Принципы антропологии в педагогической деятельности И. Ф. Гербарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Эпоха Нового времени знаменуется завершением формирования классической педагогики. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Произошло становление национальных школьных систем. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Зарождались новые теории социального воспитания. Вершинами педагогической мысли того времени, считали идеи немецкой классической философии, в том числе творчество И.Ф. Гербарта, которое представляет большую ценность для изучения и по сей день.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..4
1 Педагогическая антропология как методология педагогики…………………......5
2 Принципы антропологии……………………………………………………………7
3 Обучение и научная деятельность И.Ф. Гербарта…………………………………9
4 Философские и психологические основы педагогики И. Ф. Гербарта………...13
5 Педагогические воззрения И. Ф.Гербарта: общие принципы; взгляды на нравственное воспитание в собственном смысле и управление………………….16
5.1 Наука о воспитании, ее основы и значение для воспитателя…………………..16
5.2 Цели воспитания: развитие многостороннего интереса и нравственного характера………………………………………………………………………………17
5.3 Средства воспитания и обучения………………………………………………...18
6 Педагогическое наследие И. Ф. Гербарта………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………………25
Список используемой литературы…………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 54.99 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет гуманитарных и социальных наук

Кафедра общей педагогики 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине "Педагогическая антропология" 

Принципы антропологии в педагогической деятельности                И. Ф. Гербарта 

ГОУ ОГУ 031201.65.5011.09  ОО 
 

                                                 Руководитель работы

                                                                              доктор пед. наук, профессор

                                                 _______________С. М. Каргапольцев

                                                 "_____"_________________2011г.

                                                 Исполнитель

                                                 студент группы 08 ТМП-2

                                                 _______________А.В. Белокопытова

                                                "_____"_________________2011г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург 2011

Министерство образования Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет гуманитарных и социальных наук

Кафедра общей педагогики 

Задание на курсовую работу 

Принципы антропологии в педагогической деятельности И. Ф. Гербарта 

Исходные данные:   Основные государственные документы по образованию,  

            законы по образованию РФ, президентская инициатива                                      

                                   « Наша новая школа», философская и психолого-  

                                   педагогическая литература по проблеме исследования,

                                   информационные интернет-ресурсы, педагогические труды

                                   И.Ф. Гербарта, а также публикации отечественных и                          

                                  зарубежных ученых по исследуемой проблеме.

Перечень подлежащих разработке вопросов:    

          а) раскрыть содержание педагогической антропологии и ее     

           принципов;

            б) выявить факторы, определяющие структуру   

            педагогической   деятельности  И. Ф. Гербарта;

            в) исследовать этапы антропологии в педагогической

            деятельности И. Ф. Гербарта;

           г) обосновать перспективы педагогической деятельности                                 

            И.Ф. Гербарта в современной России. 
         
         
         
         
         

Дата выдачи задания "____"_____________2011 г.

Руководитель   С. М. Каргапольцев

Исполнитель

студент группы 08 ТМП-2 А. В. Белокопытова

Срок защиты проекта  "____"____________2011 г.

 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………..4

1  Педагогическая антропология как методология педагогики…………………......5

2  Принципы антропологии……………………………………………………………7

3  Обучение и научная деятельность И.Ф. Гербарта…………………………………9

4  Философские и психологические основы педагогики  И. Ф. Гербарта………...13

5  Педагогические воззрения И. Ф.Гербарта: общие принципы; взгляды на нравственное воспитание в собственном смысле и управление………………….16

5.1 Наука о воспитании, ее основы и значение для воспитателя…………………..16

5.2 Цели воспитания: развитие многостороннего интереса и нравственного характера………………………………………………………………………………17

5.3 Средства воспитания и обучения………………………………………………...18

6  Педагогическое наследие И. Ф. Гербарта………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………………25

Список используемой литературы…………………………………………………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Эпоха Нового времени знаменуется завершением  формирования классической педагогики. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые  возможности и индивидуальность человека. Произошло становление  национальных школьных систем. Наметился  поворот к психологическому обоснованию  учебно-воспитательного процесса. Зарождались  новые теории социального воспитания. Вершинами педагогической мысли  того времени, считали идеи немецкой классической философии, в том числе  творчество И.Ф. Гербарта, которое представляет большую ценность для изучения и  по сей день. Нужно отметить, что  его труды дают представление  о развитии классической европейской  педагогики 19 века. Концепции Гербарта отражены во многих работах его учеников и последователей - делает его труды  бесценными, и дает понять, что его  труды долгое время влияли на развитие педагогической мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

    1. Педагогическая  антропология как  методология педагогики
 
 

     ХХ  век предъявил новые требования к человеку, к его личностным качествам, и необходимо было получить более  полное знание о ребенке и способах подготовки его к жизни, чтобы  подготовить здорового, интеллектуально  развитого человека, способного справиться с огромными психическими и физическими  нагрузками. Отдельные науки - психология, физиология, экология, педиатрия, педагогика - подходят к растущему человеку со своих позиций. Однако не интегрированные  е в единое целое фрагменты  знаний трудно использовать в решении  сложных задач изучения, обучения и воспитания личности, поэтому педологическое направление, делавшее попытку исследовать  человека целостно, на разных этапах онтогенеза, и получило такое активное развитие в первые десятилетия ХХ а. в виде педологии, a затем в конце ХХ и начале ХХI в. в возрождающейся педагогической антропологии.

     Антропологический подход к образовательной деятельности, может быть понимаем как мировоззренческая; гносеологическая, теоретическая и практическая ориентация его на человека как свою главную цель и ценность.

     Для педагогической антропологии основным является не только вопрос о сущности человека, но и его решение; которое  должно определять пути и средства формирования личности, условия протекания этого процесса.

 Одним  из таких условий является  образование как всеобщая форма  человеческого способа жизнедеятельности.

       Человек целостен, любое педагогическое  воздействие на него вызывает  сложный эффект, производя изменение  в физическом состоянии, эмоционально-нравственном  настрое, когнитивных процессах  и других характеристиках личности. Поэтому знание о сложных последствиях  педагогического воздействия и  планирование образовательного  процесса с учетом его комплексных  характеристик являются важнейшим  условием эффективного педагогического  труда.

     В настоящее время педагогическая антропология имеет много разных толкований. Наиболее четко выделяются два подхода:

1.педагогическая антропология рассматривается как самостоятельная отрасль науки об образовании, как целостное и системное знание о человеке воспитывающемся, воспитываемом и воспитывающим, человеке как субъекте и объекте образования, как интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания, что предполагает определение ее предмета, объекта, методов, целей, задач, специфических закономерностей и содержания, места в системе наук, прежде всего в системе педагогического и антропологического знания;

2.педагогическая антропология интерпретируется как основание педагогической теории и практики, как методология наук о воспитании, не как отдельная дисциплина, а своеобразное ядро общей педагогики, которое вбирает в себя научные результаты знаний о человеке в процессе воспитания.

     Педагогическая  антропология - «изучение человека во всех проявлениях его природы  со специальным приложением к  искусству воспитания» (К.Д. Ушинский); философское течение, претендующее на создание целостного u всестороннего  взгляда на воспитание (В.Б. Куликов); педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества u познания (Б.М. Бим-Бад); наука о человеке в образовательном  пространстве; философская база воспитания, которая позволяет понять структуру  воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; система  педагогических взглядов, основанных на данных наук, изучающих человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Принципы  антропологии
 

     B основе каждой науки лежит  система принципов, на которых  строится сама эта научная  область и применение ее положений,  в данном случае к анализу  процессов в собственно педагогике, если педагогическая антропология  развивается как методологическая  дисциплина. К ним на данном  этапе развития педагогической  антропологии можно отнести следующие  принципы:

1. антропологический, предписывающий рассмотрение понятия «человек» в качестве исходной категории, всех других категорий и понятий как производных от исходной, описывающих и углубляющих понимание, сущности человека;

2.   целостности и уникальности человека;

3.  онтологический, требующий рассматривать воспитание как модус (способ, вид) бытия человека, а понятие «воспитание» - как онтологическую категорию;

4.   единства общего, особенного и единичного в познании человека;

5.  осмысления сущности воспитания как взаимодействия общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры;

6. неопределенности результатов педагогического воздействия или взаимодействия и неизмеримости, безмасштабности человека, невозможности его исчерпывающего постижения и окончательного определения;

7.   понимания детства как первопричины всего последующёго в жизни человека;

8. признания способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания, предусматривающий приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации;

9.   креативности, обязывающий использовать только те педагогические формы и методы, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника;

10. диалогизма, предусматривающий использование методов, форм и средств воспитания и обучения диалогического характера, предоставляющих воспитаннику возможность свободной диалогической самореализации в общении с воспитателем, миром культуры, с самим собой; 

11. самопознания; предъявляющий к педагогическим методам, средствам, организационным формам требование - быть методами, средствами, формами самопознания, а на этой основе и самоопределения, самореализации;

Информация о работе Принципы антропологии в педагогической деятельности И. Ф. Гербарта