников. С первых дней обучения, учителю целесообразно использовать наглядный материал и далее с каждым годом обучения он все больше и больше внедряет наглядность в учебный процесс. Неважно первый, второй, третий или четвертый класс, просто в каждом используется разная наглядность. Она повышает творческую активность, логическое мышление, развивает память, воображение, речь детей.

    Второй  урок, представленный без наглядности более скуден, внимание детей рассеяно, они не сосредоточены на данном материале. Это я проверил на собственном опыте, когда учился в своей школе 34. Только сейчас я пришел к выводу что, без наглядного обеспечения учебный процесс для ребенка не интересен и непонятен.

    Выводы  по II главе 

    Опытно-экспериментальная  работа предполагала проведение двух уроков в средней школе.

      Целью первого урока было: познакомить учащихся с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением.

       Целью второго урока было: Изучить культы основных древнегреческих богов, познакомить учащихся с мифами о них. Первый урок с применением наглядности, оказался наиболее эффективным в процессе обучения в процессе обучения школьников. Второй урок, представленный без наглядности более скуден, внимание детей рассеяно, они не сосредоточены на данном материале. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    В процессе изучения данной темы была изучена  педагогическая литература по использованию наглядности в обучении. Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Нами было выделено 3 подхода к изучению наглядности, а так же изучены законы наглядности, которыми должен руководствоваться современный учитель.

       Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. Наглядность в обучении – дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися. Отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставится на первое место.

    Цель нашей курсовой работы, раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории. Мы показали это в теории и подкрепил на практике. Доказали, что наглядность на уроках способствует:

  1. прочному усвоению знаний, формированию знаний, умений и навыков;
  2. развитию творческой активности школьников;
  3. обогащению абстрактного мышления школьников.

В своей  курсовой работе мы изучили психолого-педагогическую литературу, определили роль наглядности в процессе обучения, дали научное обоснование наглядности, указал ее роль на уроке. Выполнили сравнительный анализ результатов работы с применением наглядности и без нее.  
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты [Текст]: Монография/ Б. Б. Айсмонтас - М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002. — 167с.
  2. Бабанский,  Ю.К. Педагогика. [Текст]: Монография / Ю.К. Бабанский  -Просвещение , 1988.-608с.
  3. Болтянский, В.Г. Формула наглядности; изоморфизм плюс простота [Текст] / В.Г. Болтянский. – М.: Советская педагогика.- 1970. - №5. - С.46-60.
  4. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. [Текст]: Монография / В.В. Давыдов. -  М.: ИНТОР, 1996. - 544с.
  5. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. [Текст]: Монография / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. – т. 2. С 384.
  6. Коменский, А.Я. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. / Я.А. Коменский. В 2-х т. – М.: 1982, т. 1. - 384с.
  7. Константинов, Н.А. История педагогики. [Текст]: Учебник для студентов пед. Институтов/ Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982. – 447с.
  8. Короткова, М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории. [Текст]: Статья. // Преподавание истории в школе./ М.В. Короткова– 2008. - №1. – с. 3-8.
  9. Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. [Текст]: Практ. Пособие для учителей. / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 192 с.
  10. Короткова, М.В. Наглядность на уроках истории. [Текст]: Практ. Пособие для учителей. / М.В. Короткова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –176с.
  11. Краснова, Г.А.Технологии создания электронных обучающих средств. [Текст]: учебное пособие/ Г.А.Краснова, А.В. Соловов, М.И. Беляев - М.: 2002. – 304с.
  12. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения: Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., - 1983. – т. 1. – С. 360.
  13. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. [Текст]: Монография/ И.Н. Лернер– М.: Знание, 1980. – 96с.
  14. Модестова, Н. В. Функции средств наглядности в анализе изучаемых объектов и в практических действиях школьников [Текст]/ Н. В. Модестова.- М., 1962. - 20 с.
  15. Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?[Текст] / Т.С. Назарова // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 20-27.
  16. Оконь, В. Введение в общую дидактику [Текст]: Монография/ В. Оконь. Высшая школа, 1990. - 382с.
  17. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. [Текст]: Учебное пособие/ П.И. Пидкасистый.  – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
  18. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории. [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч./ А.Т.Степанищев– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1. –304с.
  19. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе. [Текст]:  Учеб. для студ. высш. учеб. заведений./ М.Т. Студеникин – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240с.
  20. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. [Текст]: Монография / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1988 - Т. 2 - С. 401-407
  21. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя. [Текст]: Монография/  Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина - М.: Просвещение, 1991.-288с.
  22. Харламов,  И.Ф.  Педагогика. [Текст]: Монография / И.Ф.  Харламов  - М.: Юристъ , 1997.- 507с.
  23. Черниченко, В.И.  Дидактика высшей школы. [Текст]: Монография /  - М.: Вузовская  книга , 2002.-136с.

Информация о работе Принцип наглядности в обучении