Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 10:11, курсовая работа
Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории.
Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.
Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.
Методы исследования: Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
Введение………………………………………………………………………………………....3
Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в
средних классах……………………………………………………………................................3
1.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов ….5
1.2. Технология наглядного обучения…………………………………………………………9
1.3. Методы наглядного обучения……...……………………………………………………..14
1.3.1. Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории………..17
Выводы по I главе………………………………………………………………………………24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения.………………………………………………………………………..………………26
2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения……….26
2.2. Разработка урока по истории без использования наглядного метода обучения………28
2.3.1. Сравнительный анализ уроков………………………………………………………….29
Выводы по II главе…………………………………………………………………………..…30
Заключение………………………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………………………
Рисунки мелом на доске могут давать географические ориентиры, могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектов можно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественные рисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрыть последовательность событий.
Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией.
В сочетании с рисунком могут применяться аппликации. Аппликации чаще используются при обучении младших школьников.
На уроках в старших классах чаще используют схематические изображения, когда на доске во время объяснения появляются линии, стрелки, квадраты, кружки. Это элементы условно-графической наглядности. Сюда относят схемы, диаграммы, графики, картограммы, таблицы.
Схема – это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, структурные, последовательные, поисковые, диаграммы, графики, технические, локальные [Студеникин 2002].
Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо. Логические схемы – это графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого. Поисковые схемы – это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат, наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания.
П.В. Гора придавал большое значение еще одному виду схем – диаграммам, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий. Если на диаграммах представлены однородные данные одновременного действия, то они легко сопоставляются и анализируются, устанавливается их последовательность. Разнородные сведения позволяют проследить динамику и тенденции развития.
Картограммы – это карты, на которых графически представлены статистические данные, относящиеся к какому-либо явлению.
Графики – это чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо. Графики в отличие от диаграмм показывают цикличность исторических явлений и процессов, их этапы.
Таблицы – это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблице в отличие от схем нет условных обозначений исторических явлений. Таблицы делятся на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.
Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории.
Картографическая наглядность. Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Локальность исторических событий изучается с помощью таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику.
Карты
воспроизводят пространственно-
Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Они подразделяются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупно-, средне- и мелкомасштабные). На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все основные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы и госстандарта. Обзорные карты показывают события определенного периода.
Обобщающие
карты конкретизируют и более
подробно раскрывают карты тематические,
на которых отражены события и явления,
учебных тем. Таким образом, были рассмотрены
различные виды средств наглядности обучения
истории: предметная, изобразительная,
условно-графическая.
Выводы
I по главе
В первой главе был рассмотрен теоретический анализ литературы по проблеме принципа наглядности в обучении.
При анализе литературы о принципе наглядности было выявлено что принцип наглядности — один из старейших и важнейших— означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Изначальной опорой наглядности является труд Я.А. Коменского, который дал теоретическое обоснование данного принципа. Он считал что в процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию.
Д. Ушинский показывает нам практическую значимость, развитие наблюдательности и мышления. “Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, — начните показывать картинки, и класс заговорит”
Наглядность обогащает
круг представлений ребенка, делает
обучение более доступным, конкретным
и интересным, развивает наблюдательность
и мышление. Была рассмотрена сама технология
наглядного обучения. Затем были указаны
функции наглядного материала, а также
факторы и методы наглядного обучения.
Было выделено 4 основных фактора: Первый.
Наглядность обучения вытекает
из того, что оно выступает для учащихся
как средство познания окружающего
мира, и поэтому процесс этот
происходит более успешно. Второй.
Познавательный процесс требует
включения в овладение знаниями
различных органов восприятия.
Третий. Наглядность обучения
основана на особенностях мышления
детей, которое развивается
от конкретного к абстрактному.
Четвертый. Наглядность повышает
интерес учащихся к знаниям
и делает процесс обучения
более легким.
Глава
II. Опытно-экспериментальная
работа по влиянию наглядных
пособий на процесс
обучения.
Цель опытно-экспериментального исследования состояла в проведении двух уроков.
Для решения поставленной цели были поставлена следующая задача опытно-экспериментальной работы:
Провести два урока по истории у школьников 5 – 11 классы. Первый урок с применением наглядного метода обучения, второй без этого метода.
Экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа была организована в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» города Бийска Алтайского края. В исследовании принимали участие учащиеся 6 класса в возрасте 15 лет.
Исходя
из указанной выше задачи, была организована
опытно-экспериментальная
Проектировочный. Данный этап предполагает отбор содержания учебного материала.
Рефлексивный.
Данный этап предполагал анализ полученных
результатов [Краснова 2002].
2.1.
Разработка урока по
истории с использованием
наглядного метода обучения
Тема урока: Открытие Америки и морского пути в Индию.
Цель урока: познакомить учащихся с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением.
Задачи: 1. Образовательная: Изучить экспедицию Ф. Магеллана, Васко да Гамы, Хр. Колумба.
2.
Развивающая: развивать умение
работы с текстом, учить
Новые имена, даты: Бартоломеу Диаш 1487-1488 гг., Васко да Гама 1497-1499 гг., Христофор Колумб 1492-1493 гг., 1502-1504 гг., Америго Веспуччи, Фернандо Магеллан 1519-1521 гг.
Оборудование: презентация: карты «Великие географические открытия», портреты путешественников, иллюстрации.
Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят сообщения: биография Х.Колумба, Васко да Гаммы, Ф. Магеллана.
1.Повторение изученного. Учащиеся отвечают на вопросы: 1) что представляла собой Индия до Великих географических открытий? Как вы думаете, по каким путям Европа вела торговлю с Индией?; 2) Какие народы жили в доколумбовской Америке? Каковы особенности управления государством у разных народов Америки? Как вы думаете, смогли бы народы Америки противостоять завоеваниям?
2.
Переход к новой теме: Позднее
средневековье. Тема: Открытие Америки
и морского пути в Индию.
Итак, мы выяснили, как жили народы
доколумбовой Америки. На
3. Изучение новой темы
1.
По ходу рассказа учителя
Причины Великих географических открытий: поиск новых путей из Европы в Азию для торговли напрямую; жажда наживы; поиск золота.
2. Рассказ учителя об экспедициях португальцев вдоль западного берега Африки (с использованием карты). (слайд3) 3. Сообщение учащегося о жизни Васко да Гаммы (портрет - слайд 4) и рассказ учителя об открытии морского пути в Индию (карта - слайд 5).
4. Биография Х. Колумба – сообщение учащегося (портрет – слайд6) и самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа 48 п.4 – открытие Америки. Ответить на вопрос: какие острова открыл Колумб? Показать на карте (карта - слайд 7)
5. Биография Ф. Магеллана – сообщение учащиеся (портрет – слайд 8) и рассказ учителя Первое кругосветное путешествие (с использованием карты) (карта – слайд 9)
6. Беседа по прочитанному: - какова цель путешествия Ф.Магеллана? (достижение Азии западным путем) - какой океан прошли моряки? (Тихий) - почему они его так назвали? (хорошая погода во время 4-месячного плавания) - почему моряки оказались в трудном положении? - какое значение имело это путешествие? (доказало, что земля-шар) 7. Значение ВГО: повлияли на развитие торговли.
4. Закрепление изученного материала - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Кто же открыл Америку? - Назовите имена Великих путешественников?
5.
Подведение итогов урока 6. Домашнее
задание Параграф 49, взять в библиотеке
книгу о путешествиях, проиллюстрировать
одно из путешествий.
2.2.
Разработка урока по
истории без наглядного
метода обучения
Тема урока: «Боги Древней Греции»
Цель урока: Изучить культы основных древнегреческих богов, познакомить учащихся с мифами о них.
Задачи: Развивающая: развивать умение конспектировать под диктовку учителя, учить анализировать, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Ход урока: Этапы урока, объяснение учителя: