Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:21, курсовая работа
Эпоха Нового времени знаменуется завершением формирования классической педагогики. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Произошло становление национальных школьных систем. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Зарождались новые теории социального воспитания. Вершинами педагогической мысли того времени, считали идеи немецкой классической философии, в том числе творчество И.Ф. Гербарта, которое представляет большую ценность для изучения и по сей день.
Введение………………………………………………………………………………..4
1 Педагогическая антропология как методология педагогики…………………......5
2 Принципы антропологии……………………………………………………………7
3 Обучение и научная деятельность И.Ф. Гербарта…………………………………9
4 Философские и психологические основы педагогики И. Ф. Гербарта………...13
5 Педагогические воззрения И. Ф.Гербарта: общие принципы; взгляды на нравственное воспитание в собственном смысле и управление………………….16
5.1 Наука о воспитании, ее основы и значение для воспитателя…………………..16
5.2 Цели воспитания: развитие многостороннего интереса и нравственного характера………………………………………………………………………………17
5.3 Средства воспитания и обучения………………………………………………...18
6 Педагогическое наследие И. Ф. Гербарта………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………………25
Список используемой литературы…………………………………………………...28
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет гуманитарных и социальных наук
Кафедра
общей педагогики
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
"Педагогическая антропология"
Принципы
антропологии в педагогической деятельности
И. Ф. Гербарта
ГОУ ОГУ
031201.65.5011.09 ОО
Оренбург 2011
Министерство образования Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет гуманитарных и социальных наук
Кафедра
общей педагогики
Задание
на курсовую работу
Принципы
антропологии в педагогической деятельности
И. Ф. Гербарта
Исходные данные: Основные государственные документы по образованию,
законы по образованию РФ, президентская
инициатива
Перечень подлежащих разработке вопросов:
а) раскрыть содержание педагогической антропологии и ее
принципов;
б) выявить факторы, определяющие структуру
педагогической деятельности И. Ф. Гербарта;
в) исследовать этапы антропологии в педагогической
деятельности И. Ф. Гербарта;
г) обосновать перспективы педагогической деятельности
И.Ф. Гербарта в современной России.
Дата выдачи задания "____"_____________2011 г.
Руководитель С. М. Каргапольцев
Исполнитель
студент группы 08 ТМП-2 А. В. Белокопытова
Срок защиты проекта "____"____________2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Педагогическая антропология как методология педагогики…………………......5
2 Принципы антропологии………………………………………………
3 Обучение и научная деятельность И.Ф. Гербарта…………………………………9
4 Философские и психологические основы педагогики И. Ф. Гербарта………...13
5 Педагогические воззрения И. Ф.Гербарта: общие принципы; взгляды на нравственное воспитание в собственном смысле и управление………………….16
5.1 Наука о воспитании, ее основы и значение для воспитателя…………………..16
5.2 Цели воспитания:
развитие многостороннего интереса и
нравственного характера………………………………………………………
5.3 Средства воспитания
и обучения………………………………………………...
6 Педагогическое наследие И. Ф. Гербарта………………………………………...20
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………….
Введение
Эпоха
Нового времени знаменуется
ХХ век предъявил новые требования к человеку, к его личностным качествам, и необходимо было получить более полное знание о ребенке и способах подготовки его к жизни, чтобы подготовить здорового, интеллектуально развитого человека, способного справиться с огромными психическими и физическими нагрузками. Отдельные науки - психология, физиология, экология, педиатрия, педагогика - подходят к растущему человеку со своих позиций. Однако не интегрированные е в единое целое фрагменты знаний трудно использовать в решении сложных задач изучения, обучения и воспитания личности, поэтому педологическое направление, делавшее попытку исследовать человека целостно, на разных этапах онтогенеза, и получило такое активное развитие в первые десятилетия ХХ а. в виде педологии, a затем в конце ХХ и начале ХХI в. в возрождающейся педагогической антропологии.
Антропологический подход к образовательной деятельности, может быть понимаем как мировоззренческая; гносеологическая, теоретическая и практическая ориентация его на человека как свою главную цель и ценность.
Для педагогической антропологии основным является не только вопрос о сущности человека, но и его решение; которое должно определять пути и средства формирования личности, условия протекания этого процесса.
Одним
из таких условий является
образование как всеобщая
Человек целостен, любое педагогическое
воздействие на него вызывает
сложный эффект, производя изменение
в физическом состоянии,
В настоящее время педагогическая антропология имеет много разных толкований. Наиболее четко выделяются два подхода:
1.педагогическая антропология рассматривается как самостоятельная отрасль науки об образовании, как целостное и системное знание о человеке воспитывающемся, воспитываемом и воспитывающим, человеке как субъекте и объекте образования, как интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания, что предполагает определение ее предмета, объекта, методов, целей, задач, специфических закономерностей и содержания, места в системе наук, прежде всего в системе педагогического и антропологического знания;
2.педагогическая антропология интерпретируется как основание педагогической теории и практики, как методология наук о воспитании, не как отдельная дисциплина, а своеобразное ядро общей педагогики, которое вбирает в себя научные результаты знаний о человеке в процессе воспитания.
Педагогическая
антропология - «изучение человека
во всех проявлениях его природы
со специальным приложением к
искусству воспитания» (К.Д. Ушинский);
философское течение, претендующее
на создание целостного u всестороннего
взгляда на воспитание (В.Б. Куликов);
педагогически
B
основе каждой науки лежит
система принципов, на которых
строится сама эта научная
область и применение ее
1. антропологический, предписывающий рассмотрение понятия «человек» в качестве исходной категории, всех других категорий и понятий как производных от исходной, описывающих и углубляющих понимание, сущности человека;
2. целостности и уникальности человека;
3. онтологический, требующий рассматривать воспитание как модус (способ, вид) бытия человека, а понятие «воспитание» - как онтологическую категорию;
4. единства общего, особенного и единичного в познании человека;
5. осмысления сущности воспитания как взаимодействия общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры;
6. неопределенности результатов педагогического воздействия или взаимодействия и неизмеримости, безмасштабности человека, невозможности его исчерпывающего постижения и окончательного определения;
7. понимания детства как первопричины всего последующёго в жизни человека;
8. признания способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания, предусматривающий приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации;
9. креативности, обязывающий использовать только те педагогические формы и методы, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника;
10. диалогизма,
предусматривающий использование методов,
форм и средств воспитания и обучения
диалогического характера, предоставляющих
воспитаннику возможность свободной диалогической
самореализации в общении с воспитателем,
миром культуры, с самим собой;
11. самопознания; предъявляющий к педагогическим методам, средствам, организационным формам требование - быть методами, средствами, формами самопознания, а на этой основе и самоопределения, самореализации;
Информация о работе Принципы антропологии в педагогической деятельности И. Ф. Гербарта