Принцип наглядности в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание

Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории.

Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.

Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.

Методы исследования: Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....3


Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в

средних классах……………………………………………………………................................3


1.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов ….5


1.2. Технология наглядного обучения…………………………………………………………9


1.3. Методы наглядного обучения……...……………………………………………………..14


1.3.1. Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории………..17


Выводы по I главе………………………………………………………………………………24


Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения.………………………………………………………………………..………………26


2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения……….26


2.2. Разработка урока по истории без использования наглядного метода обучения………28


2.3.1. Сравнительный анализ уроков………………………………………………………….29


Выводы по II главе…………………………………………………………………………..…30


Заключение………………………………………………………………………………………31


Список литературы……………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

      Рисунки мелом на доске могут давать географические ориентиры, могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектов можно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественные рисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрыть последовательность событий.

      Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией.

      В сочетании с рисунком могут применяться  аппликации. Аппликации чаще используются при обучении младших школьников.

      На  уроках в старших классах чаще используют схематические изображения, когда на доске во время объяснения появляются линии, стрелки, квадраты, кружки. Это элементы условно-графической наглядности. Сюда относят схемы, диаграммы, графики, картограммы, таблицы.

      Схема – это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

      Традиционно в методике преподавания истории  выделяют следующие виды схем: логические, структурные, последовательные, поисковые, диаграммы, графики, технические, локальные [Студеникин 2002].

      Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо. Логические схемы – это графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого. Поисковые схемы – это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат, наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания.

      П.В. Гора придавал большое значение еще  одному виду схем – диаграммам, которые  могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий. Если на диаграммах представлены однородные данные одновременного действия, то они легко сопоставляются и анализируются, устанавливается их последовательность. Разнородные сведения позволяют проследить динамику и тенденции развития.

      Картограммы – это карты, на которых графически представлены статистические данные, относящиеся к какому-либо явлению.

      Графики – это чертежи, изображающие при  помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо. Графики в отличие от диаграмм показывают цикличность исторических явлений и процессов, их этапы.

      Таблицы – это графическое изображение  исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических  граф с целью их заполнения учащимися. В таблице в отличие от схем нет условных обозначений исторических явлений. Таблицы делятся на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

      Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или  заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории.

      Картографическая  наглядность. Исторические события  происходят как во времени, так и  в пространстве. Отнесение событий  к конкретному пространству и  описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Локальность исторических событий изучается с помощью таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику.

      Карты воспроизводят пространственно-временные  структуры, используя абстрактный  язык символов.

      Исторические  карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные  обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Они подразделяются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупно-, средне- и мелкомасштабные). На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все основные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы и госстандарта. Обзорные карты показывают события определенного периода.

      Обобщающие  карты конкретизируют и более  подробно раскрывают карты тематические, на которых отражены события и явления, учебных тем. Таким образом, были рассмотрены различные виды средств наглядности обучения истории: предметная, изобразительная, условно-графическая.  

      Выводы  I по главе 

      В первой главе был рассмотрен теоретический анализ литературы по проблеме принципа наглядности в обучении.

При анализе  литературы о принципе наглядности  было выявлено что принцип наглядности — один из старейших и важнейших— означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Изначальной опорой наглядности является труд Я.А. Коменского, который дал теоретическое обоснование данного принципа. Он считал что в процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию.

      Д. Ушинский  показывает нам практическую значимость, развитие наблюдательности и мышления. “Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, — начните показывать картинки, и класс заговорит”

Наглядность обогащает  круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление. Была рассмотрена сама технология наглядного обучения. Затем были указаны функции наглядного материала, а также факторы и методы наглядного обучения. Было выделено 4 основных фактора: Первый. Наглядность обучения  вытекает  из  того, что оно выступает для учащихся    как средство  познания  окружающего мира, и поэтому  процесс   этот  происходит  более  успешно. Второй. Познавательный  процесс  требует  включения  в  овладение  знаниями  различных  органов  восприятия. Третий. Наглядность  обучения  основана  на особенностях  мышления  детей,  которое  развивается  от  конкретного  к  абстрактному. Четвертый. Наглядность  повышает  интерес  учащихся  к  знаниям  и  делает  процесс  обучения  более  легким. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения. 
 

    Цель опытно-экспериментального исследования состояла в проведении двух уроков.

    Для решения поставленной цели были поставлена следующая задача опытно-экспериментальной  работы:

    Провести  два урока по истории у школьников 5 – 11 классы. Первый урок с применением наглядного метода обучения, второй без этого метода.

Экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа была организована в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» города Бийска Алтайского края. В исследовании принимали участие учащиеся 6 класса в возрасте 15 лет.

    Исходя  из указанной выше задачи, была организована опытно-экспериментальная работа, включающая 3 этапа:

    Проектировочный. Данный этап предполагает отбор содержания учебного материала.

 Рефлексивный. Данный этап предполагал анализ полученных результатов [Краснова 2002]. 

      2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения 

      Тема  урока: Открытие Америки и морского пути в Индию.

      Цель  урока: познакомить учащихся с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением.

      Задачи: 1. Образовательная: Изучить экспедицию Ф. Магеллана, Васко да Гамы, Хр. Колумба.

      2. Развивающая: развивать умение  работы с текстом, учить анализировать,  выделять главное, сравнивать, устанавливать  причинно-следственные связи, делать выводы; развивать навыки работы с картой, дополнительной литературой, навыки самостоятельной работы, разбора материала на заданную тему; 3. Воспитательная: обогащать, усложнять исторический словарный запас; стимулировать интерес к изучению всемирной истории; дальнейшее развитие монологической речи, культуры устного развернутого ответа.

      Новые имена, даты: Бартоломеу Диаш 1487-1488 гг., Васко да Гама 1497-1499 гг., Христофор  Колумб 1492-1493 гг., 1502-1504 гг., Америго Веспуччи, Фернандо Магеллан 1519-1521 гг.

      Оборудование: презентация: карты «Великие географические открытия», портреты путешественников, иллюстрации.

      Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят  сообщения: биография Х.Колумба, Васко  да Гаммы, Ф. Магеллана.

      1.Повторение  изученного. Учащиеся отвечают на вопросы: 1) что представляла собой Индия до Великих географических открытий? Как вы думаете, по каким путям Европа вела торговлю с Индией?; 2) Какие народы жили в доколумбовской Америке? Каковы особенности управления государством у разных народов Америки? Как вы думаете, смогли бы народы Америки противостоять завоеваниям?

      2. Переход к новой теме: Позднее  средневековье. Тема: Открытие Америки  и морского пути в Индию.  Итак, мы выяснили, как жили народы  доколумбовой Америки. На сегодняшнем  уроке мы отправимся с вами в путешествие, которое покажет, откроет нам имена тех, кто не боялся неизведанного, кого жажда поиска и наживы толкала искать неведанные страны. Цель нашего урока – познакомиться с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением.

      3. Изучение новой темы

      1. По ходу рассказа учителя учащиеся  формулируют причины ВГО. (слайд 2)

      Причины Великих географических открытий: поиск новых путей из Европы в Азию для торговли напрямую; жажда наживы; поиск золота.

      2. Рассказ учителя об экспедициях португальцев вдоль западного берега Африки (с использованием карты). (слайд3) 3. Сообщение учащегося о жизни Васко да Гаммы (портрет - слайд 4) и рассказ учителя об открытии морского пути в Индию (карта - слайд 5).

      4. Биография Х. Колумба – сообщение учащегося (портрет – слайд6) и самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа 48 п.4 – открытие Америки. Ответить на вопрос: какие острова открыл Колумб? Показать на карте (карта - слайд 7)

      5. Биография Ф. Магеллана – сообщение учащиеся (портрет – слайд 8) и рассказ учителя Первое кругосветное путешествие (с использованием карты) (карта – слайд 9)

      6. Беседа по прочитанному: - какова цель путешествия Ф.Магеллана? (достижение Азии западным путем) - какой океан прошли моряки? (Тихий) - почему они его так назвали? (хорошая погода во время 4-месячного плавания) - почему моряки оказались в трудном положении? - какое значение имело это путешествие? (доказало, что земля-шар) 7. Значение ВГО: повлияли на развитие торговли.

      4. Закрепление изученного материала - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Кто же открыл Америку? - Назовите имена Великих путешественников?

      5. Подведение итогов урока 6. Домашнее задание Параграф 49, взять в библиотеке книгу о путешествиях, проиллюстрировать одно из путешествий. 

      2.2. Разработка урока по истории без наглядного метода обучения 

Тема  урока: «Боги Древней Греции»

      Цель  урока: Изучить культы основных древнегреческих богов, познакомить учащихся с мифами о них.

      Задачи: Развивающая: развивать умение конспектировать под диктовку учителя, учить анализировать, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

      Ход урока: Этапы урока, объяснение учителя:

  1. Организационный момент.
  2. Переход к изучению новой темы.

Информация о работе Принцип наглядности в обучении